Мир поделен на черное и белое, на мужчин и женщин, на Запад и Восток. Но есть вечные ценности, у которых нет границ, нет возраста, нет предела. И музыка – одна из них. Есть кино, есть музыка в кино, музыка для кино. И есть кино о музыке.
Об этом, редком нынче, виде киноискусства мне напомнил фильм Фатиха Акина «По ту сторону Босфора». Фильм необычный, он документальный и музыкальный, и по-настоящему захватывающий. Этакое роуд-муви о Турции: музыкальной, разножанровой и многоцветной. Это не просто экскурсия по Стамбулу, а возможность понять культуру Востока через общение с музыкантами разных жанров и поколений.
Примечательно, что сам режиссер родом из Турции, в настоящее время живет и работает в Германии - вот еще одно подтверждение того, что большое видится на расстоянии. Интересен взгляд издалека, извне, взгляд человека, несущего в себе уже больше западной культуры, но сумевшего при этом не только сохранить свои корни, но и увлечь (даже заразить!) этой культурой окружающих. И, несомненно, каждый найдет здесь что-то близкое и интересное. Такое, что заставит вернуться в мир Востока еще и еще.
Именно здесь, между Западом и Востоком, на берегах пролива Босфор особенно причудливо переплелись культуры разных народов, музыкальные направления прошлого и современности: рок в сочетании с народными мотивами, традиция музыки саз, напоминающая немного блюз, и даже хип-хоп. Кстати, исполнение в фильме хип-хопа и рэпа для меня было неожиданностью, на удивление приятной. Очень уж мастерски парень не читал, а именно выпевал рэп, и слова и звуки, как маленькие рыбки, вылетали из него с немыслимой скоростью, причем все это на одном дыхании!
Конечно, у многих из нас существует стереотипное представление о Турции как о стране доступного туризма и дешевых товаров. Но удивительное рядом! Передо мной открылось все многообразие талантливых представителей этой страны. Здесь и уличные музыканты, играющие что-то типа социального рока, и эстрадные артисты, придающие народным мотивам современное звучание, и редкие носители истинно народной музыки, где сочетаются мастерство исполнения, необычный тембр голоса и сопутствующие этому атрибуты: одежда, украшения, национальные инструменты. Здесь важен ритм, отличный от европейского, важна сама подача материала. Одна из исполнительниц традиционной турецкой музыки говорит: «В отличие от цыганской, где ноги сами пускаются в пляс, турецкую музыку нужно слушать сидя. В этой музыке боль и радость».
Один из пластов музыки, заполняющих Стамбул – это курдская музыка, которая долгое время была в изгнании. С экрана звучит традиционная песня-плач. Девушка поет, аккомпанируя себе на старинном струнном инструменте, и все страдания и боль выливаются в музыку и голос – пронзительный и волнующий.
Удивительно, как в фильме показана сама Музыка: вот она написана в нотах, вот ее отражение на лицах музыкантов, вот её динамика в танце. Режиссеру удалось не только проникнуть в самые укромные закоулки музыкального Стамбула, но и перенести его на экран. Фильм передает энергетику каждого музыкального направления. Сделано это с помощью цвета и света, звука и кадра. На полтора часа есть возможность погрузиться в познавательный, удивительно эстетичный и тонкий мир музыки Востока, мир турецкого режиссера из Германии Фатиха Акина.
«Мы живем на одной земле, и нужно уважать культуру и религию другого народа» - говорится в фильме. И этот фильм не только о музыке.