Эгон Шиле (Ноа Сааведра) рисовал обнаженных красавиц и прослыл одним из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма, несмотря на то что его работы клеймили как порнографию.
О препонах, с которыми пришлось столкнуться признанному графику и живописцу, а также о его отношениях с младшей сестрой Герти (Марези Ригнер) и музой Валли Нойцель (Валери Пахнер) рассказывает фильм Дитера Бернера — австрийского режиссера и актера, больше всего известного своими ролями у радикального коллеги Михаэля Ханеке.
Биография, Драма |
18+ |
Дитер Бернер |
26 сентября 2016 |
19 октября 2017 |
1 час 49 минут |
egonschiele-derfilm.de |
Красивый байопик, который приятно смотреть и слушать (на немецком с субтитрами) в уютненьком кинотеатре «Звезда». В начале, на мой взгляд, было слишком много будуара, а к концу я не считала истинные причины (осторожно, спойлер!) расставания художника со своей главной музой. Рекомендуется всем, кто собирается пойти в Пушкинский смотреть выставку Шилевских рисунков, а также просто в честь окончания Года Австрии в России (ага-ага, вот вы не заметили, а он был)).
Фильм идет на немецком языке с русскими субтитрами в КИНО&ТЕАТР Angleterre (http://www.angleterrecinema.ru)
Ярчайший представитель австрийского экспрессионизма Эгон Шиле прожил совсем недолгую жизнь (он скончался на 28-м году жизни от "испанки"/испанского гриппа), но за это время ему удалось встать в один ряд с великими художниками своей эпохи. Шиле оставил после себя около 300 картин маслом и более 2000 акварелей, составляющих сегодня то, что называется в искусстве "мировым художественным наследием". Густав Климт говорил, что мечтал видеть лица так, как видит их Шиле, а молодой художник просто "смотрел сквозь них". Его картины невозможно перепутать с чьими бы то ни было: их отличает порнографическая невинность, поэтическая непосредственность и богемная красота.
Кинокартина «Эгон Шиле: Смерть и дева» режиссера Дитера Бернера обнажает то, что осталось за кадром. Конечно, в фильме есть все важнейшие вехи жизни задорного и талантливого экспрессиониста (суд за растление несовершеннолетней девочки, знакомство с Климтом, первая выставка, встреча с натурщицей Валли Нойциль, которая стала не только его главной моделью, но и самой большой любовью жизни. Последняя картина, на которой она позирует Шиле, стоя на коленях перед своим Богом, дала название сегодняшнему фильму), но есть и то, что скрыто от глаз посторонних. В фильме много про чувства, переживания, надежды и красоту, которую может увидеть только истинный ценитель, коим и был Эгон Шиле.
В главных ролях блистательный и сказочно красивый Ноа Сааведра (Эгон Шиле) и чувственная Валери Пахнер (Валли Нойциль).
Очень хороший фильм. Атмосферный, живой. Сценарий не переверает фактов. Чувствуется характер художника. Спасибо.♡
"О, если бы я мог видеть лица так же, как ты", - досадует побежденный учитель перед победившим учеником, Густав Климт перед Эгоном Шиле. Я вижу мир весьма схожим с австрийским гением образом, из-за чего мне интересно все, связанное с его именем. И этот фильм не стал исключением.
Короткая жизнь Эгона Шиле уже не в первый раз становится основой для полнометражного художественного фильма ("Эгон Шиле - эксцесс"), однако, личность художника, на мой взгляд, все же ускользает от режиссеров. Здесь мы в большей степени видим в герое мужчину, увлеченного женщинами, художник в нем отходит на второй план и скрепляет повествовательную канву: да и камере action интереснее, чем любование. Да, он делает зарисовки, ставит натурщиц в немыслимые позы, кривляется перед зеркалом (в эти несколько секунд, на мой взгляд, в Ное Сааведра промелькнул настоящий Шиле), устраивает выставку - но больший акцент здесь делается на женщинах его жизни (хотя и справедливости ради стоит отметить, что именно они служили для него вдохновением и их образы в большинстве своем отражались в его творчестве). И главная среди них, конечно, Валли - именно она дева, упомянутая в названии фильма, как и в названии одноименной картины. Шиле, отказавшийся от любви, обрекает себя и свою семью на смерть - поступок, о внутренних мотивах которого мы до сих пор можем только догадываться - и момент, когда художник зачеркивает "мужчина" и пишет "смерть" в каталоге выставки у картины с изображением Валли - сильнейший в фильме.
Это фильм, не лишенный шероховатостей, однако, наполненный не с ходу считываемыми символами: вот зеркало, которое Эгон позаимствовал у матери и использовал в своем творчестве - символ самолюбия и самолюбования художника (хотя автопортретов в фильме почти нет); вот пламя, съедающее рисунки осужденного художника, оно сродни тому пламени, в котором сгорели деньги и векселя его родителей - и там, и там жертвой стала его жизнь; вот рисунки нервнобольных, жесты которых Шиле копировал в своих автопортретах.
Картина кончается очень скомкано, предъявив традиционные для байопиков посмертные сведения о художнике. Сейчас, сказано там, рисунки и картины Шиле стоят миллионы. Прошел уже почти век с его смерти, но его картины, сшибающие с ног сексуальностью, одиночеством, невыразимой болью, цепляют и не позволяют остаться равнодушным.