Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.7

Спектакль в Санкт-Петербурге
Женитьба

Постановка - Александринский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Спектакль - лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинациях «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая работа художника» Сценическая жизнь комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» началась на Александринской сцене в 1842 году. В том премьерном спектакле роль Подколесина исполнял великий русский актёр Александр Мартынов. И с этого времени, наряду с «Ревизором», «Женитьба» традиционно украшала афишу Александринского театра. Интерпретации гоголевских пьес всегда определяли творческий строй труппы театра, становились программными. К «Женитьбе», вслед за «Ревизором», обратился и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, для которого гоголевское творчество уже долгие годы является источником вдохновения. Нынешняя постановка была создана в преддверии 200-летнего юбилея писателя. В своем спектакле Валерий Фокин раскрывает острый конфликт стремящегося сохранить свой личностный мир героя с приобретающей абсурдный, почти балаганный облик, действительностью. Действительностью, провоцирующей человека выделывать самые невероятные трюки и участвовать в нелепых, словно навязанных нечистой силой аттракционах. Таковым аттракционом выглядит история сватовства сразу шести женихов к купеческой дочке Агафье Тихоновне Купердягиной, даже в своих снах и фантазиях не находящей избранника, обладающего всем комплексом человеческих достоинств. Образ открывающегося то снаружи, то изнутри балагана, созданный известным сценографом Александром Боровским, подчеркивает активную динамику переходов из мира внутренних фантазий героя, устроившегося на удобном, почти «обломовском» диване, во внешний – враждебный и неустойчивый мир, где герой чувствует себя крайне неуверенно.
  • Женитьба – афиша
  • Женитьба – афиша
  • Женитьба – афиша
  • Женитьба – афиша
  • Женитьба – афиша
Комедия
12+
Валерий Фокин
18 января 2008
2 часа 30 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
4 февраля 2008

Начинается все так, как могло бы начинаться в спектакле МХТ — но не того, которым руководит сейчас Табаков, а того, который в 1898 году основал Станиславский. Перед высокой стеной с одним окошком по центру стоит узкий, выцветший диван, на нем ворочается с боку на бок Подколесин в драном халате, проговаривая роскошный гоголевский текст, который актерам произносить — точно выводить раз и навсегда выверенную оперную арию. «Вот ведь как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец, точно, нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится», — играющий Подколесина Игорь Волков, похожий на округлившегося и обленившегося с возрастом Гарри Поттера, поворачивается к стене и поглаживает пальцем пухлого малыша на фотографии. Станиславский в большой белой шляпе — один из самых известных фотопортретов мастера — висит тут же, крайним справа. На реверансы традиции режиссер Валерий Фокин отводит пять минут. Дальше начинаются удивительные вещи. Слуга Степан спросонья проглатывает весь гоголевский текст: лицо молодого артиста Ивана Паршина, возникающее в окне, напоминает белый блин с прорезью, из которой доносится только «ага» и «не-е». Затем из темной глубины вбегает сваха — Мария Кузнецова, одетая будто дворничиха, в ватник, валенки и платок. Тут только и замечаешь, что диван Подколесина — единственный светлый островок посреди непроглядного космоса, который пугающе глядит в окно. Постоянный соавтор Фокина Александр Боровский, открывающий публике новые и новые технические возможности Александринки, на сей раз удивил больше обычного. Об этом — спустя пару строк. А пока — об образе. Многое изменилось со времен Гоголя: слуга обнаглел до неприличия, из свахи без рюмки водки слова не вытянешь, вместо приветливой златоглавой Москвы за окном черная дыра. Но два русских человеческих типа остались неизменны и актуальны, как сказочные персонажи. Один — вечный Обломов, ни за какие блага не способный расстаться с диваном. Другой — подлец особой ноздревской масти, которую именно Гоголь, пожалуй, и обнаружил на родных просторах: тот, что, провалившись в яму и не в силах из нее выбраться, будет любыми способами зазывать к ней знакомых, чтобы и те переломали себе конечности. И при этом будет видеть себя едва ли не героем.

Гоголевский Кочкарев, которого играет александринский новобранец Дмитрий Лысенков, приглашенный Фокиным из Театра Ленсовета, не черт, каким его модно нынче выводить, и не лихой герой плутовского романа, он именно такой подлец. Кочкарев появляется в проеме окна с воплем «Ты зачем меня женила?» и впивается цепкими руками в свахину шею. Через несколько минут сваха отправлена в отставку, а одетый в парадное платье Подколесин в компании Кочкарева уже едет к невесте, как Емеля на печи, на своем диване. Вслед за ними едет вбок стена, за коей обнаруживается, представьте себе, каток со всеми атрибутами: забором, мегафоном и афишами на заборе (афиши зазывают на александринского «Ревизора»).

