Москва
7.2

Фильм
Лето

Россия, Франция, 2018Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Фантазийная история Кирилла Серебренникова про Майка Науменко и Виктора Цоя

В Ленинграде 80-х годов работает рок-клуб, однако над ним все еще довлеет советский строй: слушать музыкантов можно, а вот приплясывать — только сидя. Бессменной звездой этой площадки является лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко (Роман Билык, он же Рома Зверь), который вместе со своей женой Натальей (Ирина Старшенбаум) однажды встречает на пляже русского корейца Виктора Цоя (Тео Ю). Это становится началом прекрасной дружбы, хоть и несколько осложненной отношениями втроем. Новый фильм сидящего под арестом Кирилла Серебренникова — это не дотошный байопик, не фильм-документ, а фильм-сон — летняя музыкальная фантазия, основанная на биографиях лидеров групп «Зоопарк» и «Кино». Серебренников конструирует вокруг этих культовых музыкантов, ставших заложниками мифов и легенд, еще один миф — свой. Однако последовательно разрушает его едкими выступлениями Скептика (Александр Кузнецов), который периодически ломает «четвертую стену», чтобы напомнить: такого не было, это просто фантазия. Однако этот носитель брехтовского «эффекта очуждения» нужен скорее не для того, чтобы подчеркнуть вымышленный характер повествования, а чтобы вместе со вставными музыкальными номерами (положенными на песни «Psycho Killer», «The Passenger», «Children of the Revolution», «Perfect Day») и хитрым финальным приемом, как в «Ла-Ла Ленде», рассказать трогательную, нежную и очень эстетскую (за счет элегантного ч/б) историю о том, что случилось — и чего не случалось в жизни главных героев.

  • Лето – афиша
  • Лето – афиша
  • Лето – афиша
  • Лето – афиша
  • Лето – афиша
Биография, Драма, Музыкальный
18+
Кирилл Серебренников
9 мая 2018
7 июня 2018
2 часа 8 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Кирилла Серебренникова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
18 августа 2020

Tsoi est vivant

Ленинград, начало 1980-х. Юный художник и краснодеревщик Виктор Цой (Тео Ю) знакомится с лидером уже популярной в узких кругах группы «Зоопарк» Майком Науменко (Роман Билык, в титрах — Рома Зверь). Виктор пишет песни и тоже хочет петь в рок-группе. Майку нравятся и песни, и Виктор, несмотря на то, что его жена Наташа (Ирина Старшенбаум) однажды сообщает, что желает Цоя поцеловать.

Ленинградский рок-андеграунд 80-х даже после смерти многих ключевых фигур, а отчасти как раз из-за нее, остается темой живой и чрезвычайно болезненной: участники, свидетели, наследники ревниво охраняют свою память и свои авторские права. Поэтому, например, Борис Гребенщиков, со сцены охарактеризовавший присланный ему сценарий (по слухам, впоследствии радикально переработанный) нецензурным словом, появляется — в забавном исполнении Никиты Ефремова — в крошечной роли, явно не соответствующей его роли в описываемых событиях, и без упоминания фамилии. Персонаж, срисованный с Андрея Панова (Александр Горчилин), фигурирует в титрах как «панк», а группу «Гарин и гиперболоиды», впоследствии переименованную в «Кино», с Цоем основывает некто Леонид (Филипп Авдеев); Алексей Рыбин давно ходит с собственными киноидеями про Цоя. Москвичи, впрочем, умеют настаивать на своем, не замечая препятствий, — что уж говорить, если «Лето» не остановил даже арест режиссера во время съемок.

Это как бы два фильма, собранных в один. Первый — изначально обещанная история любовного треугольника Цой — Майк — жена Майка: не будем вдаваться в подробности, но сюжет куда менее скандальный, чем вывеска. Второй — слепок эпохи, групповой портрет в формате видеоклипа, признание в любви к ленинградскому року и в нелюбви к советской власти и все такое.

И, как обычно бывает, эти части не соединяются бесконфликтно. Второй фильм, кажется, более дорогой режиссеру, наваливается и постепенно подминает под себя первый, а тот, будучи робким, нежным и целомудренным, как его герои, почти не сопротивляется. В результате «Лето» производит сложное впечатление: у него рыхлая структура, но это во многом компенсируется энергией отдельных эпизодов, свидетельства несомненного таланта уживаются с не менее очевидными безобразиями, и если в целом фильм трудно счесть удачей, отворачиваться от него тоже было бы неправильно.

В центральном трио слабое место до ужаса предсказуемо — Рома Зверь; нет, он все-таки не может играть (может ли он петь — а песни Науменко Билык исполняет сам, — вопрос в зал), и даже авиаторы и локоны, скрывающие половину лица, тут не помогают. Майк поэтому получился не столько невозмутимым, сколько заторможенным: актер очевидно боится лишний раз двинуть лицевыми мускулами.

С другой стороны, его харизмы почти хватает на то, чтобы зритель на это не отвлекался. Зато Старшенбаум и Тео Ю, которые тоже недоигрывают, но сознательно, выглядят замечательно. Труды немецкого корейца — а также неизвестного героя, который его озвучивал, — надо, конечно, отметить отдельно. Если Цоя героического уже сыграл в «Игле» сам Цой, то за эталон Цоя повседневного, который еще понадобится постановщикам будущих байопиков, вполне можно принять эту работу. В ней есть и сдержанность, и непосредственность, и фантастическое обаяние, которые видны в любой видеозаписи музыканта.

