Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8

Спектакль в Санкт-Петербурге
Бесы

Постановка - Театр им. Ленсовета
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
Театр надеется, что, обратившись к выдающемуся роману-предостережению Ф.М.Достоевского, режиссер и артисты сумеют высказаться о нашем времени и его острых проблемах, создадут захватывающее полотно о страстях человеческих. Режиссер Алексей Слюсарчук о теме спектакля рассуждает так: «Что-то происходит. В жизни. В романе. В спектакле. Постепенно человека захватывает неясное темное чувство. Потери себя? Потери смысла? Потери цели? Есть Бог. Он свет и вечность. Есть бес. Он тьма и потеря. Бес предвещает конец, он внутри каждого из нас, он ждет своего часа. Все умирают. Кто-то по своей воле, кто-то по воле случая, кто-то покидает этот свет, подчиняясь обстоятельствам, а кто-то - не примирившись. Человек рождается Божьим велением, пишет Достоевский, но уходит из жизни сообразно тому, во что он верит. Конец непременно будет. Достанет ли сил сопротивляться? Или нужно примириться? Как принять неизбежное? Опираясь на собственные чувства или доверяя ближнему? Как сохранить достоинство, как не подчиниться страху? Как не жить в страхе? Возможно ли это? Как уберечь свою душу? И есть ли она, душа?»
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
  • Бесы – афиша
Драматический
16+
Алексей Слюсарчук
17 июля 2021
4 часа 10 минут, 2 антракта

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Александра Климова
37 отзывов, 43 оценки, рейтинг 15
19 августа 2021
Спектакль с большим потенциалом

Очень много сюжетных спойлеров!

Прежде чем говорить о новой постановке театра Ленсовета, наверное, стоит упомянуть “Бесы” Льва Додина – лучшее, что я видела за двадцать лет своего театрального опыта. Для меня тот спектакль – эталон, в котором сошлось все: и феноменальные декорации Кочергина, и восхитительная музыка Каравайчука, и работа режиссера, и игра настоящих мастеров одной из лучших трупп мирового театра. А сцена с поеданием вареной курицы? Просто Хичкок. Потому в Ленсовета я шла без особого энтузиазма, не питая больших надежд. Возможно, именно это и привело к тому, что мне .. понравилось. В постпандемийный период, посещая в основном спектакли в барах, на крышах и во дворах, я и позабыла почти про классический театр. Да, временами “Бесы” Ленсовета похожи на набор этюдов, первое действие у меня вообще оставило впечатление “театра у микрофона”, спектаклю явно нужно “подышать”, но, на мой взгляд, в нем виден большой потенциал, и прежде всего благодаря очень сильным актерским работам. Некорректно было бы сравнивать две постановки – слишком разные масштабы, но параллели я увидела, а пару раз, как в случае со стихотворением Лебядкина, меня посетило чувство дежа-вю.

Тридцать лет назад Эдуард Кочергин разделил сценическое пространство на три уровня (ад, наш мир и небеса),превратив его в настоящий трансформер. Ольга Фарафонова, художник-постановщик спектакля в Ленсовета в центр композиции поместила огромный деревянный крест, который то поднимается к колосникам, до опускается на сцену, хотя логической связи между этими перемещениями с происходящим на сцене я не уловила (Кстати, фамилия “Ставрогин” происходит от древнегреческого σταυρός — крест). У Кочергина был пологий пол-помост, и еще до начала спектакля, только войдя в зал, ты ощущал гнетущую атмосферу и понимал, что happy endа не будет. В спектакле Ленсовета на сцене ростовые куклы, страшные, с темными глазницами, похожие на трупы. У Кочергина убийства сопровождались падением гильотины – в театре Ленсовета на виселицах куклы. В общем, по настроению очень похоже и в духе романа.

Но, наверное, хватит параллелей, поскольку это действительно, другой спектакль. Прежде всего, другой Ставрогин. Ставрогин Семака был смерч, тайфун, ангел смерти – все, к чему бы он ни прикасался, погибало. Мучительная борьба добра и зла в Ставрогине Волкова более очевидна. Ужас от понимания того, что его неосторожное слово стало причиной убийства Лебядкиных, раскаяние за преступление прошлого. Почему он полез в петлю? Понял, что единственный выход убить бесов в себе – это убить себя. На мой взгляд, Никита Волков в роли Ставрогина –основная удача этой постановки. Не умаляя труда и заслуг других артистов, именно его финальный монолог оставляет самое сильное впечатление. Мне искренне непонятно, как актер сумел играть ЭТО три вечера подряд.

