Москва

Спектакль в Санкт-Петербурге
Мы

Постановка - Большой театр кукол
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Кукла и кукловод. Тело и душа. Одинаковые гапиты и такие разные актеры. Нервная музыка группы «Аукцыон» и нежные аккорды Чайковского и Баха. Белый математически-выверенный мир Единого Государства и темное неведомое пространство души... Спектакль «Мы» – это первый опыт освоения в театре кукол самого знаменитого романа–антиутопии Евгения Замятина. Роман был написан в 1920 году, а сегодня входит в сборник «Десять лучших романов XX века». В основе постановки этюды актеров с гапитами – «скелетами» тростевой куклы. «Самой невыразительной» кукле наконец-то нашлось место – она воплощает на сцене однородное, безликое «мы». Кажется, этой кукле комфортно в замятинском Едином Государстве, но каково в нем человеческой душе? Спектакль, как и книгу, пронизывает тема любви одного нумера к другому, D-503 к I-330, любви, неожиданно разрушающей геометрически выверенный и прежде абсолютно счастливый мир героя.
  • Мы – афиша
  • Мы – афиша
  • Мы – афиша
  • Мы – афиша
Драматический
16+
Руслан Кудашов
14 марта 2009
2 часа, 1 антракт

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Андрей Пронин
75 отзывов, 114 оценки, рейтинг 77
14 апреля 2009
Студенческий спектакль с претензиями, совершенно обоснованными

Самый молодой из руководителей петербургских театров, главный режиссер БТК Руслан Кудашов, повернулся к публике новой гранью дарования. Казалось, что Кудашов не из тех, кто поверяет гармонию алгеброй, что его сила — в ярких вдохновенных образах, в простом и сильном чувстве, но при этом его изобретательность спонтанна и не терпит системы. За стройными и симметричными режиссерскими конструкциями на спектакли Кудашова не ходили даже самые горячие его поклонники. И вдруг — вот тебе, бабушка, Юрьев день. Вероятно, дело в первоисточнике — книге Евгения Замятина, по основной профессии инженера, литератора очень рационального и упорядоченного ума. Роман «Мы», написанный в 1920-м, до сих пор интригует филологов: что это было — грандиозное пророчество или непритязательная литературная шутка на злобу дня? Мрачное будущее, тоталитарное государство, в котором люди лишены индивидуальности и превращены в шестеренки жестокой машины. Они спариваются только по государственной разнарядке, искусства запрещены, все строем радостно ходят на выборы, чтобы проголосовать за единственного кандидата — некоего Благодетеля, и самозабвенно доносят друг на друга от большой сознательности.

Первый шаг, предпринятый Кудашовым, — отказ от социальной конкретики. Он поставил спектакль не про сталинский тоталитаризм, не про сегодняшний день (хотя, когда речь заходит о свободных, но безальтернативных выборах, зал нервно хихикает) — а про общество вообще. То, которое во все эпохи может обернуться бездушной толпой и с удовольствием растопчет любого, идущего не в ногу. Второе удачное решение — ввод в спектакль фигуры конферансье. Бравурные тексты замятинской «Государственной газеты» здесь томным голосом декламирует вихляющийся наглый фигляр с набеленным лицом-маской (отличная актерская работа Михаила Лошкина). Неминуемые ассоциации с конферансье из «Кабаре» Боба Фосса — фильма про тихое прорастание фашизма на фоне веселого блуда Веймарской республики — придают спектаклю Кудашова приятную культурную респектабельность. Самая впечатляющая режиссерская находка — то, как решены собственно «мы». Артисты в черной униформе держат над головой одинаковые беленькие скелетики — простейшие тростевые куклы-болванки. Вот тут-то самое время вспомнить, что спектакль этот студенческий, артисты — с третьего курса Театральной академии и сдают зачет по мастерству: учатся нелегкому труду ровно стоять, управляя куклой поднятыми вверх руками. И хотя руки затекают — не шелохнуться, не дернуться, не кашлянуть. С ироническим шиком Кудашов связывает драматургию спектакля с внутрицеховой выучкой: куклы — будто внешняя оболочка «мы», а кукловоды — как бы их души. Кто хорошо выучился — тот, получается, обезличен; а кто кашляет и качается — тот еще сохранил личность…

И это только несколько удач спектакля. Их на самом деле много: неожиданное включение в игру бытовых предметов, например, мясорубки, точные ­ли­рические ноты у молодых актрис, когда дело доходит до любовной интриги, ­отточенная пластика, информативная сценография, обыгрывающая мотив «Черного квадрата» Малевича, — и так далее и тому подобное. Вы, Руслан, очень хорошо повернулись — этот ракурс вам удивительно к лицу.

