Москва
6.9

Фильм
Атлантика

Atlantique, Сенегал, Франция, Бельгия, 2019Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Чувственная черная драма родом из Сенегала

17-летние Ада и Сулейман (Маме Бинета Сане и Траоре) любят друг друга. Сулейман занят на стройке ультрасовременной башни в столице Сенегала — Дакаре, где рабочим месяцами не выплачивают зарплату. Однажды Ада приходит в бар на пляже и узнает, что Сулейман вместе с другими рабочими уплыл на лодке через океан искать лучшей судьбы. Девушка заболевает от тоски, а затем ее выдают замуж за другого, более обеспеченного мужчину. Но накануне свадьбы кто-то устраивает пожар в доме жениха. Так Ада узнает, что Сулейман вернулся в город. Мати Дьоп — первая сенегальская женщина-режиссер, удостоившаяся Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, родственница Джибрила Диопа Мамбети, снявшего «Туки-Буки» (премия ФИПРЕССИ московского МКФ в 1973 году). Мати выросла во Франции и впервые дебютировала как актриса у Клер Дени в «35 стопках рома», после появилась у Антонио Кампоса в фильме «Саймон-убийца». «Атлантика» сделана на основе ее одноименной короткометражки, в которой моряк у костра рассказывал о своих путешествиях. Стоит предупредить, что полнометражный фильм начинается как романтическая история и политическая драма, но в середине резко меняет жанр и превращается в мистический детектив. Это, безусловно, красивая картина, в которой солнце садится всякий раз за океан, когда герои собираются сделать что-то важное. 

  • Атлантика – афиша
  • Атлантика – афиша
  • Атлантика – афиша
  • Атлантика – афиша
  • Атлантика – афиша
Мистика, Драма
16+
Мати Дьоп
16 мая 2019
28 ноября 2019
1 час 44 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Natalia Serebryakova
16 отзывов, 15 оценок, рейтинг 25
27 ноября 2019

Я гуляла с зомби

Сулейман (Траоре) едет в открытом грузовике с другими рабочими. Он занят на стройке самой высокой ультрасовременной башни в Дакаре, столице Сенегала. Ему уже четыре месяца не платят зарплату. Через минуту он встретится с Адой (Маме Бинета Сане), 17-летней красавицей, тайком убежавшей на свидание. Несколько страстных поцелуев, и Ада спешит домой, прихватив на память кулон в виде сердца — подарок Сулеймана. Отныне ее сердце прочно занято, хотя ее и собираются выдать замуж за другого.

Однако вечером, придя на пляж, девушка не находит возлюбленного. Участливая барменша сообщает, что Сулейман с другими рабочими отправился через океан на лодке искать лучшей судьбы. Ада безутешна и равнодушно готовится к свадьбе. Но накануне кто‑то поджигает кровать в доме жениха (сцена пожара отсылает к исламским мифам о джинах). Так в городе появляется слух, что Сулейман вернулся.

Двухчасовая африканская сага французской сенегалки Мати Диоп начинается как романтическая драма и кажется простенькой историей любви двух подростков на фоне постколониально-социального комментария о трудовом рабстве. Впрочем, чем глубже зритель проникает в события, тем шире его взору открываются обстоятельства рабства патриархального.

Ада — шикарная девушка, чей единственный капитал — молодость и красоту — родственники пытаются променять на деньги, удачно выдав ее замуж. Жених Омар вполне состоятелен, и все подруги завидуют богато обставленному дому. Тем более что полгода Омар проводит в Италии по делам бизнеса. Будь Ада хоть чуточку прагматичнее, она бы радовалась этому браку. Однако дела доходят даже до того, что родители ведут ее к гинекологу — проверить девственность (Омар просит подтвердить невинность невесты). Все бы так и шло в реалистичном ключе под удивительные виды восходов и закатов над Атлантикой и экспериментальный саундтрек Фатимы аль-Квадири, но ближе к середине Диоп добавляет своему фильму загадки и динамики, включая в сюжет зомби (что роднит «Атлантику» с другой важной премьерой этого года — «Малышкой зомби» Бертрана Бонелло).

И тут важно знать, кто такая Мати Диоп, чтобы оценить весь масштаб ее режиссерских амбиций. Мати выросла во Франции и является племянницей известного сенегальского режиссера Джибрила Диопа Мамбети, снявшего «Туки-Буки» (премия ФИПРЕССИ московского МКФ в 1973 году). В начале «Атлантики» Мати цитирует «Туки-Буки», помещая в фильм кадр, внутри которого стадо крупного рогатого скота пересекает местность. Это заимствование не только встраивает фильм Мати Диоп в историю сенегальского кинематографа, но и подчеркивает постколониальные мотивы: даже спустя 50 лет Африка по-прежнему стремится в Европу (и побег Сулеймана тому подтверждение).

