Москва
6.8

Фильм
Царь Эдип

Edipo re, Италия, Марокко, 1967
Экранизация трагедии Софокла: инцест, слепота и смерть

История о царе Эдипе и его непростых отношениях с родителями.

  • Царь Эдип – афиша
  • Царь Эдип – афиша
  • Царь Эдип – афиша
  • Царь Эдип – афиша
  • Царь Эдип – афиша
Драма
14+
Пьер Паоло Пазолини
2 сентября 1967
1 час 44 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Пьера Паоло Пазолини

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Николай Таранцов
37 отзывов, 38 оценок, рейтинг 8
11 июня 2014
Для бед великих спас дитя, и если Ты мальчик тот, знай, ты рожден на горе!


Одна из нескольких сохранившихся, дошедших до нас трагедий, великого Софокла, «Царь Эдип». Непростая история. История, к которой кроме Пазолини обращались многие авторы. Обращался Аристотель в своей «Поэтике». И Сенека написал драму «Эдип», и у Корнеля тоже есть одноименная драма, и у Вольтера. Обращались к этой истории и современные писатели, такие как Луи Арагон «Гибель всерьёз», Анри Бошо «Эдип, путник». Игорь Стравинский написал оперу-ораторию, по пьесе Жана Кокто, /экранизацию этой оперы в 1993 году в Японии сделал Джули Тэймор/, да и другие деятели кинематографа, не обошли эту тему вниманием. Так в 1957 году канадские режиссёры Тайрон Гатри, Абрахам Полонски сняли фильм «Грех кровосмешения», а в 1959 году, Жан Кокто, снял фильм «Завещание Орфея». В 1968 году, английский режиссёр, Филип Савилл снял фильм «Царь Эдип», 1972 году американский режиссёр Джош Бекер, снял восьмиминутную короткометражку, режиссёр с Кипра, Иоаким Милонас, в 2009 году снял фильм «Эдип», и это не всё, список этот можно продолжить.

Нынче, к сожалению не так, как раньше читают, а уж тем более поэзию, да ещё античных авторов, поэтому краткий, как бы синопсис, думаю не помешает, тем более, учитывая, что у Пазолини свой взгляд, не столько на события древности, сколько на события современности.

Та вот. Дельфийский оракул предсказывает Фиванскому царю Лаю, смерть от руки сына. Пастух, которому царь поручил бросить ребёнка на горных склонах, дабы съели его дикие звери, ослушался царя и отдал ребёнка другому, /встретившемуся по дороге/ пастуху. Так, ребёнок попадает к царю соседнего Коринфа. Под именем Эдипа, он воспитывается, как родной сын царя. Прошли годы, и как-то Эдип, узнав, что он неродной сын коринфского царя идёт к дельфийскому оракулу и тот предсказывает ему, что главное не то, чей он сын, а то, что он убьёт родного отца и женится на своей матери. В ужасе Эдип бежал из Коринфа, и на перепутье трёх дорог встретил колесницу со стариком и несколькими слугами. Старик вёл себя высокомерно, Эдип был не лишён самолюбия, кто кого ударил стрекалом, кто кого посохом, не так было важно, как то, что Эдип убил старика. Далее Эдип попадает в Фивы и, одержав победу над Сфинксом, стаёт царём Фив и женится на вдове царя Лая, Иокасте.

Вот такая преамбула. С этого момента начинается история, в трагедии Софокла, /в фильме правда, немного другая хронология/.

Собственно все пророчества сбылись, ничего уже нельзя изменить. Но жизнь то продолжается. И с этим надо как-то жить. Вопрос только в том, как жить. И вот тут мы переходим к главному, к совести. Совесть, самый жестокий и беспощадный суд из всех известных человечеству. Вот оно, самое страшное испытание нашей жизни.

Я могу только догадываться, по каким тайным уголкам своей памяти бродил великий режиссёр, /как соотнеслись воспоминания прошлого, с наблюдениями настоящего/ но то, что в результате он добрался до самой глубины моей души, без сомнения. И дело уже не в том, что автор в своём фильме, рисует муки совести, как плату за попытку приближения к Истине, а в той тонкой грани, которая отделяет смысл жизни человеческой от бессмыслицы, а её хуже от нравственного преступления.

Возможно кому-то покажется, что история царя Эдипа, это история о необратимости рока, /судьбы/, довлеющем над человеком, мне же всегда казалось, что это история о совести человеческой, как векторе нашего движения по жизни.

Пазолини, своим фильмом подчеркнул важность понимания ответственности за свои поступки, (Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовётся. Ф. Тютчев), а тем более поступки. Именно поэтому помыслы наши должны быть чисты, дабы не пришлось последствия дел наших, расхлёбывать потомкам нашим, так, как мы расхлёбываем последствия деяний наших предков.

И чтоб дети наши рождались не на горе, а на счастье.