По льду (на самом деле это ткань с гелевым покрытием) на настоящих коньках наматывает круги изящная Агафья Тихоновна в нелепых папильотках — Юлия Марченко, премилый угловатый подросток, а ее приземистая тетка — Кира Крейлис-Петрова — сидит на скамье с термосом и секундомером. Все важные события, которые у Гоголя случаются в гостиной, — сватовство, первое свидание, предложение, первый поцелуй — у Фокина происходят на катке. И выглядит такое решение пародией на все ледовые феерии, от которых вот уж год как никуда не деться, — их открывают значительные чиновники, в телеэфире на них происходят главные в стране разводы и женитьбы, никакому «Дому-2» за «Звездами на льду» уже не угнаться. Именно в сцены на катке Фокин подкидывает чертовщинку, без которой Гоголь не Гоголь: жених-пьяница Акинф Пантелеев — в пьесе о нем только говорят — сыгран актером-лилипутом, а сваха, боясь гнева кандидатов в мужья, отвергнутых в ходе интриг Кочкарева, натурально взлетает вверх и тает во тьме.

Трюки срабатывают все до одного, так что зал хохочет почти безостановочно. Но, как и положено, к финалу проявляются болезненные синдромы нашего времени. Во-первых, одного из трех почти масочных женихов Фокин лишил ног и заставил исповедоваться перед публикой — и тут обнаружилось, что явный калека начисто не ощущает своего уродства и в полном от себя восторге. Во-вторых, сцену первого поцелуя Волков играет так, точно Подколесин вышел на свет из полувекового заточения, — эти озарение, прозрение и экстаз говорят о драме аутизма больше, чем медицинские трактаты. Но аутизм, а вместе с ним и беспросветное одиночество остаются пока бедой неизлечимой — и это третья, самая горькая истина, звучащая в спектакле: гримаса отчаяния покинутой Агафьи Тихоновны — почти античная маска страдания — заставляет поперхнуться бодрым маршем и замолчать даже железный мегафон.

6
0

Отзывы

3
Павел Чердынцев
30 отзывов, 40 оценок, рейтинг 61
26 февраля 2008

МАЛЫЙ БАТМАН В АЛЕКСАНДРИНКЕ, ИЛИ ПРОЩАЙ, ГОГОЛЬ!