3
0

Отзывы

9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
26 марта 2010

Руслан Кудашов уже в "Холстомере" посредством Толстого отказывался от слова "мой". В "Мы" он вновь отказывается от этого слова, добавляя к нему еще местоимение "мы". Ко всему прочему доказывая, что они - он и его студенты - грозятся стать одним из лучших театральных коллективов Петербурга.

Не было в БТК еще спектакля, который бы не понравился. Под руководством Кудашова Большой театр кукол на наших глазах оставляет позади за собой некоторые академические театры. Таким спектаклям, как "Мы", "Тойбеле", "Холстомер", "Маленький принц", "Вий" позавидовал бы любой театр. Недаром, наверное, МДТ не мог не заметить Кудашова, пригласив его ставить "Русалочку".

В Большом театре кукол, к счастью, очень редкий и от того любопытный репертуар. Не представляю, где бы еще поставили "Мы", а в БТК смогли - да как смогли - выпустили современный, энергичный спектакль. Они там так задорно маршируют, что я в какой-то момент даже стал отбивать ногами в такт. Кудашов как всегда качественно работает с музыкой, светом, как всегда множество режиссерских находок, ювелирная сценография и, внимание! - замечательное актерское мастерство студентов. Они все такие молодые, красивые да талантливые. Особенно девушки и Михаил Лошкин. Кудашов, как Додин, растит курс, который уже сейчас обещает стать основой одного из лучших петербургских театров.

Ничего банального в спектакле: в нем столько мелочей и деталей, что за большим количеством о них потом забываешь. Только и успеваешь удивляться: как они все успевают вовремя сделать на сцене, перебежать в нужный момент в нужное место, вытянуть из пространства красную линию...

Режиссер сплетает в одну постановку социальное, духовное; на минуту заставляет полюбоваться на влюбленных, но через минуту, словно обухом по голове, возвращает зрителя в реальность Единого государства, с помощью музыки удачно тасует красивое и некрасивое, в какой-то момент смешивая их, но в финале выводя на авансцену такую красоту, о какой, кажется, Замятин и не мечтал. Красота эта смотрит в зал, смотрит долго и так просто, что понимаешь: в этой простоте всё обаяние спектакля. В этом театре не устраивают на сцене трехчасовую читку скучного текта, в этом театре изначально выбирают интересный текст, играясь с ним всеми подручными и подножными средствами, но такими простыми, что удивляешься - почему же раньше никто не догадался провернуть мясорубку-музыкальный инструмент, никто не догадался так играть на пианино и именно так использовать розовые стиккеры.

Наверное, самый главный секрет обаяния спектаклей БТК - это конечно куклы. Ведь в отличии от драматического театра, где нам иногда удается насладиться игрой актёров, в кукольном театре к этому наслаждению добавляется еще одно: мы наблюдаем за отношением между актером и его куклой. А уж Кудашов умеет создать эти отношения, может оживить куклу так, что она становится живее некоторых артистов. Но только не его театра. Тут все на равных. Коли тростевые болванки, то и актеры играют болванок; когда режиссеру мало куклы-скелетика, скелетик пропадает и на сцене уже только актер. Очень современный актер - пластичный, звучный, тот самый, которому веришь. Актер светит в зал карманным фонариком и приглашает зрителя поближе, на самую сцену. Чтобы стереть все рамки между Замятиным и нами; чтобы мы в очередной раз удивились, как это Замятин угадал и до сих пор угадывает); чтобы Большой театр кукол в очередной раз красиво и с твердой уверенностью доказал, какие слова - хорошие, а какие - не стоят того.

2
0
7
Svetik_FrekenSnork
151 отзыв, 170 оценок, рейтинг 186
4 мая 2009

Тёмный зал. Не горит ни одна лампа, и вдруг… оглушительный голос врывается в пустоту, луч яркого света, выпрыгивает молодой человек с белым лицом в чёрном костюме. Начинается действо.

