Москва

Фильм
Мистер Холмс

Mr. Holmes, Великобритания, США, 2015
Описание Афиши
Описание прокатчика
Пронзительная драма про старость знаменитого сыщика с Бейкер-стрит

1947 год. Мистеру Холмсу (Иэн МакКеллен) 93, он ведет уединенный образ жизни в доме среди живописных полей: кабинет, спальня, сад. Одно из главных его увлечений — пчелиная ферма, нужная в первую очередь для добычи маточного молочка, которое в английском языке носит более величавое название — royal jelly. Якобы оно может помочь старому детективу улучшить память и закончить свое последнее важное дело — он пишет сочинение о событиях, после которых отошел от дел, но детали из его памяти постоянно ускользают. Несмотря на то что в этой истории присутствуют множество ретроспекций, смертельные опасности, поездка за границу и даже пара небольших расследований, «Мистер Холмс» — работа абсолютно камерная, и раскрывается он как старинный секретер с кучей шкафчиков, обладающих двойным дном (такой, разумеется, в этом сюжете тоже присутствует). Обманывая поначалу событийной интригой, к концу он увлекает и превращается в печальное размышление — не столько о героях и их приключениях, сколько о том, что после всех этих приключений останется нам, а что — самим героям.

  • Мистер Холмс – афиша
  • Мистер Холмс – афиша
  • Мистер Холмс – афиша
  • Мистер Холмс – афиша
  • Мистер Холмс – афиша
Детектив, Драма
16+
Билл Кондон
19 июня 2015
25 февраля 2016
1 час 43 минуты
mrholmesfilm.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Билла Кондона

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
25 февраля 2016
Детективная мелодрама про 93-летнего Холмса

Английская глубинка вскоре после Второй мировой, Шерлок Холмс (Иэн МакКеллен), которому сто лет в обед, разводит пчел, испытывает терпение своей очередной няньки (Лора Линни) и дружит с ее неприятным, но любознательным маленьким сыном (Мило Паркер). Тридцать лет назад Холмс забросил практику после неудачного дела, связанного с некой женщиной (Хэтти Морахан) и ее обеспокоенным мужем. Доктор Ватсон обессмертил этот случай со свойственным ему богатым воображением, а теперь, в 1947 году, Холмс пытается сам записать, как все было на самом деле. Проблема в том, что судьбоносное событие выветрилось из памяти сыщика: у него Альцгеймер.

Почти двадцать лет назад Билл Кондон прославился фильмом «Боги и монстры» про режиссера Джеймса Уэйла, автора классической дилогии о Франкенштейне, который превратился в одинокого угасающего старика и напоследок вожделеет своего садовника. Главную роль играл тот же Иэн МакКеллен. «Мистер Холмс» — редкий фильм, в котором 76-летнему артисту требуется возрастной грим, — сделан в схожем элегическом духе. Впрочем, зритель, который, учитывая сложную личность героя и состав творческой группы (отметим также, что «Холмс» поставлен по роману Митча Каллина), ждет уж рифмы «розы», ее не дождется. Если бы в туманном прошлом сыщика соткался мужчина, это в данном случае было бы слишком банально, а значит, вульгарно, в то время как и Холмс, и Кондон вульгарность презирают всей душой.

Довольно долго, напротив, кажется, что фильм оседлает другого популярного среди любителей околохолмсовских спекуляций конька — сердце, разбитое условной Ирен Адлер. Но авторы, к счастью, хитрят: разгадка окажется и проще, и сложнее. Здесь сразу несколько квазидетективных линий — старинное дело, поездка Холмса в Японию по приглашению загадочного поклонника, мор пчел, в конце концов, — и пусть распутываются они без конан-дойловского изящества, это не беда. Предмет фильма — не чулан Шерлока Холмса и не его дедуктивный метод, а его мировоззрение, убеждения, если угодно. И это красиво: взять образец человеческой породы, известный именно своей уникальностью, причудливостью, радикализмом, и на его основе сделать некие обобщающие наблюдения о людях в целом.
И конечно, Шерлок Холмс в маразме — превосходная, очень богатая идея сама по себе (фильм, надо сказать, далеко не исчерпал ее потенциал). Супергерой, лишившийся — не до конца, впрочем, — своей суперсилы. Сыщик, который раскрыл преступление, но не может вспомнить, кто был жертвой, а кто — преступником. Кондон не давит на жалость, но и не срывается в комедию, аккуратно проходя где-то посередине — благодаря, в первую очередь, деликатной и выразительной игре МакКеллена: его Холмс остается монументальной, полной чувства собственного достоинства фигурой, даже превратившись в бабушку, ищущую очки, которые лежат у нее на лбу.

