Москва
6.8

Фильм
Последние и первые люди

Last and First Men, Исландия, 2020
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
Гипнотизирующая, медитативная, минималистская и звукозрительная симфония Йоханна Йоханнссона

Режиссерский дебют скоропостижно скончавшегося исландского композитора Йоханна Йоханнссона, писавшего музыку к фильмам Дени Вильнева («Пленницы», «Убийца», «Прибытие») и «Мэнди». Экранизация влиятельного научно-фантастического романа «Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего» Олафа Стэплдона, рассказывающего про закат человеческой цивилизации. По форме — нечто среднее между видеоартом и постдрамой. В кадре нет людей, только каменные сооружения, строения и живописная природа. За кадром — гипнотизирующая музыка Йоханнссона, написанная в соавторстве с берлинцем Яиром Элазаром Глотманом, а также голос Тильды Суинтон, зачитывающей отрывки из романа (заметим, что актрисе и музе Дерека Джармена не впервой выступать в таком амплуа: смотрите, например, «Блю»). Конечно же, выбор Суинтон на роль рассказчицы не случаен: кому, как не ей, настоящему андрогину, говорить от лица последних людей? В остальном — это невероятная, совершенно фантастическая картина, завораживающий, медитативный, по большей части чувственный, но и также интеллектуальный опыт (точнее, experience!). Так бы, наверное, выглядело «Прибытие», если бы Вильнев, как и Йоханнссон, концептуально вывел людей за рамку экрана.

  • Последние и первые люди – афиша
  • Последние и первые люди – афиша
  • Последние и первые люди – афиша
  • Последние и первые люди – афиша
  • Последние и первые люди – афиша
Фантастика
16+
Йоханн Йоханнссон
25 февраля 2020
1 час 10 минут

Расписание

Каро 7 Атриум
Курская
Чкаловская
Земляной Вал, 33, ТРК «Атриум»
7.3
2D, SUB
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

6
Natalia Serebryakova
16 отзывов, 15 оценок, рейтинг 25
23 февраля 2021

Праздник Нептуна

«Наберитесь терпения и слушайте», — предупреждает голос Тильды Суинтон. Чтобы смотреть этот минималистский фильм, терпение и впрямь понадобится. Тильда вещает из будущего: когда восемнадцатое поколение уникальных людей, живущих на планете Нептун, столкнулось с проблемой неминуемой гибели. Звезда по имени Солнце стала нагреваться, климат на Нептуне начал меняться, океаны высохли, люди переместились жить к полюсам, но и это их, увы, не спасло. Сквозь миллиарды лет они шлют свое послание из будущего предкам, смысл которого в том, что апокалипсис нельзя предотвратить.

Как будто предрекая свою будущую смерть, исландский композитор и музыкальный продюсер Йоханн Йоханнссон назвал свой дебютный фильм «Последние и первые люди». По иронии судьбы для него этот фильм стал первым и последним. Музыкант скончался у себя в берлинской квартире зимой 2018 года от передозировки наркотиков и средства от кашля, едва завершив фильм.

Его картина представляет собой вереницу черно-белых изображений архитектурных памятников, установленных где‑то на Балканах. Йоханнссон провел месяц, снимая эти «споменики» (что на сербско-хорватском языке как раз и означает «памятники»), которые чтят память об убитых в концлагерях и на месте других массовых преступлений эпохи Броз Тито. Оператором в фильме выступил тот самый человек, который снял немецкий фильм «Виктория» одним дублем, — норвежец Стурла Брандт Гревлен. На этот раз съемка тоже изысканна — на 16-миллиметровую пленку.

Странно, что этот фильм многие считают документальным. В его основе лежит чистейший фикшен — научно-фантастический утопический роман британца Олафа Стэплдона. Книга была написана в 1930 году под влиянием идей футурологического эссе генетика Джона Холдейна, опубликованного тремя годами ранее.

В романе Первые люди — это наши современники, Последние же живут за миллиарды лет после нас. Столкнувшись с тем, что дальнейшая жизнь на Земле невозможна из‑за постепенного остывания Солнца, они вначале колонизировали Венеру, а затем — Нептун. У Стэплдона получился местами неровный роман, в котором он то ударяется в подробное описание военных конфликтов, то дает портреты марсиан, наделенных коллективным разумом, но вовсе не описывает отдельных героев, у которых нет даже имен. Йоханнссон следует этой концепции, где‑то что‑то переписывая (например, коллективным разумом у него обладают как раз Последние люди, восемнадцатое поколение), где‑то допридумывая (младенчество у него длится сто лет, а подростки живут и вовсе тысячу), но в целом придерживаясь первоисточника. Бесстрастный голос Суинтон погружает в мрачные раздумья на фоне холодных каменных истуканов, примерно в середине фильма даже заставляя не на шутку испугаться: неужели человечество и правда ждет такое катастрофическое будущее?