Небезызвестная Фаина Раневская говорила: в мире есть два извращения: хоккей на траве и балет на льду. Она, как выяснилось, ошибалась: есть еще и третье: классика на стадионе!
"Женитьба" Фокина - никакая не "Женитьба", а начало (продолжение?) "Ледникового периода" уже в театре, под девизом: ударим малым батманом по большой литературе. Одно слово: наколбасили. Ничего общего с "Ревизором" того же театра. Фокина на сей раз зашкалило и зашкалило очень круто. Видимо, "лавры" "пасынка" Могучего заворожили. Наверное, это такое новое сверхгениальное направление в театральном искусстве: пьеса (текст, сюжет) сама по себе, режиссура (действие) движется в самостоятельном (ином) направлении.
Если в "Живом трупе" – премьере прошлого сезона - все логично (главный герой, словно загнанный зверь, в клетке; опускание на самое дно; уход на небо в финале), то в "Женитьбе" логика напрочь отсутствует. Ну при чем здесь коньки, каток, спортивные танцы? Современно? Скорее ультра-модно. А ультрамодное, как известно, быстро устаревает. Так что: спектакль ставится на сезон? Или, когда завтра по ТВ будут показывать шоу не на льду, а в бассейне, Фокин переместит своих персонажей в воду? Или поставит "Мертвые души" в декорациях Дома-2 с Ксенией Собчак в роли Чичикова? Степан Меньщиков - Ноздрев, Солнце - Коробочка?..
А инвалид зачем? Существует версия, мол, пообтерся на смотринах, ноги стер до колен! Вот это фантазия! Но эта «фантазия» не выдерживает никакой критики. Так куда угодно можно зайти. Не эффектнее было бы те же коньки сделать потертыми, и с дырой? И показать их в финальном монологе героя на тумбе? Дескать, полюбуйтесь: каши просят, давно использую, в какой уж раз сватаюсь… Нет - калека! А вслед за ним лилипут!
Но лилипут - еще куда не шло – весело, но зачем лакей и сваха такие пьяные? Я на самом первом ряду сидел - прямо перед ними - ничего из их слов не разобрал. Эффекты ради эффектов? Лишь бы не как у других? Зал отдает должное – беснуется: надо же показать свою продвинутость и нестандартность (вслед за постановщиком) мышления. Я тоже пару раз разразился хохотом, ну, думаю, что ты еще, господин режиссер, придумаешь! Это ж, думаю, с ума сойти можно: как еще Крейлис-Петрову на шпагат сесть не заставили!
А Кочкарев в исполнении Лысенкова? Как у него вены на лбу и на горле не лопнули?! Истерик, неврастеник, эпилептик какой-то? От чего он так загорелся? От чего так воспалился актер? Это кто – Высоцкий: "рвусь из сил, из всех сухожилий"? По какому поводу, спрашивается? Это же все-таки комедия, а не "Пролетая над гнездом кукушки"! Психопат. Отвратительное ощущение. Кто-то из Великих сказал: когда актер на сцене излишне усердствует, истерикует, брызжет слюной, визжит, ему не веришь. Скажу больше, он раздражает.
Единственное не замаранное режиссерскими «кульбитами» впечатление осталось от игры Волгина. Его Подколесин - это действительно гоголевский персонаж. Актер не мудрит, но изобретает. Он вдумчив, а не поверхностен, в отличие от других, он не прячется за дешевыми аффектациями, не торопится дать очередной кружок, а кропотливо выстраивает образ.
Рассуждая и сопоставляя, приходишь к выводу, что «Женитьба» - это чисто актерский спектакль. Здесь нужны Актеры, а не исполнители. Авторский (режиссерский) театр здесь не подходит. Хотя, говоря по справедливости, должно сказать: есть в спектакле Александринки и истинные режиссерские удачи (побег Подколесина, взмывающая вверх трибуна, видение невесты), но они теряются в общем хоре ничем не оправданных трюкачеств. Я видел спектакль МХТ: Невинный, Кашпур, Калягин, Тенякова… Фильм: Петренко, Борисов, Стржельчик, Леонов, Крючкова…
В Ленкоме тоже парад-алле. Но если там парад престарелых актеров (Агафье Тихоновне-Захаровой - 46! женихам: Янковскому – 64! Збруеву – 70! Броневому – страшно представить – 80!!!), то в Александринке вернисаж аттракционов и спортивных номеров. Говорят: кашу маслом не испортишь. Верно, но если только это масло не машинное. Фокин, на сей раз, заправил свое блюдо совсем не тем продуктом. В результате в пищу пошел «Лукойл», а в двигатель залили «Олейну». И как далеко эти механические фокинские сани докатят – одному Богу известно. А вот сколько мчит живая гоголевская тройка - известно всем. Да только Гоголь здесь, применительно к премьере Александринского театра, совершеннейше ни при чем. Здравствуйте, Алексей Ягудин и Евгений Плющенко! – вот что причем. И: прощай, Гоголь!

8
0
7
Erazer Erazer
102 отзыва, 173 оценки, рейтинг 517
17 октября 2020

Посетив Александрийский театр впервые был приятно удивлён лакеям с сединой во фраке, они были вежливы ко всем гостям, это задаёт настроение и располагает к просмотру постановки. Обычно в залах работают женщины пенсионного возраста,также с рабочей форме,более скромной. Актёры действа потрясающие,а вот вольная,новаторская интерпретация В.Фокина специфическая (на льду),хоть и была награждена высшей театральной премией. Радикальных сцен с изменением сюжета не было,поэтому всё воспринималось органично, зал с головой погрузился в атмосферу 19 века. Остальные размышления в инстаграм @grinvey

6
0
3
tutusu.livejournal.com
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 6
14 апреля 2008

Балаган.
Ушла с антракта. Сплошное трюкачество для удержания внимания, за которым, как водится, скрывается плохая постановка. Красивый свет, оригинальные декорации, Гоголь за всем этим цирковым представлением куда-то пропадает. Спектакль смотрится как набор гэгов, часто даже и не связанных между собой.

5
0
1
Mary_Smile
5 отзывов, 13 оценок, рейтинг 11
5 марта 2008

Каток на сцене это конечно забавно, НО стоит задать себе вопрос оправдано ли это? Почему коньки а не лыжи, санки ходули? Мне кажется, что этот прием практически никак не оправдан и не обыгран. +у меня есть замечание по поводу техники речи, пьеса "Женитьба" построена на диалогах, и хотелось бы различать слова, произносимые актёром, не смотря на то, что он например играет пьяного, что опять таки не ахти какой оригинальный прием...

