Франсуа Озон после мелодраматичного «Лета 85-го» снял тяжелую драму, которая является жестом признательности покойной писательнице Эмманюэль Бернейм, его соавторке сценариев «Под песком», «Бассейн» и «5х2». Софи Марсо играет саму Бернейм, а киноветеран Андре Дюссолье — ее отца Андре, коллекционера произведений искусства, наполовину парализованного после инсульта. В один момент Андре принимает непоколебимое решение покончить с собой, вместо того чтобы продолжать страдать. Этот лаконичный фильм отличается элегантной простотой и тем, как отказывается от заламывания рук при разговоре об эвтаназии. Вместо этого он тихо утверждает, что каждый должен иметь право на то, чтобы завершить жизнь, если она стала невыносимой.
Драма |
18+ |
Франсуа Озон |
июль 2021 |
20 января 2022 |
1 час 53 минуты |
Фильм хороший и Софи Марсо все также хороша. Тема в нынешнее время очень актуальная и раскрыта она бережно, но в тоже время достаточно полно. Некоторые моменты, которые подчеркивали условия, подтолкнувшие Андре к принятию такого решения, показаны весьма доходчиво, но без чрезмерности... Зрителю все понятно и эмоционально трудно не согласиться с вынужденной разумностью сделанного выбора.
Однако ряд моментов вводит в недоумение. В частности, некий особый, избыточный упор на ориентацию главгероя с многократными подчеркиваниями этой особенности. Далее, странно выглядело то, что весьма обеспеченный иудей настолько явно афишировал свои планы, в том числе среди иноверцев.., пусть даже он трижды гомосексуал-истероид-артистическая личность, которая нуждается в эпатаже... Верится в такую откровенность с трудом. Эти нюансы, а также сиропная сладость "дамы из Берна" , если честно, вызывают недоверие, настороженность и ощущение несбалансированности. Не очень понятно на самом деле: эти акценты - официальная обязанность режиссера отразить тенденцию и потакание нынешним убогим трендам или речь идет о внутренней потребности Озона??? Раньше за ним такого не водилось...
85 летний гедонист, галерист и гомосексуал с женой детьми и внуками решил после инсульта сделать себе эвтаназию.
Своими выходками он кошмарит жену, двух дочерей с домочадцами, адвокатов и любовника, который много лет доит и трясет его как рождественскую елочку с подарками, не забывая устраивать бурные сцены.
Как водится в европейских фильмах, герои затянуто выясняют отношения в винтажных интерьерах под хруст фанцузской булки с вином, сырами и Брамсом, занимаются самоанализом, дарят друг другу шарфики, целуются при встречах и пьют лекарства от депрессии.
В конце возникает легкое недоумение - то ли это пугающее предостережение, то ли инструкция о том, как можно уйти по европейски - на исходе длинной, богатой и блядckoй жизни.
История последних дней жизни, глубоко несчастного человека. Немощного, который не может сам умереть, но очень этого хочет.
Кино про общество достатка, в котором при развитой медицине, можно за 10 тыс долларов избавиться от остатков жизни в теле. Даже если доктора тебя спасли от неминуемой смерти.
О старике, который так любил активную жизнь, что не может принять свою старость. Про наскучившую жизнь, в которой не осталось ни к кому любви. Ни к детям, ни к внукам, ни к жене. И кажется, он может скучать только по официанту и «другу» (который непрерывно обманывает и бьет его).
Сухая, без эмоций история буржуа, который выбирая добровольный уход,- думает о месте на кладбище, подбирая себе красивый костюм. И просит не забыть орден Почетного Легиона. Словно забывая, что в другом мире ордена ему ни к чему.
Начиная с "Молодой и прекрасной", Озону удаются "тихие" работы, в которых рассказывается внятная история, нет стремления эпатировать или удивить публику. Такими в последнее время являются большинство его работ, но "Все прошло хорошо", наравне с "По воле божьей", - это фильм, основанный на реальных событиях. Более того, событиях из жизни друга Озона, пять лет назад ушедшей из жизни сценаристки многих его фильмов, Эмманюэль Бернейм. О важности этой своей работы в данном контексте режиссёр говорил во вступительном слове перед предварительным показом картины. Возможно, поэтому в фильме присутствует какая-то кристальная чистота - кадра, смыслов, музыки; здесь, по сути, нет ничего, кроме истории, дневниковых записей, воспроизведённых визуально, но воспроизведённых талантливо и с пиететом. Как реалистично были показаны Озоном наркотические приходы в "Убежище". так и в этой картине страдания человека, разбитого инсультом, изображены так, что ёрзаешь в кресле и понимаешь желание прекратить мучения.
"Все прошло хорошо" участвовал в Каннском конкурсе, но прошел словно мимо него. "Титан" на его фоне выглядит надрывающимся, хаотичным кошмаром, тяжёлым металлом против белого стиха.
Можно парадоксально сравнить этот фильм с манифестом юного Ксавье Долана - лентой "Я убил свою маму". Если Долан своим максималистским жестом формально отказывается от всякой связи со своей матерью, то героиня Озона в акте умерщвления отца скорее с ним воссоединяется.
Это удивительно жизнелюбивый фильм - после него хочется пококетничать, сходить в любимый ресторан, отведать шоколадного мусса, послушать музыку, пересмотреть любимый фильм. Главный герой, а вместе с ним и Озон, словно говорят нам, что их жизнь прошла хорошо - и, по большому счету, грех жаловаться и нам.