0
0
5
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
14 января 2013

Путающаяся в фалдах лирического символизма, философских интонациях и этнически-исторических аллюзиях, первая цветная лента Пазолини перекладывает миф, так любимый современными психоаналитиками, на две временные полосы – древнегреческую, и современную. В наше время молодой отец, ревнуя собственного малыша к своей жене, относит ребенка в пустыню. Тот выживает и оказывается во времена античности, где переживает все, предписанное ему Софоклом, с небольшими изменениями. Будучи усыновленным коринфийскими правителями, парень, в подростковом возрасте узнает от оракула, что переспит с собственной матерью и убьет своего отца. Чтобы подобное не свершилось, он покидает, как ему кажется, родной город и отправляется в Фивы, где встречается и начинает жить с местной правительницей, оказывающейся его настоящей матерью, а также убивает какого-то высокомерного дворянина, оказывающегося его настоящим отцом. Сам того не зная, Эдип совершает предписанное ему пророчеством, а когда осознает – выкалывает себе глаза и возвращается в современность.

Параллели между современным психоанализом и тем, на что он по сути опирается, пропитывают весь фильм как хороший крем в правильно приготовленном торте. Но Пазолини и этого мало – он сопрягает этот научный психоанализ, скрытые сексуальные комплексы с каким-то удивительно убедительным поэтизмом, заставляя его вести диалог с уже появившимися в картине явлениями и приходя к столь же трагичным, как и у Софокла, выводам. И уж что б совсем все охватить и одновременно запутать, что в случае с творчеством Пазолини поразительным способом не конфликтует, выводит миф за скобки как временных, так и географических ограничений. Так герои картины перемещаются во времени, используют итальянские, арабо-африканские, греческие мотивы в одеяниях, декорациях, природе.

Ближайшим аналогом фильма можно назвать «Евангелие от Матфея», в котором Пазолини достиг столь же восхитительного уровня реализма, удержавшись от соблазна соскользнуть в натурализм и оставив не тронутым повествование, лишь интерпретировав его по своему, за что его никак нельзя осуждать – каждый человек видит Писание уникально. Так и здесь, взяв за основу античную литературу, автор как мог прикрутил его к современному реализму, к которому тяготел почти все свое творчество. Получилось, чего уж там, презанятно, однако не сломать себе ногу или голову, продираясь сквозь этническо-временные заборы, не так и просто.

0
0
7
Artem Rostokin
18 отзывов, 451 оценка, рейтинг 9
23 апреля 2009

Две сюжетные линии фильма протекают в современное время и древней Греции.
XX век. В итальянской семье рождается мальчик. Отец, наблюдая то как мать привязана к ребёнку, мучается ревностью, уносит мальчика и бросает его в пустыне. Действие переносится в античное время и сюжет повествует несколько видоизменённую Пазолини классическую трагедию Софокла.
Ребёнок спасён от смерти и попадает ко двору правителей Коринфа — Полиба и Меропы. Бездетные супруги воспитали мальчика при царском дворе как собственного сына и дали ему имя Эдип. Юноша Эдип узнаёт пророчество оракула — он убъёт своего отца и женится на своей матери. Эдип не знает того, что Полиб и Меропа только его приёмные родители и покидает Коринф, пытаясь убежать от страшного пророчества.
По дороге в Фивы Эдип случайно встречает своего настоящего отца Лайя. Между ними происходит размолвка и Эдип его убивает. Пройдя через несколько испытаний Эдип становится царём и в неведении женится на царице Фив, своей настоящей матери Иокасте. Пророчество сбывается. Потрясённый Эдип, которому раскрыта правда, выкалывает себе глаза. Иокаста кончает жизнь самоубийством
Фильм заканчивается снова в современном мире. Ослепший Эдип возвращается в то место, где он родился. (wiki)

0
0
7
Юрий Якорь
55 отзывов, 92 оценки, рейтинг 42
10 октября 2008

Фильм поставлен по античной трагедии Софокла, сюжет ничем не отличается от классического: У царя Фив родился сын, но согласно предсказанию ему была уготована страшная участь, он должен был убить своего отца и жениться на своей матери. Боясь исполнения этого предсказания младенец был оставлен умирать в пустыне, но разумеется был спасен царской семьей Коринфа, в итоге не зная о предсказании Эдип-царь полностью его выполнит, чем подвергнет Фивы страшному испытанию некой болезнью. Итог: его жена-матерь Иокаста наложит на себя руки, а он для того, чтобы не видеть больше всего того ужаса, что наслали на него боги и Фатум ослепит себя и уйдет скитаться по дорогам Греции.
У Пазолини получилась настоящая античная трагедия про роль фатума в нашей жизни и про то, что от капризов судьбы мало того, что никто не застрахован, но и от нее бесполезно бежать. Так как фильм был создан уже после создания Фрейдом концепции «эдипова комплекса», то в фильме можно обнаружить и некоторую реакцию на эту теорию, только ревностью будет страдать не столько Эдип, сколь его настоящий отец Лай, что и станет в некоторой степени спусковым крючком трагедии

0
0

Подборки Афиши
Все