Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7

Опера
Иоланта

Постановка - Михайловский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Свою последнюю оперу Петр Ильич Чайковский создал, вдохновившись средневековой французской легендой. Иоланта, дочь короля Рене, слепа от рождения, но не знает о своем недуге. Окруженная заботой, она живет спокойно и счастливо в своём неведении, пока в замок случайно не попадает молодой рыцарь. Опера в буквальном смысле воспевает любовь и ее целительную силу. Ведь только полюбив, испытав душевную боль и преодолев страх, Иоланта прозревает. Финальный хор прославляет мироздание, свет разума, нравственность и чистоту. Постановка насыщена цветом, который оттеняет тонкую лирику музыки и поддерживает главную идею победы света над тьмой.
  • Иоланта – афиша
  • Иоланта – афиша
  • Иоланта – афиша
  • Иоланта – афиша
  • Иоланта – афиша
Опера
6+
14 июля 2005
2 часа 10 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Кирилл Титков
55 отзывов, 274 оценки, рейтинг 111
30 октября 2015

Постановка Сергея Шепелева приятно удивила меня своим уважительным отношением к опере, не зря она десять лет сохраняется в репертуаре театра.
Ведь обычно, в современных оперных ли, балетных ли, драматических ли спектаклях доминирует одна черта, а именно стремление "актуализировать" повествование, изложить его на языке "современного искусства". В итоге, однако, всё сводится к тому, чтобы постановка радикально отличалась на постановки той же пьесы, оперы, балета в других театрах и у других режиссеров. Осмысленность никого не волнует. Главное индивидуальность, выделенность, непохожесть. Режиссеры вкупе с продюсерами пускаются во все тяжкие, низвергая традиции, авторитеты и здравый смысл. О результатах лучше умолчать.

Но тут, к счастью, либретто было сохранено без изменений. Действие не перенесено в современность, в каменный век или отдаленное будущее. Король Рене остался королем, а не стал наркобароном. Граф Водемон и герцог Роберт не превратились в Бэтмена и Робина. События разворачиваются в замке, а не в борделе. И Иоланта по-прежнему слепая принцесса, а не трансвестит, страдающий от проблемы гендерной идентичности. Обошлись без балета, стриптиза и прочих концептуальных перформансов. Всё так, как и задумывалось во время Петра Ильича. Такая сюжетная аутентичность не может не радовать.

Второй момент, который нужно отметить, это четкость и членораздельность исполнения. Рискуя быть зашиканным иными почитателями оперы, скажу, что для меня важно не только слушать верные ноты, красивый и насыщенный голос, но и слышать пропеваемый текст. Зачастую, даже зная оперу наизусть, остается только догадываться, что же пропел исполнитель. Вместо содержательной арии слышен, пусть и музыкально точный, но не более чем вокализ. Если речь идет о пении на неродном языке оригинала, то тут легко сделать поблажку. Сам я не знаток ни итальянского, ни французского, ни немецкого. Но когда русские певцы исполняют русскую же оперу, то тут счет совсем иной. Тут уж будьте добры, ноту к ноте, и букву к букве. В Иоланте Михайловского я это услышал. Будет ли так в будущем, и было ли так раньше, сказать не берусь. Но здесь и сейчас всё было именно так. Спасибо певцам.

С другой бедой оперных спектаклей справиться в полной мере не удалось. Оркестр привычно заглушал вокал. Не всех и не всегда, но такое было.
Лучше всех со всеми трудностями удалось справиться Марии Литке, исполнительнице партии Иоланты, снискавшей заслуженную благодарность зрителей. Довольно приятное впечатление оставил Юрий Мончак (Рене). А вот Дмитрий Карпов (Водемон) несколько разочаровал, некоторые фразы забалтывались, оркестр его заглушал, да и в дуэте с Марией Литке слышно было только сопрано. С Дмитрием Даровым (Роберт) вышло совсем обидно. Кто бы что ни говорил, но партия Роберта – это почти исключительно ария "Кто может сравниться с Матильдой моей" (зачастую на Иоланту только ради этой арии и ходят). Так вот, ария не удалась. Спето скупо, сухо, без необходимого блеска. Спето и всё. Ясно, что есть граница вокальных возможностей, что выше головы не прыгнешь, но что-то можно компенсировать экспрессией, эмоциональным окрасом, актерским мастерством, в конце концов (оперный театр - это тоже театр). А тут не было даже попытки, увы.

В целом, суммируя все плюсы и минусы, спектакль мне понравился, и даже может быть рекомендован для первоначального знакомства с миром оперы. Начинать лучше с уважения, а не с низвержения.

4
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все