Тут придется сделать оговорку, что материал и не ставит перед артистами больших задач, помимо технических. У них есть по две-три с натяжкой сложные сцены (кроме Ромы Зверя, для которого, еще раз, все сцены сложные). И это сознательный выбор режиссера, который отказался от потенциально взрывной маленькой мелодрамы в пользу фильма более амбициозного, но менее рискованного. Нынешнее «Лето» построено, в сущности, вокруг отсутствующего события, и главные герои норовят постоять в уголке. Любой синопсис этой картины слегка лукавит, она в каком-то смысле ни о чем, что, кстати, не обязательно плохо.

Несмотря на лирическое ч/б, Серебренников смотрит скорее в сторону Сергея Соловьева или, возможно, «Меня там нет» (где Боба Дилана играла среди прочих нынешняя председатель жюри), чем какого-нибудь «Контроля». Он без остановки заводит аттракционы. Фильм, и без того набитый музыкой, несколько раз превращается в мюзикл: массовка исполняет Talking Heads, Игги Попа и Лу Рида (первый номер смешной, второй уже не очень, третий — совсем нет).

Иногда на весь экран вылезает тетрадочка, куда Науменко пишет переводы Марка Болана. Иногда появляется цвет. Иногда рисунки. Иногда что-то еще. Местами это здорово, местами — изнурительно. Зачем-то есть Лия Ахеджакова, которая произносит «прошла зима, настало лето, спасибо партии за это». Зачем-то — самая, пожалуй, большая ошибка — персонаж по имени Скептик (Александр Кузнецов), который регулярно ломает четвертую стену, обращаясь к зрителю, выбивая его из фильма и мигом превращая все в театральный капустник. Камера Владислава Опельянца, безусловно, очень искусная, каждую минуту требует восхищенного внимания, не понимая или не заботясь о том, что отнимает его у всех остальных.

И при всем этом несколько эпизодов «Лета» проникнуты честной меланхолией, которая делает этот манерный и, в общем, поверхностный разговор по-настоящему интересным. Неслучившаяся любовь, неосуществленные мечты, ранняя смерть, которая всегда где-то рядом с этими именами. Провинциальность и безысходность той легендарной эпохи, которые сидящий под замком режиссер мог хорошенько прочувствовать без всякого «Кино» и «Зоопарка».

2
2

Отзывы

9
Serge Schwander
245 отзывов, 283 оценки, рейтинг 831
5 июня 2018

Фильм, вызывающий радость в сердце (давно я так не смеялся!) Адресован тем, кто не боится страдать, и создавать поэзию души. Кино - как гимн памяти музыкантов, которым многие из нас бы хотели сказать спасибо, но не успели. Кирилл Серебренников увековечил их. Словно на машине времени зритель перемещается в Ленинград, и может через окно проникнуть в клуб (только бы дружинники не поймали), почувствовать атмосферу лёгкости и доступности высших сфер, дающих вдохновение. Вы увидите свою детскую кроватку, стихи переписываемые от руки в тетрадку на английском языке (на слух с плёночного магнитофона), и поймёте что нет плохого вина, а оно бывает только хорошее и очень хорошее.
Кино не для всех. Для тех, кто не боится ощутить на себе прилив творчества. Когда стихи так переполняют тебя, что ты не можешь дальше жить не выпустив их на волю. Когда за чашку кофе готов отдать любые деньги. А дружба и друзья ценятся важнее всего на свете.
Этим наверное и страшен режиссер. Своей внутренней свободой. От которого, как и музыкантов в фильме никто не знает чего ожидать в будущем. И который, как дворик рок-клуба пока закрыт на навесной замок. Хочется, чтобы благодаря любви исходящей от сердец зрителей в зале произошло чудо, и Кирилл обрёл физическую свободу. Вдруг такое волшебство возможно ?!

48
0
9
ДИАНА ЭШКИНД
14 отзывов, 23 оценки, рейтинг 72
7 июня 2018

Гениальный фильм! Добрый, теплый, чистый. Проник в душу. Открыл для меня много не познаного. Прекрасная актерская игра. Спасибо всем создателям!

29
0
10
Pavel Bilenko
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 27
8 июня 2018
Хорошее кино. Музыкальное, лёгкое, про детство

Цой живой, Майк спокойный и глубокий, Наталья красивая, Брежнев с медалями, музыканты беззаботные, все как в жизни. Спасибо за отличное кино, очень понравилось

27
0
9
Акакий Люлька
71 отзыв, 1173 оценки, рейтинг 2452
10 июня 2018
Лето твоей души

Замечательный фильм, дающий непередаваемое ощущение бесконечной любви и свободы в каждом кадре. Один из немногих чистых, светлых, легких, искренних российских фильмов, наполняющий тебя невероятным ощущением эмоционального тепла после просмотра. Прекрасное кино про то, как можно жить свободно и в гармонии с собой в несвободной стране.

23
0
10
Катрин Кравцова (Тихонова)
35 отзывов, 347 оценок, рейтинг 64
9 июня 2018
Free

Свобода. В каждом кадре. В каждом клипе и музыкальном произведении киноленты. Я тысячу лет не писала отзывы и не пребывала в таком восторге от просмотра отечественного кино. Послевкусие удовольствия до сих пор не отпускает. Хочу смотреть "Лето" вновь и вновь. Черно-белая картинка наполнена цветом, яркостью и любовью к музыке, которая, поселившись в сердце раз, не уходит оттуда никуда.

Тем, кому не понравилось, кто увидел подтекст гомосексуальности (люди, о чем вы???) тот, может, за компотиком сходит, а? Люди, идите уже за компотиком, правда!

А мы продолжим смотреть такое кино. И ждать от российских современных гениев еще и еще лучших произведений!
Браво!

16
0
...

Подборки Афиши
Все