Наверное, это слишком отполированный, слишком культурный и слишком сентиментальный фильм, чтобы оставить по-настоящему глубокое впечатление: он ни минуты не скучен, но оказывает несколько убаюкивающее воздействие своим ровным ходом. Первое, что мы видим, — это поезд, и в дальнейшем картинки сменяются словно пейзажи за окном: воспоминания красочными флешбэками роятся в голове Холмса, однако стоит в них слегка погрузиться, они обрываются — дальше герой забыл. Но поезд по крайней мере куда-то идет, и Кондон знает, что хочет сказать. Холмс, похоронивший Ватсона, Майкрофта, миссис Хадсон, как-то проживший две мировые войны, увидевший Хиросиму, не только увядает, но и освобождается, перестает быть проекцией чужих фантазий: одна его половина, во многом вымышленная, отлита в бронзе, другая, реальная, ухаживает за пчелами в Сассексе, и единственная нить, которая их как-то соединяет, память, вот-вот окончательно порвется. Фильм примирительно подводит к тому, что помнить на склоне лет и нужно совсем немного, только главное. А после тебя все равно останется одна выдумка, и слава богу.

6
1

Отзывы

7
Юлия Тихомирова
266 отзывов, 310 оценок, рейтинг 548
9 февраля 2016

Очень тонкий, и поэтому длинный фильм. Так что перед тем как идти на него, надо четко понимать, что это не Гай Ричи с его Шерлоком в разнос, это не лихо закрученный бодрый детектив, к которому мы привыкли, а это гений, который постарел, и поэтому как все гении, стал еще более одинок, чем простые смертные. К тому же эта история, про судьбу, которая часто наказывает нас по тем местам, которые для нас наиболее важны, в данном случаи потерей памяти и «нюха» за возможно чрезмерный снобизм и самонадеянность. Стоит посмотреть только потому, что это покажет внутреннюю составляющую очень ярких людей.

5
0
7
Artur Sumarokov
714 отзыва, 3005 оценок, рейтинг 945
18 февраля 2015
Холмс: Послесловие

Он был уж стар, немощен и практически одинок. Память - не та, а то и вовсе нет; интуиция - не та, иногда и чувство пространства подводит; дедукция - совсем не та, хотя остался еще порох в пороховницах. Жаль лишь только, что его так мало, что едва ли некогда славный обитатель Бейкер-стрит сумеет выдержать этот дальний марафон с препятствиями. Однако прошлое взывает к себе, его тени неумолимо наступают, удушают, воскрешая давнее незавершенное дело 50-летнего срока годности. И будь он проклят, если не сумеет разрешить это тяжкое бремя, ведь Холмс всегда остается Холмсом, даже на десятом десятке собственных прожитых лет, когда на смену привычной умиротворяющей архаике конца XIX века пришла суетность века ХХ. На дворе 1947 год, а Шерлок Холмс вновь идет по следу преступника, сплетшего зловещую паутину обмана и страха.
Американец Билл Кондон - очень неровный режиссер, начавший свою карьеру еще в середине 80-х годов добротным мелодраматическим триллером "Сестра, сестра", который, впрочем, остался незамеченным, как и ряд последующих киноработ молодого постановщика, большей частью решившего вспахивать фертильные поля телевидения и малобюджетных фильмов ужасов. Оскароносные "Боги и монстры" стали, конечно, исключением из творческого правила Кондона снимать все что дают, но не более того, ибо потом, вплоть до нулевых и во время них, режиссер пробовал себя в различных жанрах, разродившись как успешной кинобиографией выдающего сексолога в "Кинси"(вторая авторская удача некондового Кондона), музыкальной вариацией эпизодов биографии Дайаны Росс в афромюзикле "Девушки мечты"(удача №3) и испохабив по-конформистски бытие Джулиана Ассанжа в протокольной стерильной "Пятой власти".
Представленный же во внеконкурсной программе нынешнего Берлинале новый фильм Билла Кондона "Мистер Холмс", основанный на романе-бестселлере Митча Каллина, автора "Страны приливов", выглядит в первую очередь как реванш режиссера в жанровом кинематографе после неудачи "Пятой власти". Впрочем, было бы крайне опрометчиво предполагать, что "Мистер Холмс" Кондона станет всего лишь стильным развлечением, ибо на мелочи на сей раз режиссер не разменивается, действуя в картине иногда резкими мазками, но большей частью - тонкими штрихами, создавая удивительно сбалансированный, грустно-меланхолический и при этом предельно напоенный сгущенной напряженностью фильм, в котором знакомые всем и каждому персонажи культовой литературной диалектики Конан Дойля существуют в иных авторских координатах, а на смену своеобычного детектива пришла драма - истинная, неизбежная, но, что важнее всего, реалистичная. На фоне же многочисленных постмодернистских и фактически уже отстимпанкованных переосмыслений, вариаций на тему, римейков и ребутов, посвященных житию двух английских джентльменов Ватсона и Холмса, лента Кондона "Мистер Холмс", чья литературная родословная ограничивается не только Конан Дойлем(хотя куда уж тут без кивков в сторону признанной классики; точнее - уважительных отсылок), а роман Митча Каллина пересказан образным языком кино стильно, увлекательно и без явных прошибов и пробелов, хотя и чуточку видоизменен в угоду большей сюжетной насыщенности действием(впрочем, механистического карнавала и льющегося смолой слоу-мо а ля Гай Ричи не будет, слава Богу), смотрится чуть ли не самым адекватным образом, представляя из себя на выходе не слепящее бессмысленным экшеном зрелище ради самого зрелища(в пресыщенно визуальной зрелищности Кондону можно смело отказать), каковое бы оно не было эффектным(в данном случае скорее аффектным), и даже не классический детектив, хотя все загадки, связанные тугим морским узлом многочисленных змеиных интриг, развяжутся без шаблонности ходов и убийцей окажется отнюдь не дворецкий, сколь драмой о ненужности и старости, о приближении смерти, с которой наш герой вынужден бороться по сути самостоятельно, ибо помощи даже от близких ждать не приходится.
Примечательна в этом смысловая нагрузка, которая ложится на само место основного действия фильма - Сассекс. Место поэтического уединения, в котором все гармонично по своей структуре момента - как вечного, так и сиюминутного. Режиссер выхватывает незначительные детали этой сочной картины мира, в которой уж не слышны более грохоты войны и где память людская способна излечиться от тлена болезней и плена эскапизма: увядшая листва, тучи, набирающие свой вес чернотой воды, старинные здания, лишенные хозяина. Дух традиций, плоть старого времени, для которого убеленный снегом седин Холмс по-прежнему свой. Из этих деталей идеальной природной композиции Кондон складывает целостный портрет самого Холмса, который так же стоит на грани пропасти между жизнью и смертью, пережив смену эпох, поколений, но по-прежнему держась за свое мировоззрение, в чем-то настолько уже устаревшее, что он становится просто смешон и неуклюж. Но в этом его трагедия, в том, что он остался один. Викторианский старец, но в которого верит сам режиссер, давая ему, как и Каллин, последний шанс на собственное возрождение. Из пепла.
Поддаться же исключительным депрессивным настроениям типического английского сплина Кондон вполне мог, превратив свою ленту в очевидный набор авторских аппликаций-размышлений о том, что старость не радость, но та еще гадость, а дряхлость - и большая пакость, тогда как и вовсе смерть неизбежна. Но постановщик выстраивает композицию фильма так, что к этим невеселым идеям, невысказанным тем не менее вслух, а остающимся сугубо периферийными, зритель приходит сам, ибо лирических отступлений в картине не так уж и много. "Мистер Холмс" - это не разрушение канона, не деконструкция и демифологизация; это сам канон, многократно заключенный в степень тотального авторского абсолютизма сдержанной драматургии и многослойной жанровости, ибо фильм опирается в большей степени на синематические традиции Ричарда Аттенборо и классического дуэта Мерчанта-Айвори, полные академизма и лиризма, а не формализма. Собственно, "Мистер Холмс" и крайне универсален, будучи пронзительной историей о непокорной старости, вырывающейся что есть сил из пут собственной смертности. О смысле жизни, которую можно постичь лишь заново начав жить. Пускай и в последний раз.

