Москва
7.6

Фильм
На краю рая

Auf der anderen Seite, Германия, Турция, Италия, 2007
Драма Фатиха Акина про фатальные случайности

Неджат (Даврак) едет из Германии в Турцию искать дочь покойной возлюбленной своего отца. Масса героев, переплетение немецкой и турецкой культур, а также приз за лучший сценарий в Каннах. Вундеркинд турецкого происхождения Фатих Акин («Головой о стену») — главный из нынешних молодых немецких режиссеров; фильм выдвинут Германией в качестве кандидата на «Оскар» за лучший иностранный фильм.

  • На краю рая – афиша
  • На краю рая – афиша
  • На краю рая – афиша
  • На краю рая – афиша
  • На краю рая – афиша
Драма
16+
Фатих Акин
23 мая 2007
4 сентября 2008
2 часа 2 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Фатиха Акина

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
22 августа 2008
Германо-турецкая драма про фатальные случайности

Одинокий пожилой турок (Куртис), живущий в Бремене, ходит к соотечественнице-проститутке (Кезе) и однажды предлагает ей переехать к нему жить. Запускается цепь событий, из-за которых его сын, грустный профессор-германист (Даврак), станет владельцем книжной лавки в Стамбуле. Тем временем дочь проститутки, молодая стамбульская радикалка (Ешильчай), спасаясь от преследования властей, с поддельными документами бежит в Германию. Там у нее начинается бурный роман с немецкой студенткой (Циолковска) и тлеющий конфликт с ее матерью (Шигулла).

Фатих Акин, фильм за фильмом тасуя одни и те же мотивы (возвращение домой, бегство, столкновение культур, мораль против религии) и даже сюжетные повороты (непреднамеренное убийство, переход границы, Стамбул как неизбежный пункт назначения), поднимает планку все выше. Скажем, микросюжет «путешествие гроба», в одной ранней картине Акина решенный как комическая чехарда, превращается тут в два монументальных, смыслообразующих кадра. От грубой, приземленной, варварской мелодрамы молодой режиссер движется к густонаселенным символическим полотнам, так что, кажется, еще шаг — и он, взгромоздившись на кросскультурные котурны, начнет пасти народы (немецкий и турецкий, как минимум). В «На краю рая» Акин, тем не менее, на краю и останавливается; это размашистое, амбициозное кино порой сбивается на фальшивые ноты, литературщину («Как вы меня узнали?» — «Вы тут самый грустный человек». — «Как хорошо вы знали мою дочь?» — «Достаточно, чтобы проникнуться к ней симпатией»), но обезоруживает своей дерзостью и своей энергией. Совпадения, судьбоносные случайности — прерогативу телевизионного «мыла» и напыщенных фильмов Иньярриту — Акин аранжирует так тонко, что они не выбиваются, дразня, из общей мелодии, а лишь организуют ее. Спрессовав в два часа материал на три-четыре плохих фильма, турок каким-то чудом умудряется сделать из него один очень хороший.

