Москва
6.7

Фильм
4

Россия, Нидерланды, 2004
Илья Хржановский демонизирует русскую деревню

Двое мужчин и девушка, случайно оказавшиеся вместе в московском ночном баре, соединяются, как реактивы в пробирке, взахлеб вешая друг другу на уши лапшу о своей выдуманной жизни и тем самым преображаясь не только в глазах собеседников, но и, что более важно, в собственных глазах тоже. Один из полуночников вскоре отправится по этапу, другая — в деревню, где две ее сестры-близнеца будут хоронить четвертую. Хржановский в довольно бескомпромиссной манере разрабатывает гипотезу о том, что человек в любую секунду может и хочет стать кем и чем угодно — лишь бы не собой.

  • 4 – афиша
  • 4 – афиша
  • 4 – афиша
  • 4 – афиша
  • 4 – афиша
Трагикомедия
18+
Илья Хржановский
10 сентября 2004
2 часа 6 минут
film4.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Ильи Хржановского

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Лидия Маслова
5 отзывов, 1 оценка, рейтинг 17
30 ноября 2005

Числом четыре далеко не исчерпывается показанное в картине Хржановского многообразие разновидностей индивидуального ада, который у каждого, как известно, свой. Для начала авторы фильма берут даже меньше испытуемых, чем предусмотрено названием: двое мужчин и девушка, случайно оказавшиеся вместе в ночном баре на Малой Бронной, соединяются, как реактивы в пробирке, взахлеб вешая друг другу на уши лапшу о своей выдуманной жизни. Мужчины, естественно, рисуются перед девушкой (Вовченко), но важно не то, насколько они вырастают в ее глазах, но как они убеждают самих себя в возможности альтернативного варианта своей судьбы. Бизнесмен средней руки (Лагута), торгующий НЗ Кантемировской дивизии и тушами 1969 года заготовки, превращается в сотрудника президентской администрации, контролирующего поставки родниковой воды на стол Путина. Настройщик полурваных «блютнеров» (Шнуров), приняв всего 50 «Столичной», становится секретным генетиком, занятым на производстве человеческих клонов, которое, оказывается, давно поставлено на поток. Таким экзотическим случайным знакомым девушка не может признаться, что она на самом деле торгует своим телом, а вовсе не чудесным японским прибором «Чао Ван», поднимающим настроение и работоспособность. Заморочив друг друга, но, кажется, не поверив ни одному услышанному слову, все трое поднимают тост — «чтобы каждый соответствовал своему месту на земле», хотя непохоже, что кто-то из них ощущает внутри себя это соответствие. Имеющаяся жизнь никого в глубине души не устраивает: в условиях минимальной (пусть даже условной, игровой) свободы выбора человек стремится быть кем угодно, лишь бы не самим собой.

После эксперимента в баре, очищенного от необходимости принимать в расчет реальные обстоятельства жизни персонажей, режиссер перемещает их из лабораторных условий в полевые. Торговца бесформенной мясной субстанцией преследует идея формы и порядка: в ресторане ему предлагают отведать идеально круглого поросенка, выведенного племсовхозом «Коммунарка», а дома одержимый стерильной чистотой папа (Адоскин) трепещет перед силой современных микробов и раскладывает долларовые накопления строго по номерам купюр. Настройщика, только что живописавшего обилие клонов среди нас, сажают за убийство, совершенное в Саратове не иначе как его собственным клоном. Если линия мясоторговца носит комический, параноидальный оттенок, то пенитенциарный сюжет окрашен публицистическими антигосударственными красками: здесь и деревянные двуглавые орлы, которых вытачивают зэки, и четыре Ила, уносящие их в Чечню в качестве пушечного мяса. Но больше всего внимания, времени и энергии занимает рассказ о проститутке, снимающей угол в блочной коробке с видом на раскуроченный бульдозерами котлован. Получив известие о смерти некой Зои, она сначала долго едет в поезде, обманывая на этот раз соседей по купе, тоже однообразных, как клоны, объясняя им цель своего путешествия: «На полигон еду, из гранатомета стрелять. Нарколог прописал — пару гранат как засадишь, так на шприцы смотреть не сможешь». Или: «Психиатр прописал для головы — нервы успокаивает. Как пару гранат засадишь, сразу жить хочется». Потом она мучительно долго, под вызывающее мурашки по коже шумовое оформление из зловещих постукиваний, пощелкиваний и поскрипываний, идет по тоскливой деревенской местности с ленинской статуей, с притаившимися в бетонной трубе бомжами, с колючей проволокой вокруг вспаханного поля, с рыщущими повсюду бездомными собаками. (Эти брошенные людьми за ненадобностью четвероногие друзья присутствуют в фильме с первого кадра, чтобы в финале сыграть роковую роль в судьбе одного из героев.) В конце пути героиню ждет крест над могилой с ее собственной фотографией — точнее, с фотографией одной из трех сестер-близнецов, насмерть подавившейся своим хлебом насущным. В буквальном смысле: населенная старухами деревня, где покойная оставалась единственной молодой жительницей, существовала за счет продажи жутковатых тряпичных кукол с вылепленными из хлебного мякиша землистыми лицами и отражающими небо плексигласовыми глазками, такими же голубенькими, как глазки свиной головы, брошенной на съедение другим свиньям. Туловище достается старухам, напивающимся под свиное жаркое до полного раскрепощения, а выражаясь высокоморальным языком — до утраты человеческого облика. Правда, человеческий облик — такая же абстракция, как пресловутое «соответствие» человека своему месту. Каждый из нас в любую секунду может стать кем и чем угодно — хоть свиньей, хоть собакой, хоть просто бесформенным куском мяса, поэтому и окончательного названия у человека до сих пор нет в отличие от всех прочих, раз и навсегда жестко определенных предметов окружающего мира. Эту концепцию, противоположную гуманистической максиме «Человек — мера всех вещей», формулирует Алексей Хвостенко, незадолго до смерти снявшийся у Хржановского в камео «человек без возраста». Он же оппонирует оптимистичному настройщику, продолжающему по молодости считать, что у человека всегда есть выбор: «Самоубийство? Паллиатив, вынужденный ход, а вынужденные ходы в этой игре недействительны». Насколько возможны в этой игре какие-то еще ходы, кроме вынужденных, не обсуждается; вероятно, честный ответ будет еще страшнее, чем сцена старушечьей оргии, из-за которой Хржановский замучился отвечать на риторический вопрос: «Почему вы так не любите свою родину?»

