Москва
7.1

Фильм
Великая иллюзия

La grande illusion, Франция, 1937Смотреть в
Реклама
О фильме
Самолет французских летчиков Марешаля и Больдье сбит немецким асом фон Рауффенштайном. Оба остались живы и попали в лагерь для военнопленных. Там они знакомятся с богатым евреем Розенталем и актером мюзик-холла Картье. Попытка прорыть тоннель на волю заканчивается ничем из-за того, что в последний момент всех переводят в другой неприступный лагерь. Новым комендантом которого назначен их старый знакомый фон Рауффенштайн.
  • Великая иллюзия – афиша
  • Великая иллюзия – афиша
  • Великая иллюзия – афиша
  • Великая иллюзия – афиша
  • Великая иллюзия – афиша
Драма, Военный
12+
Жан Ренуар
4 июня 1937
1 час 54 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Жана Ренуара

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1026
1 января 2001

Три французских солдата в годы Первой мировой войны — аристократ Болдье (Френе), пролетарий Марешаль (Габен) и еврей-банкир Розенталь (Далио) — упорно пытаются бежать из немецкого плена.

Им мешает капитан фон Рауффенштайн (фон Штрогейм) в корсете, со сломанной шеей — он-то и является ключом к замыслу фильма. Враг, но аристократ, он испытывает неодолимую тягу к французскому классовому собрату. Это тяга обреченного племени, члены которого сбиваются в кучку, чтобы умереть в один час. Вместе с аристократией в окопах Первой мировой умирает классическая культура, и Ренуар наблюдает за этим с мудрой печалью человека, знающего цену неумолимому ходу времени — в конце концов, это его профессия. Именно по времени, по мысли Ренуара, проходят настоящие границы — вертикальные и всевластные. Все остальное, включая границы пространственные, горизонтальные, — всего лишь великая иллюзия. В подтверждение этому весь фильм, объявленный Геббельсом «киноврагом Германии N1», — праздник преодоления границ и скольжения по поверхности. Горизонтально движение сюжета из лагеря в лагерь, из подкопа в подкоп. Горизонтально движение камеры, обнимающей людей одним грациозным, широким жестом. Горизонтальна ирония: когда побег уже почти удался, героям останется только перебраться в Швейцарию, но граница покрыта снегом: где кончается смерть и начинается свобода, не видно.

2
0

Отзывы

?
Sarah
381 отзыв, 419 оценок, рейтинг 262
25 сентября 2004

Фильм разделён строго на 2 части, будто писался двумя разными сценаристами (он, впрочем и писался двумя разными сценаристами - самим Ренуаром и Шарлем Спааком) - до и после побега. Ощущение, что первая часть сценария написана режиссёром: легкомысленная, бессвязная,
неровная, популистская комедия о том, как французским офицерам хорошо жилось в немецком плену. И водевильчик можно поставить с переодеванием в женскую одежду, и выбежать из строя, чтобы поделиться с вновь прибывшими англичанами фактом наличия подземного хода для побега. И живут заключённые по двое-трое в довольно просторных комнатах. Дом отдыха, короче, вот и веселятся они первые час пятьдесят времени фильма, и ПИндора (стыдливо названного переводчицей ПиндАром) в оригинале на греческом читают. Банальные диалоги, банальные шутки, банальные гэги. Штамповка. Лучше посмотреть "Мистера Питкина" или "Большую прогулку". Даже немое кино остроумнее.
В общем, большую часть фильма я безуспешно боролась со сном.

Вторая, меньшая, часть, после побега, практически оправдывает неблагодарный просмотр первой. Это абсолютно другой фильм. А особенно по контрасту с первой частью вторая смотрится просто проникновенным шедевром. Аристократ де Болдье умирает, чтобы удался побег двух его друзей, убитый немцем-комендантом, того не желающим и горько впоследствии в содеянном раскаивающимся. Марешаль чуть было не бросает серьёзно вывихнувшего ногу еврея Розенталя. Здесь же, в Германии, Марешаль находит свою любовь - молодую вдову крестьянку Эльзу, но вынужден оставить её, поскольку оставаться дольше в Германии после выздоровления Розенталя становится бессмысленным и опасным.
А когда друзьям удаётся перейти через границу в Швейцарию и начальник полицейского патруля запрещает стрелять по ним, поскольку они на территории другой страны, зал просто взрывается аплодисментами - такое в Музее кино на моей памяти, кажется, впервые.

