Москва
6.8

Фильм
Друзья и годы

СССР, Россия, 1966Смотреть в
Реклама
Фильм снят по одноименной пьесе Леонида Зорина

1930-е годы, молодежная компания на грани естественного распада: скоро один пойдет в одну сторону, а другой в другую. Разговоры о политике, войне, любви и строительстве метро. Все будет — и метро, и война, и любовь.

  • Друзья и годы – афиша
  • Друзья и годы – афиша
  • Друзья и годы – афиша
  • Друзья и годы – афиша
  • Друзья и годы – афиша
Экранизация, Драма
0+
Виктор Соколов
28 августа 1966
29 августа 1966
2 часа 10 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Виктора Соколова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Вася Степанов
18 отзывов, 20 оценок, рейтинг 13
4 октября 2013

1930-е годы, молодежная компания на грани естественного распада: скоро один пойдет в одну сторону, а другой в другую. Разговоры о политике, войне, любви и строительстве метро. Все будет — и метро, и война, и любовь.

В середине 1960-х «Друзья и годы» спровоцировали целую бурю, которую, впрочем, мало кто заметил. Картина, на показе которой в Смольном после первого получаса раздавалась разве что отборная ругань и упреки в антисоветчине (по воспоминаниям режиссера, один генерал даже со злости пнул кофры с пленкой), вышла тихо, несколькими копиями и, собрав вполне благожелательную прессу, легла на полку. Шестидесятники не очень-то полюбили фильм за его мягкость в критике ошибок прошлого, не разглядев «большой правды эпохи» в детальном, предвещающем Трифонова, отчете о частных судьбах. Пьеса-первоисточник Леонида Зорина казалась современникам напрасно сокращенной. Зато историю тридцатилетней дружбы, обернувшейся предательством, историю противостояния идеализма и конформизма, в которую оказались полунамеками и газетными заголовками вписаны война, репрессии, доносы и чистки, оценили коллеги-кинематографисты. Полифонические диалоги, нетривиальный монтаж и эпический размах заставили, например, Алексея Германа выразиться по поводу фильма в том ключе, что, дескать, если русская литература вышла из гоголевской «Шинели», то ленинградский кинематограф — из фильма «Друзья и годы». Да, действительно, понятие «ленинградская школа» начинается именно здесь.

1
0

Отзывы

10
киноисторик
118 отзывов, 118 оценок, рейтинг -108
16 апреля 2020

В лирической исторической драме, охватывающей события 30-60-х, повествующие о том, как суровые и трудные годы повлияли на судьбы талантливых молодых людей, сделав из друзей врагов и превратив их романтические мечты в пошлое мещанское болото, затрагиваются табуированные до сих пор фундаментальные социально-нравственные проблемы, лежащие в основе кастового феодального уклада. Главные герои - выпускники-студенты из богатых номенклатурных семей беззаботно проводят время на курортных дачах в окружении красавиц-подруг и собираются штурмовать карьерные профессиональные высоты. Самый знатный и циничный из них с говорящий фамилией Державин (явный намек на "пролетарских" жандармских сановников-бояр) является лидером и душой компании, в которой он заправляет жизнями своих приятелей (а точнее - приближенных слуг),"помогая" им в сложных обстоятельствах за счет своих связей и влияния в обмен на унижающие человеческое достоинство услуги и преданность "идеалам священных привязанностей". В основе которых лежит обыкновенная услужливость по отношению к сильным мира сего. В сцене мягкого спора между молодым юристом и пожилым коммунистом, где перспективный правовед высказывает лояльную симпатию к модному политическому культу гитлера (керенского-чернова), раскрывается суть так называемых массовых репрессий и террора, направленных против старых и наиболее трезво мыслящих членов партийно-хозяйственных служб, которые не признавали в эсеровской марионеточной шутовской черносотенской своре легитимного российского правительства, поскольку лично знали обо всех преступлениях и аферах кадетско-юнкерской хунты, находящейся на содержании колониальных оружейно-сырьевых корпораций. Поэтому рассудительный и честный отец одной из пассий героя, открыто высказавший свое неприятие фашистских заблуждений у советско-русской молодежи, оказывается жертвой подлого доноса и врагом народа. А сам благополучный лицемерный нацист-чекист становится военным комендантом, который решает со своим штабом, кто будет "ветераном-победителем", а кто пойдет под трибунал как "предатель родины". Юрий Яковлев в образе самого успешного персонажа великолепно показал развратно-барскую суть одного из помещичьих чиновных отпрысков - амбициозных хозяев жизни, который спит с женами своих подчиненных, а своим конкурентам и коллегам подсылает своих агенток-любовниц из числа зависящих от его покровительства дамочек. И безжалостно уничтожает всех, кто ему хоть в чем-то не угодил или является выше его по личным качествам, и содействует только тем, кто ему выгоден из практических соображений. Таким образом ломая жизни многих достойных настоящих людей и формируя свой личный семейно-клановый "ближний круг", состоящий из деловых шлюх и ничтожных карьеристов - "друзей-однокашников", которые воспитывают за возможность иметь буржуазные привилегии его биологических детей как своих наследников, презирая себя и своих жен за это. В эпизоде, где майор и капитан удовлетворенно отмечают возвышающийся над всей местностью "дом Моцарта", остроумно и емко разоблачаются интересы австро-датских скандинавских кураторов-романбургов - заказчиков грабительской бойни. В одном из ключевых эпизодов фильма, когда ссыльные поселенцы пребывают в азиатско-арабские "Глинцы" и сидят в избе, где местный урка-баянист поет лагерно-народные песни, ярко демонстрируется крепостной тюремный быт колониального невежественного населения, оказавшийся итогом так называемых "военно-территориальных побед и революционно-экономических преобразований". Символично, что в конце самый достойный и наиболее пострадавший из всей компании уходит из душной богатой усадьбы, оставив мелкие дрязги и порочных обитателей.

0
1

Подборки Афиши
Все