4
0
5
Светлана Ивлева
42 отзыва, 54 оценки, рейтинг 91
31 октября 2012

В Александринском театре контролеры и распорядители в зале одеты в костюмы, белые рубашки и бабочки. Атмосфера «ложи блещут» с первых шагов настраивает зрителя на понимание того, что он попал в храм искусства, где чтут и бережно хранят традиции русского театра. К тому же спектакль, на который зритель пришел, самая что ни на есть классика – «Женитьба» Николая Гоголя. То есть, создается приятное предвкушение хорошего вечера, просмотра веселой и «со смыслом» пьесы, хорошей постановки и актерской игры.
Ан нет!
В зале зрители рассаживаются по местам, наблюдая спящего спиной к ним, Подколесина, который усиленно делает вид, что не замечает ни нелепости своего положения, ни окружающей обстановки. Сколько времени понадобиться, чтобы в большом зале Александринки рассадить всех по местам – столько Игорь Волков покорно пролежит на своем диванчике на сцене почти без движения. Режиссерский ход, ничего не поделаешь.
Начало спектакля, увы, сбивает положительный настрой зрителя на просмотр хорошей пьесы. Появляются Фекла Ивановна и слуга Степан, усиленно изображающие сильно пьяных людей. Слова, которые произносят актеры, не понятны даже зрителям первых рядов. Уже эта первая сцена говорит о том, что режиссер недооценил комизм ситуации и чувство юмора сидящих в зале. Создается ощущение, что актеры не играют, а кривляются. Причем героиня Марии Кузнецовой так и будет весь спектакль то впадать в алкогольный транс, то выходить из него, вызывая недоумение, почему такие, в общем-то приличные, люди обратились к ней за услугами.
Спектакль нагроможден подобными нелепостями. Чего только стоят, например, Жевакин, который зачем-то изображен безногим. На потеху что ли? То есть это смешно – смеяться над инвалидом? Или хуже – чиновника Пантелеева изображает женщина-лиллипут. Разве это смешно? Возможно, обладая определенным уровнем образования и кругозора, - да. Но, напомню, мы находимся в Александринском театре, сцена которого не должна оскверняться подобными поруганиями. Понимаю, что с помощью этих нелепых персонажей Фокин хотел усилить чувство балагана, нелепости ситуации. Не получилось. Боюсь, эти режиссерские находки способствовали только тому, что часть зрителей без сожаления покинула театр в антракте.
Не все так плохо – Игорь Волков в роли Подколесина и Дмитрий Лысенков (Кочкарев) – хороши, даже очень хороши. Подколесин (Волков) – эдакий Обломов, который больше всего на свете любит свой диванчик. Его герой – это очень спокойный, уютный, тихий человек, живущий в своей скорлупе, в своем внутреннем мире. У Игоря Волкова получилось сыграть очень гоголевского персонажа, которого не затронул и не испортил весь творящийся вокруг него балаган, сохранить целостность своего персонажа. Вторая удачная работа – Дмитрий Лысенков, который является двигателем спектакля, его мотором. Человек широкой души, импульса, его герой вдруг решает помочь Подколесину, придать ему ускорение, улучшить его жизнь, осчастливить против воли. Дмитрий играет очень вдохновенно, он абсолютно вжился в роль – кажется, его девиз – женитьба или смерть. Возможно, кто-то скажет, что актер как-то слишком «рвет жилы» на сцене, но, на мой взгляд, его игра в этом спектакле – выше всяких похвал. Кроме того, и ему тоже удается при всей дикости происходящего сохранить цельность персонажа, его историческую достоверность, широту души человека позапрошлого века.
Что касается катка – считаю, что мысль устроить подобный эксперимент удачна, однако недостаточно воплощена. Каток – это веселье, огни, кружение, танцы. Здесь же (за исключением одного примитивного танцевального номера) все сведено к банальному наматыванию кругов то против, то по часовой стрелке. Ведь «Женитьба» - это комедия, а значит легкий жанр. Можно было сделать его еще более легким, почти невесомым, добавив хореографии, пластичности. На деле – вышла банальная физкультура. Жаль.
Второй акт «Женитьбы» проходит веселее первого, пошлость и невнятность сцен становится меньше, появляется движение. У меня даже возникла мысль – неужели вытянут пьесу? Но неприличный жест в зал Феклы Ивановны на словах - «Еще если бы в двери выбежал — ино дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто мое почтение!» - стал настоящей катастрофой. Теперь очевидно стоит ожидать мата от актеров в столь знаменитом, историческом театре. К сожалению, в постановке «Женитьбы» в Александринке допустимая грань пошлости была неоднократно перейдена, чувство меры и вкуса подвело создателей. Спасают положение только актерские работы Игоря Волкова и Дмитрия Лысенкова. Остальные актеры либо не на своем месте, либо играют то, что им приписал и домыслил режиссер, обеднив гоголевскую пьесу. Очень жаль.


2
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все