В общем, если идти на этот фильм, то заходить в зал нужно ровно через 1'50" после начала сеанса - всё равно две части одна с другой почти никак не связаны.

Факт: это единственный фильм Ренуара, хорошо и даже с восхищением принятый публикой сразу по выходе. Блокбастер, короче.

2
0
9
Кристина Григорьян
5 отзывов, 7 оценок, рейтинг 20
1 июня 2008

Нас заставляли смотреть его на Истории зарубежного кино, а мы, дураки, не понимая своего счастья, переписывались смсками и жевали чипсы. Единственное, что я помню: что этот фмльм - великий!

1
0
5
сергей коновалов
1020 отзывов, 1319 оценок, рейтинг 669
4 февраля 2012
Война по-европейски

Война здесь - только фон в виде семейных портретов с несуществующими мужьями и братьями да агитплакатов с надписями об очередном французском городе, взятом немцами. Никаких растерзанных осколками трупов, взятий цитаделей, вероломных атак или героических рейдов в тыл противника. Это кино демонстрирует подвиг другого рода - как оставаться людьми в период массового окружающего убийства. Об искусстве того, что впоследствии назовут гуманизмом и толерантностью, впишут в различные международные конвенции - как учтиво общаться с пленниками и с теми, кто тебя взял в плен.

В кадре - полный набор офицеров первой мировой - французы, немцы, британцы и русские. Невольно думаешь: какого геополитического фига столько достойнейших людей своего времени постреливали друг в друга, мёрзли в окопах и бросали своих жён и детей?!

Трое французских офицеров, несмотря на наличие в немецком лагере для военнопленных достаточного количества коньяка и лягушек, вынашивают мечты о побеге. Обратно в окоп. Что при общем осознании бестолковости и скорого конца войны может поддерживать толко долг - не разум. До окопа добегут не все, у одного будет разбита нога, у другого - сердце... Вот и подумаешь: стоит ли долг разума?

0
0
7
Just_K
12 отзывов, 13 оценок, рейтинг 8
19 января 2010

Благородные офицеры, сочувствующие друг другу враги, непрестанные извинения и взаимные расшаркиванья, высокопарные диалоги, чувство долга, доминирующее над всеми прочими чувствами, – все это порождает вместо привычного представления о войне ощущение фарса, комедии, разыгрываемой перед лицом если не Бога, то уж по крайней мере кого-то за пределами человеческой компетенции. "Простите, я ведь целился в ноги", "Ах, ничего страшного, были сумерки, поэтому Вы случайно и попали в живот". Аристократские замашки сохранены, белые перчатки тщательно отмыты, да здравствуют д'Артаньяны Первой мировой! Правда, это скорее похоже на агонию, связанную с вырождением дворянства как класса.

По сравнению с утонченными французом-аристократом и офицером-немцем, выращивающим герань в горшочке, гораздо более живыми и, следовательно, более близкими кажутся двое других пленных – француз и еврей. Не обремененные дворянскими титулами, они могут позволить себе "слишком человеческое" в диалогах друг с другом.

Многое из картины Ж.Ренуара и прочих ранних фильмов о войне впоследствии станет штампом – к примеру, влюбленность пленного француза в одинокую вдову-немку, бескорыстно приютившую его у себя в доме. У Ренуара все это смотрится на одном дыхании и не вызывает никаких подозрений. Однако война похожа у него на игрушечный макет, а смерть кажется такой далекой и ненастоящей, что даже не верится – пройдет пара лет, и на Землю обрушится ураган нацизма. Ренуаровская война – это действительно "великая иллюзия". Смотришь фильм и понимаешь: есть мир, есть война, а есть что-то еще, перед лицом которого и мир, и война, и классовые предрассудки, и границы наций становятся мелкими и иллюзорными.

0
0

Подборки Афиши
Все