5
0
7
Евпатий Букоян
250 отзывов, 1209 оценок, рейтинг 1236
29 февраля 2016

Состарившийся самый великий сыщик - это сама по себе очень крутая идея, дающая мощный стимул к просмотру. Тем не менее, последние экранизации (фильмы Гая Риччи, и, особенно, сериал "Шерлок") приучили нас к определенной динамике фильма, когда мозг зрителя загружается по полной, а здесь история рассказана совсем по-другому и о другом. Это не драматичное драйвовое кино о супер-герое и в центре внимания - не сыщик, преступники и раскрытие преступления, а внутренний мир состарившегося человека, измученного своим прошлым, его поступки, и, конечно, его борьба со старостью. И эти вещи показаны здесь невероятно круто, за что отдельное спасибо сэру Йену МакКеллену. Его роль - это точное, ироничное и жесткое представление жизни старика с непростым и запутанным прошлым, когда утерянное воспоминание, или необходимость объясниться с окружающими стоят гораздо больше усилий, чем борьба с гениями преступного мира и преступными синдикатами.

4
0
9
Mike From Moscow
309 отзывов, 456 оценок, рейтинг 558
29 февраля 2016

Это конечно, никакой не детектив, а сильный фильм о старении и одиночестве. Не для молодежи, скорее для людей зрелых.
Хочу отметить игру и Иена МакКеллена (престарелый Холмс) и Лоры Динни (его экономка).
Очень, очень повезло любимому мною ДиКаприо, что за эту роль МакКеллена не номинировали на Оскар - 2016.
Могучий старикан мог бы запросто отжать статуэтку у нашего миляги:)))

2
0
9
Jackie O
15 отзывов, 69 оценок, рейтинг 24
26 февраля 2016

Дуэт уже совсем немолодого детектива (Иэн МакКеллен) и его 12-летнего друга (Мило Паркер) удался! Мистер Холмс воплощение интеллекта и элегантности, но уже увядающее. Роджер - надежда и энергия.

Такое кино, хочется пересматривать. Это очень тонко и красиво.

2
0

Подборки Афиши
Все