Самый спорный, наверное, Верховенский. Спорный, потому что очень много противоречивых отзывов об этом образе – как в спектакле, так и в романе. Иван Батарев не играет “беса верхнего эшелона”, но в какой-то момент водной из сцен я поймала совершенно холодный и жестокий взгляд актера – Верховенский в его исполнении далеко не простая мразь, как может показаться. Он действительно неприятен и от его появления становится не по себе.

Одна важная деталь, которую я отметила для себя – моя вовлеченность в действие на сцене. Видя огромное количество спектаклей по одним и тем же произведениям, я уже давно перестала обращать внимание на сюжет. Как раскрыл характер актер? Как расставил акценты режиссер, какой смысл он видит в книге и как доносит его до зрителя? К какому его спектаклю отсылает эта сцена? Вот, что действительно мне интересно, а сюжет – его не изменить, это данность. Гамлет погибнет, Джульетта примет яд, а сестры Прозоровы так и не уедут в Москву. Но в “Бесах” есть два эпизода, которые я каждый раз смотрю как футбольный матч, когда исход уже известен, но веришь, что не все еще потеряно. Первый – это убийство Шатова. Как хочется его остановить, когда он идет за Верховенским! Достоевский жесток – он не просто убивает героя, он убивает его именно в тот момент, когда тот узнал, что такое счастье (возможно, единственный из всех). Второй – когда Кириллов пишет предсмертную записку. Как же хочется сказать: “Не пиши ты ее! Пусть у этого подлеца хотя бы тут ничего не выйдет!” .. Так что вовлеченность в сюжет и в этот раз – еще один плюс для меня.

А вот что касается разочарований, то самое большое – это сцена убийства Лебядкиных. К слову, обидно, что такому яркому артисту, как Илья Дель, досталось так мало сценического времени. Несомненно, этот персонаж важен, но здесь его очень мало. И такой, казалось бы, знаковый момент, как смерть Лебядкиных, представленный как сцена из бюджетного боевика, оставил немного горький осадок. И возвращаясь снова к постановке МДТ. Помните страшный гулкий звук падающей гильотины? Я – помню.

На следующий день была экскурсия в толстовский дом. Дело это со спектаклем никак не связано, но когда нам начали рассказывать про устройство доходных домов, каморки под крышей, черные лестницы, выгребные ямы, пыль от лошадиного навоза, рои мух, жару и грязь, это настолько легло на миры Достоевского, что было немного не по себе. А финальной точкой, закольцевавшей оба дня, стало посещение музея толстовского дома, где можно увидеть портреты известных жильцов. Первым, что выхватил мой взгляд, была большая фотография Сергея Бехтерева. Того самого, кто когда-то давно сыграл “беса высшего эшелона”.

2
1
5
Anna Silina
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
2 ноября 2022

"Бытовая" манера общения персонажей явно не пошла на пользу спектаклю: банально ничего не слышно и не понятно. Понравились оформление сцены и подсветка, очень цепляющий монолог Ставрогина (у актера хотя бы проблем с дикцией нет). Второй раз бы не пошла.

0
0
3
Пользователь Афиши №4891076
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг -3
19 июля 2021

Доброго всем дня. Вчера 18.07.2021 посетили премьерный показ спектакля "Бесы". Места наши находились в бельэтаже. Спектакль возможно был хорошим, жаль только что практически более половины слов произносимых актерами на сцене долетали до зрителей бельэтажа в виде какого-то бубнежа. А уж если актер по задумке режиссера произносил слова отвернувшись от зрительного зала, то вообще ничего нельзя понять. При этом все актеры работали с микрофонами. Не удивительно, что большинство зрителей бельэтажа по окончании спектакля просто встали и ушли. Одним словом - очень жаль потраченных времени и денег.

0
3

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все