14
0

Отзывы

7
Сергей Палилов
22 отзыва, 29 оценок, рейтинг 54
12 сентября 2008

Диалог континентов


Снять трилогию о любви, смерти и зле – такую цель, когда ему еще не было и 30, поставил себе режиссер Фатих Акин, немец турецкого происхождения. «Для того, чтобы окончательно стать взрослым, я должен снять три фильма», - говорил тогда Акин. Этот путь пройден на две трети. В российский прокат вышел второй фильм его трилогии – «На краю рая».
Это своеобразное продолжение первого фильма - «Головой о стену», который вышел в 2004 году и завоевал «Золотого медведя» на Берлинале. Он повествовал о любви двух одиноких людей: 40-летнего опустившегося после смерти жены мужчины и 20-летней турчанки с суицидными наклонностями. Фильм о любви, приносящей только проблемы. Такие, что от этой безысходности хочется биться головой о стену. Лента «На краю рая», получившая каннскую премию за сценарий, немного другая. «Она о смерти, но в том смысле, что каждая смерть - это рождение. Потому что и смерть, и рождение открывают двери в другие измерения», - говорит Акин.
«На краю рая» разбит на три истории. Прием, впрочем, далеко не нов. Популярным его сделал еще Квентин Тарантино в «Криминальном чтиве», а довел до совершенства мексиканец Алехандро Гонсалес Иньяритту в «Сука-любовь» и «Вавилоне».
Тем не менее Акин внес в него собственную изящность. Все три линии в фильме сделаны мастерски.
Фильм о судьбах шести людей, которые, так или иначе, связаны друг с другом. Вдовец Али Аксу, спасаясь от одиночества, приглашает проститутку Этер пожить у него. Его сын Неджат, профессор германистики, не одобряет поступок упрямого отца. Но когда узнает, что заработанные деньги она отсылает единственной дочери в Стамбул, чтобы та могла учиться, то начинает ее уважать. Неджат едет в Турцию в надежде отыскать дочь Этер – Айтен. Он не знает, что экстремистка Айтен, спасаясь от политического преследования, перебралась в Германию. Одна и без денег она знакомится с немецкой студенткой Лоттой, которая проникается симпатией к молодой радикалке и предлагает ей пожить у нее. Благородный жест вызывает неприятие у консервативной матери Лотты – Сузанны, считающей, что все проблемы Турции закончатся после вступления в Евросоюз. В итоге Айтен сажают в тюрьму. Импульсивная Лотте, бросая все, стремится помочь несчастной девушке.
Как и в первой его работе, отовсюду сквозит безысходность. Мать не понимает дочь, сын не понимает отца. Но эволюция героев уже есть – на поверку оказывается, что из любой ситуации можно найти выход, даже если между людьми стоят границы непонимания - как между разными культурами, так и членами одной семьи. Несмотря на оптимистическое начало этих киноисторий, продолжение окажется трагическим, о чем режиссер безапелляционно заявляет зрителю. Фатальное ожидание чего-то нелепого и страшного напоминает «Декалог» знаменитого Кшиштофа Кесьлевского. Непросто припомнить другой фильм, который был бы насыщен столькими мыслями. За два часа экранного времени Фатиху Акину удалось задать множество вопросов, обозначив их легкими контрапунктами, и дать зрителю самостоятельно поразмышлять над ними. Семья, эмиграция и возвращение домой, искусство, антиглобализм и политическая оппозиция – вот темы нового фильма немецкого режиссера. Взяв за основу любую из них, он выстраивает вокруг нее весь сюжет, при этом логичность и целостность не страдают. В хитром переплетении судеб и человеческих историй, на первый взгляд случайных совпадений и знакомств, географических расположений кроется изящество архитектуры фильма. Сюжетные линии сходятся в Стамбуле, самом главном городе для режиссера турецкого происхождения. В оригинале фильм называется «На другой стороне». И эта мысль проходит через весь фильм. У всего в мире есть другая или оборотная сторона. На краю оказываются персонажи этой драмы. На другой стороне национальных и религиозных разногласий, политики и в конечном итоге себя. Несмотря на драматичность истории, режиссер фильма «На краю рая» не отбирает у героев надежды на прощение и объединение, не обращая внимания на национальные признаки и политические разногласия. Но дороже в фильме Акина то, что даже смерть не бывает безнадежной. В нем есть боль и отчаяние, однако есть и человеческое тепло, и чуткость, и какая-то своя высшая справедливость.


5
0
9
Игорь Игнатов
54 отзыва, 107 оценок, рейтинг 70
8 сентября 2008

Артхаус, как правило, кино не для всех. Посещаю такие фильмы и напрягуюсь от случайных людей пришедших в зал... стоит ли говорить о смешках, хихиканиях и ненужных комментариях...
Но в этот раз все сидели как мышки и ,мне казалось, не дышали...
Фильм пронзает простыми истинами, но без пафоса и символических наворотов.Это единственный фильм из артхаусной братии после которого легко, а не тяжело. И хочется остаться в кинозале вместе с главным героем и прикоснуться к его "раю"

3
0
7
Walter Klemmer
92 отзыва, 245 оценок, рейтинг 550
9 декабря 2007

"На другой стороне" - как мне показалось, шаг назад для режиссёра Акина, если сравнивать с его предыдущим фильмом "Головой о стену": те же темы межкультурных противоречий, межчеловеческой непонятости и одновременно схожести людей независимо от языка и цвета кожи, - но при всём этом неожиданно исчезла некая новизна, которой Фатих Акин брал в "Gegen die Wand" и даже в раннем "Солино". Это, впрочем, не отменяет силы и красоты фильма.

