Четверо горо дских отправляются на выходные в байдарочный поход по горной реке. Помимо красот девственной природы им приходится соприкоснуться со звериной жестокостью подонков из числа местных жителей. И высвободить самые потаенные свои инстинкты, сражаясь за выживание.
Приключение |
12+ |
Джон Бурман |
30 июля 1972 |
1 час 49 минут |
Четверо городских отправляются на выходные в байдарочный поход по горной реке. Помимо красот девственной природы им приходится соприкоснуться со звериной жестокостью подонков из числа местных жителей. И высвободить самые потаенные свои инстинкты, сражаясь за выживание.
Всего через год после «Соломенных псов» Сэма Пекинпа Бурман выпустил свой вариант истории о пробуждении насилия в обывательской душе. Герои «Избавления» теряют человеческий облик и забывают о наследии цивилизации, чтобы остаться людьми. Но, вернувшись в лоно привычного жизненного уклада, так и не могут до конца усмирить демонов разрушения, разбуженных в их душах отчаянной первобытной местью. И стрелы, которые выпускает из самодельного лука в мучителей своих друзей персонаж вечного мачо Рейнолдса, разят в первую очередь его самого. Захватывающий триллер обернулся трагической философской притчей, нисколько не потеряв при этом в увлекательности и варварской мощи. Несколько позже намеченные Бурманом идеи воплотятся в целом поджанре фильмов о «яппи в опасности», но столкновение простого человека с иррациональной стороной бытия никогда уже не будет таким достоверно-пессимистичным.
К сожалению фильм сбивается с ритма, и иногда подвисает. Вроде бы как авторы напирают совсем не на киношную неправдоподобную эссенцию триллера, а на некую реалити-историю. И после развязки даже пытаются зрителей подвести к тому, что "не ходите в Африку гулять", мол как наши герои. Т.е. мелькает морализаторство. А от этого как-то противно. Несомненно порадовали кадры природной натуры, а операторская работа выше всяких похвал. Никакого монтажа, макетов и прочего обмана, всё вживую, в текущем режиме. Конечно выделяется Рейнолдс, но уж слишком его изобразили крутым парнем, чересчур он контрастирует со своими тремя попутчиками. Хотя по сюжету вполне политкорректно роль лидера берёт на себя герой Войта. Больше ничего особо не запомнилось, кроме мысли о том, что в Америке хоть и 70-х годов, деревенская глушь абсолютно ничем не отличается от глуши в иных частях света. Странные люди, странные лица...
Полностью согласен с С. Ф. Ростоцким... Фильм, правда, достоверно-пессимистичный... Кроме того, удачно передана атмосфера нетронутых цивилизацией и забытых богом американских лачуг, где груды ненужного хлама, старинные деревянные покосившиеся дома и густой величественный лес с красавицей рекой заставляют полностью погрузиться в эту атмосферу, невольно стать участником разворачивающихся событий. Тонко передана психология человека, который в силу форс-мажорных обстоятельств вынужден в один миг превратиться из нерешительного тихони (Эд Джона Войта) в способного на отчаянные и хладнокровные действия спасителя для остальных. Брутальность Льюиса (Рейнолдс) передается в некоторой степени Эду, заставляя того проявить всю свою волю и решительность, пусть и через силу... В условиях, далеких от комфортных, за сотни миль от благ технического прогресса приходится играть в игру на выживание...