Гениальной книге замечательный спектакль, но сразу оговорюсь: если вы не читали роман Е. Замятина, то многое может останется неясным.
Когда я читала книгу, то акцент делала на любовную линию, но Р. Кудашов (режиссёр) расставил акценты немного по-другому: на первый план вышли социально-политические отношения.
Одинаковые мужчины и женщины в чёрных свитерах и комбинезонах, чёрных шапочках с одинаковыми куклами как нельзя лучше показывают идею советского времени: быть как один, ни чем не выделяться. У них даже нет имён, лишь номера: O-90, I-330, D-503. Безличные, одинаковые, у которых душа и фантазия считаются болезнью.
Здесь всё подчинено системе: работа, отдых, обучение и даже любовь - пресловутый «розовый билет», который в спектакле показан, как липкая розовая бумажка.
Но нет! И в таком сером мире, состоящем из людей ,не знающих ни отца ни матери есть место мечтателям (I-330), которые пошли против правил единой системы, желающие переманить на свою сторону других людей и не боящихся наказания. Но таких мало.
Рядом с Единым государством, управляемым Благодетелем есть другой мир - мир за Зелёнаой стеной, Старый дом – мир, наш настоящий мир, побеждённый страной вечного счастья.
К сожалению, I-330 будет казнена, а D-503 подвергнется операции, полсле которой вольётся в ряды «честных нумеров». Его не убьют, так как он особо важный «винтик»-строитель интеграла, которым можно сделать счастливыми всю вселенную.

Как я уже сказала выше, акцент сделан на социально-политические отношения, и сделан,на мой взгляд вполне удачно. Спектакль «освежил» роман анти-утопию и сделал её актуальной и интересной в наше время. В ней стали очень чётко прослеживаться параллели с настоящим.
«День единогласия» - день выборов, где все как один честно и открыто проголосуют за Благодетеля, где всем заранее известно, кто станет новым правителем. И даже, если несколько номеров будут против, то это не важно - их не заметят.
«Служба Хранителей» показана двумя людьми в чёрных балахонах, напоминающих инквизиторов - они неслышно ходят и заносят данные в свою маленькую книгу.
Замечательно показано единогласие и единомышление «болванок» - все в строю, куда все, туда и я, лишь бы не отстать.
Но не до конца раскрыта тема любви и Старого дома – место обитания той, старой, «презренной» жизни.
Дом показан лишь слепой немкой, поющей песни и подающей старые фотографии I-330, D-503, когда они приехали туда. Но какая тонкая параллель – Единое государство одержало победу над Старой жизнью, и СССР победила Германию. Сцена «Дня победы» сопровождается одноимённой песнью Аукцыона, что ещё больше усиливает сложившееся впечатление. Для нас, это вполне очевидная параллель
Мне кажется, что Старому дому нужно было уделить больше внимания, так как он играл значительную роль в изменении сознания D-503.
Мне понравилось, что в спектакле пара I-330 и D-503 показана не одной парой актёров, а четырьмя, с разной внешностью и характерами, говоря о том, что на самом деле каждый может внутри себя хотеть выделиться из серой массы, но страх не даёт ему этого сделать.
Ярко и образно показан личный подвиг О-90 – отказаться от любимого в пользу другой ради его счастья по силам только по-настоящему сильной и любящей женщине. Её душевные терзания изображены бегом по кругу на одном месте, краткими остановками с монологами, в которых она излагает свои мысли, свои переживания.


Замечательный, яркий, образный спектакль, сопровождающийся точно и уместно подобранной музыкой И. С. Баха, П.И.Чайковского и группы «АукцЫон».
Не кажется ли вам странным, что тема единой системы поднимается всё чаще и чаще: фильм «Стиляги» с песнью «Связаны одной цепью», исполненной группой Наутилус Помпилиус, экранизация книги братьев Стругацких «Обитаемый остров» Ф.Бондарчуком, а теперь «Мы»? Наводит на размышления, не так ли?..