Мати начинала как актриса, в 2008 году сыграв главную женскую роль у Клер Дени в «35 стопках рома». Затем она сняла несколько короткометражек, одна из которых так и называлась «Атлантика». То была документальная зарисовка о моряке, рассказывающем у костра истории о дальних плаваниях в поисках лучшей жизни. Еще Диоп сыграла секс-работницу у Антонио Кампоса в фильме «Саймон-убийца», а также снялась в камео у своего друга Матиаса Пинейро. Забавным был момент, когда на Виеннале режиисер Пинейро попросил Мати представить свой фильм, и она все пять минут на сцене рассказывала только о себе. Так что амбиций этой бойкой афрофранцуженке не занимать. Но удивительно, что она отнюдь не поверхностна, умеет выстроить интригу и заставить рукоплескать каннскую публику.

Когда в сюжет вплетается молодой полицейский, который, очевидно, чем‑то болен, фильм превращается в мистический детектив с изрядным акцентом на женских персонажах. Ада обретает уверенность в себе после нескольких эсэмэсок от Сулеймана и рвет отношения с Омаром. Удивительно, как в африканском, насквозь социальном кино, бесконечно повествующем о гастарбайтерах (вспомним хотя бы «Пирогу» Муссы Туре, соревновавшуюся в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2012 году), находится место феминистской истории о женской свободе самоопределения. Поражает, как на такой однообразной и довольно бедной фактуре (дакарские трущобы и виды океана), Мати Диоп удалось создать полноценную историю о призрачности любви, в которой каждый получает то, чего заслуживает.

Структура фильма Диоп до ужаса симметрична: режиссер завершает картину историей Ады и Сулеймана. Можно сказать, что и здесь Мати создает ревизионистскую версию «Туки-Буки», в которой двое влюбленных душераздирающе расставались. Таким образом Диоп удается быть верной своим корням и одновременно вписать африканское кино в самую современную мировую волну фестивального кино. Мати Диоп черная, и она женщина. И она в полную силу пользуется обоими обстоятельствами как высшими привилегиями.

2
1

Отзывы

9
Екатерина Широкова
51 отзыв, 51 оценка, рейтинг 69
22 ноября 2019
Дебют режиссёра, а похоже на работу зрелого мастера

Первобытная магия кажется заснувшей в Африке, в городах, прорастающих башнями и трущобами из стекла и бетона. Строителей нового небоскрёба цинично обманывают с деньгами, и молодые ребята решают оставить на время своих знойных девушек, чтобы попытать счастья в Европе. Денег нет — поэтому добираться решают по Атлантическому океану, на жалкой посудине. Суровая обыденность — но магия двух влюблённых превращает эту типичную драму потенциальных гастарбайтеров в мистическую историю, полную жизни.

Фильм «Атлантика» — о любви двух молодых и красивых людей, не ставшей началом простого семейного счастья, но вернувшей искру волшебства в жизни тех, кто остался на берегу.

Ада, длинноногая девушка прекрасной наружности, должна на днях выйти замуж за успешного (по меркам соседей) парня, большую часть времени проводящего в сказочной Европе.

Её возлюбленный — строитель, отчаливший в поисках лучшей жизни. Возможно, для них обоих.

Ада должна решить, кто она — послушная дочь в большой семье, согласная принять обеспеченного жениха, одобренного родителями, или одиночка, готовая лишиться всего ради права любить того, кого она сама выбирает.

Интересно, что среди типичных подружек невесты, озабоченных в основном селфи, находится лишь одна, не завидующая такому шикарному жениху. И это как раз та, кто больше всего на свете ценит деньги, потому что знает им цену. Её совет — решить прямо здесь и сейчас, чётко понимая последствия своих решений.

Сюжет — живой коктейль из драмы, мистики и чуть-чуть криминального детектива.

Атлантика в этом фильме — стихия, способная на страшные и прекрасные вещи, как древнее божество.

1
0
7
Ольга Голыбина
45 отзывов, 68 оценок, рейтинг 47
10 декабря 2019
Жанровая солянка с потрясающе красивыми актерами

Жанр картины определить невозможно: то, что начинается как мелодраматическая история африканских Ромео и Джульетты, как-то незаметно делает попытки стать социальной драмой о нелегальных мигрантах, рабских условиях труда в Сенегале и торговле невестами-девственницами. Затем включаются элементы детектива (таинственные поджоги и въедливый комиссар полиции) и хоррора с переселением душ, зомби и рытьем могил. Выглядит забавно - но не более того. Ни одна из заявленных "плоскостей" фильма не отшлифована, логика поступков персонажей в большинстве случаев остается за кадром. Общее впечатление - "не дотянули". Но операторская работа хороша, а юные Ада и Сулейман просто прекрасны!

0
0
9
Иван Владимиров
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
8 декабря 2019

Насколько серьезно мы относимся к жизни? Настолько насколько можем игнорировать ее правила. Вернутся чтобы любить или чтобы забрать долг. «Я так хотел проститься с тобой». Слова Сулеймана ушедшего за море. Так можно, так бывает в Сенегале.
Кино? Нет Киноисскуство это другое кино как инструмент освещения пути и долга честного человека. Сильнейшая работа Мати Диоп, всё еще на экранах, однозначно рекомендую всем кто устал от популистических картин.

0
0

Подборки Афиши
Все