История разделена на три части, озаглавленные "Смерть Йетер", "Смерть Лотте" и "На другой стороне". В Бремене пожилой турок-эмигрант Али предлагает проститутке Йетер (тоже турчанке) жить с ним за деньги; Йетер поначалу отказывается, но после угроз со стороны местной турецкой коммуны в лице двух вышибал, борющихся за нравственную чистоту, соглашается переехать. Али впрочем любитель выпить и в какой-то момент между ними вспыхивает ссора. Йетер разбивает голову, Али сажают в тюрьму с грозящей депортацией, а его сын, турок, интеллигентного вида профессор германистики, решает вернуться на родину в Стамбул, чтобы найти дочь Йетер. Та же тем временем, будучи участницей некоего террористического движения, спасается бегством в Германию, где вместо матери находит студентку Шарлотту (и просто Лотте), уставшую от скучной буржуазной жизни лесбиянку, которая пускается за красавицей Айтен в глупую авантюру. В финале Германия и Турция обменяются гробами и истории главных героев, спотыкавшихся друг о друга почти всю свою жизнь, вырулят в примиряющей развязке, в которой мать Лотте и сын Али встретятся и окажутся единствеными, кто сможет найти внутренний мир во всей этой круговерти.

Между прочим, сценарий "На другой стороне" был назван лучшим на последнем Каннском фестивале; мне же показалось, что сценарий у фильма и есть его главный недостаток. Невероятная переплетённость судеб нескольких совершенно разных и не связанных друг с другом людей ближе к середине перестала давать эффект неожиданности. Более того, в финале мы уже начали думать, что, как в качественной мыльной опере, мать Лотте и сын Али (памятуя хиппи-прошлое первой) окажутся связаны материнско-сыновними узами - слава богу, режиссёр вовремя остановился. В принципе, каждый раз приём "What a twist!" работает вполне себе, просто на два часа экранного времени таких приёмов случилось уж слишком много для серьёзной европейской драмы.

Хотя тут как не вспомнить Альмодовара, Иньярриту и прочих, которые только в такой манере и снимают? Фатих Акин, между тем, хорош как режиссёр характеров, а не событий (хоть у него получилось и это), так что надеюсь, в следующий раз он снимет если не что-то для себя более привычное, то по крайней мере более соответствующее своему таланту.

Актёры в фильме все в отличной форме, хотя и ни одного знакомого лица кроме актрисы Фассбиндера Ханны Шигулла не сыскать. Шигулла же играет просто безумно прекрасно, её Сузанна, тихая немецкая пенсионерка, со своей современной терпимостью к гомосексуализму дочери, и агрессивной турчанке Айтен, и к дикой жизни Стамбула, куда она в финале перебирается в попытке закончить то, что так хотела совершить её погибшая дочь - потрясающий, потрясающий персонаж. Сцена, когда она начинает по-бабьи выть и трясти руками, поминая свою дурочку Лотте - мощная и искренняя, одна из редких сцен в кино, когда от женских истерик не хочется отворачиваться от экрана.

"На другой стороне" выдвинут Германией как "оскаровский"; очень сильный претендент как минимум на попадание в пятерку номинантов - дадут вряд ли, памятуя победы "Нигде в Африке" и "Жизни Других" за последние несколько лет. Но по крайней мере, есть шанс быть замеченным не только фестивальной публикой, но и обычным зрителем.

3
0
5
Федор Обзоркин
595 отзывов, 782 оценки, рейтинг 2050
19 марта 2010
Атмосфера безысходности: «На краю рая»

Я редко перед написанием рецензии читаю чужие отзывы. Обычно фильмы оставляют весьма однозначный осадок, и рассказывать о них – просто и легко. Но все не так с фильмом «На краю рая». Он одновременно уныл и интересен, скучен и динамичен, и вызывает полный спектр эмоций – от восхищения до отвращения. Да, бывает и так, но если положить руку на сердце, то я, пожалуй, выберу отрицательную оценку этого фильма. Потому что он – бессмысленен, так же бессмысленен, как и практически весь кинематограф, взявший за основу проблему жизни эмигрантов в странах с совершенно иной культурой.