Настроение у фильма вполне похоронное — этого не отнять. Это идеальный посмертный памятник композитору, который прославился тем, что писал эмбиентные саундтреки к фильмам. Так, «Гимны шахтеров» (2010) — одна из самых заслуженных его работ в кино. Документальная картина, к которой он написал музыку, позже выпущенную альбомом, была посвящена британским шахтерским забастовкам 1984–1985 годов. За свою музыку к фильму «Вселенная Стивена Хокинга» в 2014 году он и вовсе получил «Золотой глобус». Но широкому зрителю музыка Йоханнссона известна по фильмам Дени Вильнева — «Пленницы», «Убийца» и «Прибытие».

Истории кинематографа известны и другие случаи, когда дебютный фильм становится последним. Например, китайский режиссер Ху Бо («Слон сидит спокойно»), покончивший жизнь суицидом еще до широкого мирового проката фильма. Это была также мрачная четырехчасовая социальная драма. Однако фильм Йоханнссона бьет рекорды по тяжелой атмосфере, которую он о себе оставляет после просмотра.

Удивительно, как почти за сто лет не изменилась повестка футурологов (но даже стала прозрачнее). У Йоханнссона солнце не остывает, в отличие от первоисточника, а нагревается, то есть не за горами та самая климатическая катастрофа, о которой предупреждает нас Грета Тунберг.

0
0

Отзывы

8
Le_Tallec
119 отзывов, 133 оценки, рейтинг 751
25 декабря 2020

Книга «Последние и первые люди: История близлежащего и далёкого будущего» была написана британским фантастом Олафом Стэплдоном в далеком 1930 году, а до русскоязычного читателя роман смог добраться лишь в 2004 году. Это масштабное научно-фантастическое произведение оказало большое влияние на творчество других фантастов, в том числе и на авторов моего любимейшего сериала «Грань» (2008 – 2013), в котором упоминался некий таинственный самиздат «Первые люди», рассказывающий о древней цивилизации, которая существовала миллионы лет назад, еще до эпохи динозавров. Собственно говоря, именно из сериала я и узнал о настоящем романе Олафа Стэплдона, который в скором времени и прочел. Однако, некоторая футуристическая фантастика тех лет отличалась наивностью и обладала примитивным слогом повествования, создавая ощущения не серьезной научной работы или же простого увлекательного чтива, а обычной детской фантазии. Ведь на полном серьезе читать о людях будущего, отрастивших крылья и научившихся летать, просто невозможно.

Тем не менее я был очень обрадован, узнав о грядущем фильме «Последние и первые люди», срежиссированным известным исландским композитором и музыкальным продюсером Йоханом Йоханнссоном. На его счету саундтреки к фильмам «Вселенная Стивена Хокинга», «Прибытие», «Мэнди». К превеликому сожалению, Йоханнссон ушел из жизни за два года до премьеры своего дебютного полнометражного аудиовизуального творения. Но «Последние и первые люди» привлекают внимание не только таким трагическим стечением обстоятельств, но и самой фигурой исландца, человека родом из и по сей день загадочной и малоизученной ледяной страны, находящейся где-то на периферии мира, а также закадровым голосом абсолютно космической Тильды Суинтон, которая как никто другая с легкостью ассоциируется с нашими далекими потомками Восемнадцатыми людьми, обращающимися к нам Первым людям со своим посланием. Но все-таки, главными и единственными действующими лицами, приковывающими к экрану взгляд зрителя, становятся рукотворные архитектурные памятники, расположенные на территории бывшей Югославии. Весьма занимательно, конечно, что в фильме о человечестве, того самого человека и нет. Но, возможно, именно в этом и кроется успех данной картины.

«Последние и первые люди» – черно-белая медитативная арт-постановка, нежели полноценное кино в его привычном понимании. Такой фильм придется по вкусу далеко не каждому, но современное фантастическое кино, переживающее далеко не самые лучшие времена (любопытно, но ведь наши потомки из романа тоже не сразу достигли просветления, они бывало опускались на самое дно цивилизованности, а порой и вовсе были на грани вымирания), нуждается как в новых идеях, так и в новой форме. Плавные движения камеры и магия монтажа роднит «Людей» с такими документальными кино-симфониями без слов, как «Кояанискатси» Годфри Реджио или «Барака» Рона Фрике, фантастическим фотороманом «Взлетная полоса» Криса Маркера (послужившим позже основой для «12 обезьян» Терри Гиллиама) и разумеется «Космической Одиссеей» Стэнли Кубрика. Но еще все эти фильмы так или иначе говорят о человеке и его крошечных размерах в масштабах бескрайнего космоса, о понятии времени и о вечности, о самой жизни и о неминуемой смерти. В связи с этим не таким уж и удивительным, а куда более символичным кажется то, что «Последние и первые люди» стали и последним и первым режиссерским творением для исландца Йохана Йоханнссона. Теперь эта картина живет своей собственной жизнью, и кто знает, доживет ли она до следующего поколения людей будущего.

1
0
5
Сергей Шуваев
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
17 октября 2021

Аудиокнига с картинками, ничего более. (остальноеневажнотаккакнадодобратьдопятидесятизнаковвкомментарии)

0
0

Подборки Афиши
Все