9
0

Отзывы

7
scenarist
50 отзывов, 120 оценок, рейтинг 349
19 августа 2008
Неожиданный и сильный фильм, и при этом правдивый.

Те, кто воспринял "4" как очернение сегодняшней российской действительности, фильм, мне кажется, смотрели по диагонали, либо изначально предвзято. Картина Хржановского, вообще, не об этом. Для меня, это призыв к обществу и, главное, к каждому отдельному человеку "одумайся, посмотри во что ты превращаешься, куда ты идешь, на кого ты похож со стороны?!". В этом вся соль: зритель видит себя с такой стороны, с которой его ему еще никто не показывал, а сам он увидеть почти не в состоянии.
Фильм действительно очень сильный и оставляет мало чем изгладимое впечатление.
А если кто-то увидел в этом позор России, значит, наверное, она такая и есть в его собственных внутренних глазах.
Очень советую посмотреть, но только людям с сильными нервами и ни в коем случае не детям и не беременным.

13
0
1
snowball15
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 4
8 мая 2008

Фильм откровенно слабый, но явно претендующий на принадлежность к высокому искусству. Начинается он неплохо, интригующе, когда три человека за коктейлями в баре болтают о том о сем. Все три врут с три короба, очевидно как ото скуки так и от нежелания рассказывать о себе правду случайным людям. Чуть позже выясняется что самая откровенная с первого взгляда ложь оказывается правдой. Диалог в баре и начало сцены на кладбище - самые интересные эпизоды фильма. Дальше его можно не смотреть, потому что создатели фильма забывают о законах развития сюжета и характеров и бросаются в любование убогостями заброшенной русской деревни. И продолжается это больше часа. Если бы у создателей фильма был хотя бы намек на талант, вся эта убогость и безнадежность могли бы быть убедительно показаны минут за двадцать максимум, вместо того чтобы упиваться малосимпатичными образами до победного конца, когда кино просто обрывается. Да, я знаю что в глубинке у нас живется очень и очень плохо, но одно любование шокирующими образами не может замаскировать отсутствие способностей рассказать когерентную интересную историю которую можно смотреть не отрываясь до логичного конца. Звездочек этот фильм не заслуживает.

2
0
9
грейс грейс слик- говно
7 отзывов, 245 оценок, рейтинг 9
1 апреля 2008

"Четыре" - это взрыв невероятной силы, отголоски которого донеслись до меня лишь недавно. ВПЗР (Великий Писатель Земли Русской), как говорит один мой друг, сотворил сценарий из боли и крови нашей жизни.
Кира Георгиевна Муратова не раз признавалась в любви к прозе Владимира Георгиевича Сорокина. И вот так вот оказалось, что любовь эта совсем небезответна. Сцена похорон до боли напоминает начало фильма в фильме "Астенический синдром". Эта отсылка здесь не единственна, только муратовского смеха сквозь слезы, вы здесь не увидите. Это полотно, как наша жизнь, не оставляет права на улыбку.
Я не уверен, что вы сможете смотреть это кино и реккомендаций от меня вы не дождетесь.
"На это не любят смотреть, об этом не любят думать, это не имеет отношения к разговорам о добре и зле".

2
0
7
Александр Чернов
12 отзывов, 16 оценок, рейтинг 137
17 февраля 2008

В удовольствии от написания рецензии на этот фильм я не мог себе отказать. Дебютная работа Ильи Хржановского, показанная на Ротердамском фестивале и теперь путешествующая по миру.

Фильм о России. О настоящей.
Поразительно, но Михалков со своим фильмом 12, который мне все равно сколько он снимал и какую безумную сумму на него потратил, не смог добиться такого эффекта в моем сознании, а даже наоборот вызывал очередное отвращение к нашему кино. Режиссер четырех создал фильм о России, который можно действительно назвать сильным и честным.

Фильм рассказывает зрителю немного странную историю, но я не буду вдаваться в подробности и пересказывать ее даже вкратце.

Если говорить о деталях, их много. Какие - то в тему, какие - то, возможно, нет. Операторская работа очень интересна. Взаимодействия сюжетных линий слишком переплетены немного абсурдными фактами, но может это и есть идея автора.

Фильм нельзя показывать миру, потому что даже мне многие вещи кажутся утрированными, однако, я понимаю, что именно это и создает настоящее представление о стране, в которой реальность порой шокирует больше любых выдумок, и людях, которые эту реальность населяют.

На афише мнения разделились, да и фильм всем нравится не может по определению. Но тот, кто когда - либо что-то снимал сам, с минимальным бюджетом, фильм должен оценить!

2
0
?
Александра
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
15 декабря 2005

Ощущения после просмотра: головокружение, тошнота, рвотные позывы, непреодолимое чувство отвращения, стремление бежать из зала куда глаза глядят. Крутая смесь из чернухи, омерзительного натурализма, издевки и утрированного негатива для мазохистов. Сценарий Сорокина. Этим все сказано.

2
0

Подборки Афиши
Все