http://obzorkino.livejournal.com/82445.html

Фатих Акин, так понравившийся нашему дружному коллективу по фильму «Душевная кухня», предлагает зрителю историю столкновения двух культур: немецкой и турецкой. Для более крепкого сплетения многочисленных сюжетных линий были взяты за основу три семьи: «истинно арийская», чисто турецкая и семья эмигрантов из Турции, проживающая в Германии. Из каждой семьи выдернуты по два члена – родитель и ребенок. Ну а дальше все сюжеты переплетаются. Али, отец Нежада, приводит в дом проститутку Этер, которую в порыве одержимости зеленым змием убивает. В это время ее дочь Айтен сбегает из Турции из-за политических гонений и знакомится в Германии с немкой Лоттой. Долго Айтен не продержится, и полиция ее депортирует обратно в Турцию, Лотта, вопреки воле своей матери, отправляется за Айтен, но так же глупо, как Этер, погибает. И типа получается, что в каждой семье произошла потеря, все они типа несчастны, и этим типа горем пропитан этот типа фильм.

Вообще, если раскладывать фильм на кусочки, на мини-сюжеты, то он становится очень интересным. Диалог Сюзанны, матери Лотты, и Айтен о том, что Турции надо бы вступить в Евросоюз, очень показателен. Молодое поколение стран типа Турции и других «кандидатов в ЕС» не понимает, что такое жить в «общем доме». Если в России большинство людей переболело революционным протестом уже давно (а те, кто не переболел, просто доживают свой шизофренический век), то в той же Турции борьба в самом разгаре. Протесты примерно из разряда «пчелы против меда», и в принципе, очень показательны для поклонников либерального течения в России – именно этим закончится излишнее бурление в простом электорате. Айтен плевать на все и всех, но даже она в конце концов между «идеей» и «жизнью» выбирает второе.

Нежад – тоже весьма интересный персонаж. До истории с его отцом и проституткой он – скучный профессор. Но после определенных событий он находит в жизни новую цель – найти дочь той самой проститутки и дать ей возможность получить образование. Слава Богу, не находит, так как Айтен это образование в жопу не впивалось, если говорить грубо.

Жалко в этом паноптикуме только одну героиню – Сюзанну, консервативную немку, чья дочь в лесбийском порыве уехала в Турцию и там погибла. Эта седовласая женщина символизирует все Европу, добрую и спокойную, но впустившую в свой дом вандалов и голодранцев, устанавливающих собственные правила. Ее горе показано особенно хорошо, и, по сути, она и Нежад – это то, что Европа хотела, а Лотта и Айтен – то, что Европа на самом деле получила. Смерть вместо жизни, протест вместо компромисса, разрушение вместо строительства нового дома для всех европейских стран.

Перечитал вышенаписанное и думаю – сейчас ведь меня обвинят в том, что я, гадина, рассказал весь сюжет и не оставил интриги. Какая вам нужна интрига? Это очень меланхоличное и сложное кино, в котором динамическое развитие событий подменяется необходимостью переосмысливать все, что происходит на экране. Да, это очень, очень скучный и унылый фильм. Примерно как роман «Война и мир» Толстого – далеко не всем он по плечу, но есть и такие люди, кто зачитывается этим унылейшим романом и даже может на память его цитировать. Что ж теперь, назвать таких людей дебилами? Нет, за этим – не ко мне.

Вердикт: рекомендую тем, кому близка тема столкновения двух культур в отдельно взятой европейской стране. Ну и качественный арт-хаус вообще. Остальных предупреждаю – фильм уныл и долог, не тратьте время.

(с) Обзоркино

2
0
9
Евгений
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 4
28 сентября 2008

Всем добрый день!
Чтобы понять по рецензии - стоит ли идти на фильм, хорошо бы знать хоть что то об авторе отзыва.
Я - ищу такие фильмы. (Они, как правило, в самом низу списка, и списочек конотеатров, где они идут - малюуусенький, а порой это один сеанс в одном месте, как например "Залечь на дно в Брюгге"). Новые, с неизвестными героями, с глубоким смыслом, сплетением судеб и размышлениями о философии жизни. И я не стану переписывать сюжет в отзыве. Фильм - великолепный. Для такого как я(опять же). Показана и настоящая жизнь и её хитросплетения и огромные переживания. И что очень важно для такого как я, например - не смотря на то, что это драма и очень "драма" - уходишь с фильма с легким позитивным чувством, что "все будет хорошо" . И это не хэппи энд. Это жизнь.

2
0

Подборки Афиши
Все