2
0
9
Дарья Н
6 отзывов, 4 оценки, рейтинг 4
22 июня 2011

Проходила какое-то время назад афишу — заинтересовалась. НО! Как поставить математического Замятина?
Чертовски стильный спектакль/ Музыкальное оформление — нервно-лиричный "Аукцыон". Черный задник. Качественное (монтажное) световое решение. Обилие параллелей (в прямом смысле). Заводной конферансье в смокинге, словно списан с бродвейских мюзиклов.
В отличии от книги — в спектакле тема любви не основная. Главной темой спектакля становится рождение души. Рождение души D-530 через любовь к I-330.
"Тонне — права, грамму — обязанности; и естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты — грамм, и почувствовать себя миллионной долей тонны. ", хором скандируют актеры.
История с тоталитарным государством, мрачным будущим и т.д. понятна. Это же Замятин. Но! Спасибу Кудашову, что он не облачил актеров в советские плащи, например. Актеры целиком одеты в черное. Даже шапочки имеются. Нет явной отсылки к СССР. Получилось общество вообще. Ко второму акту для зрителей окончательно пропадает стена между залом и сценой и параллель с Единогласными Выборами Высшего Благодетеля воспринимается на ура! Конферансье (который и агитирует всех единогласно голосовать за Единство), как ни странно, в этом спектакле играет главную роль. Актер в черном смокинге, с белым гримом на лице зажигательно танцует и читает тексты, которые Замятин писал, как новости в "Государственной газете".(отличный режиссерский ход и отличная актерская работа Михаила Ложкина)
А теперь самое интересное. Что может быть проще, чем управлять человеком, верующим в "светлое будущее"? Что может быть проще, чем управлять гапитом? Актеры держат над головой гапиты — самые простые куклы, которые можно купить даже в ИКЕЯ. "МЫ" - кукольный спектакль. Одинаковые гапиты и такие разные актеры. Тело и душа. Точнее еще не душа, а ее зародыш. Я от такого решения спектакля в полном восторге! Да разве можно замятинского человека назвать человеком? Он кукла (не марионетка, именно кукла). Проблески человеческой души появляются, когда актеры, забывшись, опускают куклы вниз. И их голова становится выше кукольной. А I-330 и вовсе наедине с собой меняет куклу на самокруточку и флягу.
Итак. Сложному Замятину Кудашов добавил лоска и кукол - получилось отлично!
Судя по публике, этот спектакль не мог быть поставлен нигде, кроме БТК. Хотя, 50% пришедших с таким же успехом можно было перенести в клуб MOD, например. Даже не переодевая. В зале ни одного свободного места. В БТК была впервые, но 100% пойду еще. Педантично записала в блокнот несколько спектаклей на заметку.

20 июня был последний раз, когда актеры играли этот материал, как студенты. Поздравляем!

Ах, да! И сбылась мечта идиота — я увидела розовые талончики в живую. Кудашов решил, что это будут розовые стикеры. Пошло и банально — прямо в точку. Спасибо!

1
0
9
Клара Хивен
29 отзывов, 35 оценок, рейтинг 49
24 января 2015

Если вы не читали Е. Замятина - спектакль заставит вас это сделать.
Пожалуй, написано уже слишком много об этой постановке, добавлять не то что бы нечего, просто слов уже не хватает. А сказать спасибо хочется.
Спектакль на грани театрального действа и за гранью повседневных эмоций.
Спасибо режиссёру, что сумел ТАК увидеть, а актёрам - ТАК передать. За то, чего нет в книге, отдельное спасибо Благодетелю.

0
0
7
Антон Жерздев
32 отзыва, 34 оценки, рейтинг 27
14 апреля 2012
Идеальная форма формального театра.

Очень противоречивая постановка. Это, конечно, в первую очередь
формальный театр. Роль людей исполняют куклы, и поскольку в этом
государстве все люди одинаковые, то и куклы разумеется все одинаковые.
Здесь и кроется первое противоречие. Даже человек, который по замыслу
автора отличается от других (АИ-330), внешне выглядит такой же куклой.
Краски и эмоции кукле придаёт актёр, управляющий ею, который говорит
за неё и иногда даже становится носителем роли. Но актёры, исполняющие
главных персонажей, всё время меняются, что несколько препятствует
сопереживанию. Здесь мы наблюдаем противоречие, так сказать, с
основным принципом театра. А ведь необходимости в этом, кажется,
никакой не было.

С точки зрения формального театра здесь много остроумных находок, да и
всё оформление спектакля выглядит очень целостным и выдержанным по
смыслу - этакая идеальная структура, где всё подчинено законам
пропорций, прямых линий и замкнутых объёмов. Однако, как бы остроумна
ни была иллюстрация, это всё же иллюстрация, которая рискует быстро
надоесть. Во многих номерах ловил себя на том, что уже "всё понятно",
и дальнейшее развитие заявленного формального хода не раскручивает
более маховик эмоций.

Финал всё же был разыгран живыми людьми, но в рамках формального
театра. Я его, честно говоря, не очень понял (Замятина не читал). В
целом спектакль любопытный, но как бы не очень задевает за живое.
Несмотря даже на то, что некоторые замятинские идеи удивительно
созвучны нашей сегодняшней реальности.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все