Жителей маленького городка терроризирует банда преступников. Горожане нанимают таинственного незнакомца, чтобы он защитил их от бандитов.
Вестерн |
16+ |
Клинт Иствуд |
19 апреля 1973 |
1 час 45 минут |
Скучное зрелище, унылый пейзаж, абсурдный сюжет (претензия на сверхъестественность становится понятна только на последних кадрах), никакая актерская игра.
Оценка - 1,5 из 5
В небольшом городке в пустыне несколько лет назад произошла довольно грязная история. Несколько бандитов убили посреди улицы надежду и оплот закона - маршала Данкана. Привычная, казалось бы, по меркам дикого запада история омрачена была тем, что маршалу могли помочь жители, которых он собственно и охранял, но те предпочли спрятаться и не замечать жестокой расправы. И вот, годы спустя, на окраине появляется странный всадник (Клинт Иствуд), который не спеша и оценивающе проезжает по городку, насилует проститутку, дерется в парикмахерской и салуне, после чего оказывается нанятым местными олигархами защитить их от приближающейся шайки грабителей, которые попили уже всю кровь из города. Незнакомец соглашается помочь, но при одном условии - ему предоставляют неограниченный кредит доверия как относительно финансовой и материальной, так и военной стороны операции. Довольно скоро весь городок оказывается выкрашен в красный цвет, на входе гласит надпись "Добро пожаловать в ад", а все жители вроде бы прошли муштру и к приему врагов, казалось бы, готовы. Однако все происходит именно так, как и должно быть, а приехавший незнакомец город в результате защищает, но делает это так, что жители никогда не забудут ни его, ни убитого годы назад маршала.
Как говорит сам Иствуд, фильм появился в результате размышления на тему, а что случилось бы, если бы героя культовой картины "High Noon" бандиты все-таки бы убили. Приехал бы его брат и отомстил за всех. А еще лучше - приехал бы некий демонический дух, который вроде как и на стороне закона, но мало не покажется никому. Идею это он обсудил с Эрнстом Тидиманном, который и написал сценарий для второго по счету фильма режиссера Клинта Иствуда. Тидиман к тому времени был не только востребованный и известный, но и титулованный сценарист. Буквально за пару лет до этого он получил Оскар за сценарий к шедевральной ленте "Французский связной", так что внимание к "Всаднику высоких равнин" было приковано задолго до появления ее на экранах. Опять же, многим было интересно, как снимет вестерн актер, прославившийся именно ролями в этом жанре.
Многие ожидали, что Иствуд одновременно будет следовать несколько разными путями. Кто-то ожидал от него версии спагетти-вестернов в духе Серджио Леоне и не прогадал практически - картина действительно визуально и по настроению напоминает знаменитые фильмы итальянского режиссера. Разве что мотивация главного героя у Иствуда имеет под собой более четкие очертания. Еще одним потенциальным ориентиром была фигура Джона Уэйна. Не секрет, что долгое время Иствуда называли, да и считали, "вторым Уэйном", в силу понятных жанровых причин, до тех пор, пока слава Клинта чуть ли не затмила славу Уэйна (а во многих странах и затмила). Этим несколько не повезло с ожиданиями - фильм мало того, что не было похож на то, что делал сам Уэйн, так он настолько не понравился своей жестокостью и реалистичностью, что некоторое время спустя Уэйн написал письмо Иствуду, укоряя его за то, что он ломает облик героических первопроходцев и ему следовало бы держаться в общепринятой колее. Впрочем там, где у Джона Уэйна были трогательное наследие и священные темы, Клинт Иствуд видел лишь отличную тему для собственного кино.
Снимали вновь практически все на натуре, несмотря на то, что Universal настаивали на том, чтобы фильм был снят в студийных декорациях. Большинство сцен было снято на востоке Калифорнии, близ пустыни, а также в Рено штата Невада, там же неподалеку. Художник Генри Бамстед, с этого фильма ставший практически незаменимым декоратором картин Клинта Иствуда, почти за месяц выстроил именно то, о чем просил его режиссер - пугающий, похожий на преисподнюю, невзрачный маленький деревянный городок, лишенный будущего, чести и надежды.
Снимался фильм последовательно, как и практически всегда, где только это возможно. Иствуд считает, что именно подобный подход позволяет актерам как нельзя лучше сжиться с ролью и как следует развить нужные образы. Более того, большинство артистов были предоставлены самим себе. Клинт Иствуд не раздавал бумажки с тщательно прописанным поведением и диалогами, но давал скорее общее направление событий сцены, при этом не только позволяя актерам менять что-то, но и подталкивал их к этому сознательно. И уж никогда он не вмешивался и не подвергал сомнению то, что они делают.
Фильм встретили неоднозначно. Несмотря на то, что по прошествии времени стало понятно, что Иствуд вырос в великого режиссера, а "Всадник высоких равнин" не самый худший его опыт того времени, многие до конца не верили, что из довольно ограниченного в артистическом арсенале актера может вырасти серьезный, многоплановый и сильный режиссер. Многие над картиной смеялись и называли ее нелепицей, изощряясь в сравнении хуже ли Иствуд-режиссер, чем Иствуд-актер. Но остальные фильм приняли довольно благодушно, находя тут довольно интересные темы. Так, к примеру, картина очень важна с точки зрения развития женских персонажей. С одной стороны - это очень важная (наравне с межрасовой дружбой) черта практически всех фильмов Иствуда. С другой - в то время редко кто, в том числе и в вестернах, решался на введение в историю сложных и сильных характером персонажей женского пола. И уж тем более на это не было способен большой режиссер Брайан Сингер, который является кинематографическим отцом Клинта Иствуда.
Так или иначе, несмотря на определенную жесткость и открытость картины, и закрывая глаза на известные провисания в сюжете и не самой сильной актерской игры, фильм получился именно таким, каким он и мог стать - добротным высказыванием на известную Иствуду тему, чего от него собственно и ожидали. А вот чего никто не ожидал, так это то, что после хичкоковского триллера и леоновского вестерна, Клинт Иствуд снимет любовную историю между престарелым состоятельным человеком и молодой взбалмошной хиппи. Лишь с появлением "Breezy" стало окончательно понятно, что Иствуд пришел в кино всерьез, надолго и на радость всем (хотя с последним, конечно, пришлось очень долгое время подождать).