Графика, Классическое искусство |
Два земляка, что неудивительно, немалую часть своего графического творчества посвятили бою быков - корриде. Если Гойя практиковал технику офорта (гравюры, процарапанной по металлу), то Пикассо отдал дань литографии (печати с камня). Очень интересно было посмотреть вблизи и своими глазами особенности техники великих художников, приемы их работы, различия в подходах к теме и найти в них нечто общее. Оба живописца создали свои циклы уже под конец жизни, и, полагаю, совсем не случайно, а пытаясь осмыслить вечные вопросы жизни и смерти.
Старый мастер одинаково тщательно и, видимо, с портретной точностью фиксирует все значимые моменты, происходившие на арене – трюки пикадоров, мастерство тореадоров, травлю собаками, смерть быков, лошадей и героев. У него они вполне реальные люди со своими достоинствами и недостатками, предельно обнажающиеся в момент роковой опасности. Его стиль одновременно выразителен и документален, штрих уверен и тверд. Серая и бесформенная масса публики его мало интересует, выступая лишь фоном для запечатленного события.
Для маэстро нового времени же кровавая бойня лишь повод к созданию причудливых фантазий состоящих из образов и символов зачастую лишь отдаленно напоминающих живых людей. Для него имеют значение лишь свет и цвет, линия и пятно, которыми он передает свое личностное восприятие народного праздника и традиционного действа. Поэтому его стиль нарочито прост, даже по-детски наивен и зачастую примитивен. Гениальному рисовальщику в данном случае важно целое и главное, а не частности или конкретные подробности.