Москва
7

Фильм
Голова-ластик

Eraserhead, США, 1977
Описание Афиши
Описание прокатчика
Сюрреалистический кинодебют Линча про ужасы отцовства

В промышленном городе, наполненном индустриальным шумом, Генри Спенсер (Джек Нэнс) получает приглашение на ужин от родителей своей бывшей девушки Мэри (Шарлотта Стюарт), с которой расстался полгода назад. В гостях Генри узнает, что Мэри родила от него ребенка (не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку), — и, как всякий порядочный человек, он теперь должен на ней жениться. За три года до съемок у Линча родилась дочь, потом его бросила жена — и очевидно, что его потаенные страхи (в том числе страх отцовства) нашли отражение в этой картине, ставшей по-настоящему культовой благодаря карнавалу сюрреализма и необычайному звуковому оформлению. После «Головы-ластика» Джордж Лукас звал Линча снимать «Возвращение джедая» (тот отказался), Мел Брукс — «Человека-слона» (Дэвид согласился), а Кубрик вдохновлялся им перед работой над «Сиянием». Со временем картина, которую сам режиссер характеризовал как «сон о темных и тревожных вещах», обросла миллионами трактовок — но никто, по словам Линча, вплотную так и не приблизился к понимаю ее истинной сути.

  • Голова-ластик – афиша
  • Голова-ластик – афиша
  • Голова-ластик – афиша
  • Голова-ластик – афиша
  • Голова-ластик – афиша
Фэнтези, Ужасы
18+
Дэвид Линч
19 марта 1977
1 час 30 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Дэвида Линча

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Антон Долин
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 1627
3 октября 2013

Генри Спенсер (Нэнс) приглашен на ужин к родителям своей девушки (Стюарт). В гостях он узнает, что скоро станет отцом. Когда возлюбленная переезжает вместе с новорожденным в его однокомнатную квартиру, странный младе­нец не дает никому спать, сперва разрушая семью, а затем и жизнь своим родителям.

Никто другой не умеет, как Дэвид Линч, выжать из зрителя все эмоции, не опускаясь до объяснений. Какие шаманы обучили Линча этому искусству, неведомо, — но владел он им с первого фильма. Сумеречная атмосфера (фильм снимался при искусственном освещении ночами, берегли деньги и время) затягивает, как Черный Вигвам. Идентифицироваться с героем, с равной нежностью и отвращением пытающимся постичь своего ребенка, сможет любой — трудно после просмотра не заглянуть за батарею, чтобы проверить, не прячется ли там фея с щеками-бакенбардами. Но вот разобраться в том, как и из чего режиссер сделал младенца-инопланетянина, не способны даже лучшие специалисты по визуальным эффектам. На вопросы интервьюеров: «Как вы это сделали?» — Линч дружелюбно отвечает: «Не скажу». Хотя кое-что понятно и без авторских комментариев: «Голова-ластик» — не только потому, что из оторванной головы Генри в одном из его снов делают ластики для каран­дашей, но и потому, что иногда знания о вселенной надо не умножать (умножая вместе с ними скорбь), а стирать начисто. На их месте останется пустое пространство для райской невинности и инфернальной меланхолии. «На небесах все хорошо». Кто бы сомневался.

4
0

Отзывы

9
Антон Переверзев
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 8
11 декабря 2008

В 70 – ее годы XX века, когда Спилберг осуществлял близкие контакты, а в космосе была уничтожена звезда смерти, на свет появился словно прямиком из кунсткамеры довольно симпатичный эмбрион который мог произнести только одно слово: Сюрреализм. Зато чётко и громко. И в тот момент когда Траволта очаровывал публику зажигая на танцполе, Голова – Ластик закутанный в тряпки и бинты на фоне индустриальных пейзажей привлекал к себе внимание как раз таки своей завораживающей внешностью и желанием разрезать бинты и попытаться увидеть что же скрывается у него внутри – из чего он устроен? А какое может быть внутреннее содержание у фильма, папа которого – Дэвид Линч, А мама – сюрреализм?
Дорвавшись до полнометражного дебюта и пройдя сложную дорогу длинной в четыре с половиной года, Линч демонстрирует публике, как правильно нужно снимать фильмы о путешествии в глубины подсознания создавая при этом поистине магическую и мрачную атмосферу не имеющею аналогов в кинематографе.
Главный герой Генри Спенсер (Джек Ненс) живет в городе состоящим из одних заводов, свалок и труб получает известие что девушка, с которой он встречался несколько месяцев назад, приглашает его к себе домой на обед вместе с её родителями. Естественно не просто так – за трапезой выясняется что Мери (Шарлотта Стюарт) беременна, и Генри должен, на ней женится. И всё бы не так страшно, если бы не один факт: ребёнок родился мутантом. И теперь главному герою предстоит заботиться об этом существе, что в итоге выливается в калейдоскоп
“кошмаров во сне ”.
С визуальной точки зрения фильм идеален: каждый кадр фильма продуман и отточен до совершенства. Такое же чувство могут вызывать, к примеру, фильмы Стэнли Кубрика. Второй важной особенностью кинокартины является звуковое сопровождение, записанное самим Дэвидом Линчем с помощью бытовых приборов – особенно хочется отметить гул закипающего чайника. Количество диалогов в фильме сокращено до минимума, также как и количество действующих лиц – что только способствует атмосфере одиночества и страха. Актер Джек Ненс создал на экране образ нервного и не уверенного в себе парня, стопроцентно вписавшись в общий настрой фильма.
Местами картина перекликается с фильмом “Отвращение” Романа Полански. Но если героиня Катрин Денев, испытывая отторжение ко всему плотскому, погружалась в мир своих кошмаров, что в итоге плачевно отразилось уже в реальности, то Генри Спенсер изначально является нереалистическим персонажем, героем чьего-то обеспокоенного подсознания. Как сказал сам Линч: «Эта картина - сон о тёмных и тревожных вещах».
В итоге мы имеем самый значимый сюрреалистический фильм после “Андалусского Пса” Луиса Бунюэля. Через некоторое время фильм приобрёл статус культового, и оказал огромное влияние на некоторых режиссёров. Без этого фильма мы не увидели бы “Тетсуо – железный человек” Шинья Цукамото и “Американский Астронавт” Кори Макэби. Ну и конечно он задал стержень, основу творчества самого Дэвида Линча, снявшего впоследствии не один шедевр.
11 декабря 2008 г.

5
0
?
Женя Kazachkov
81 отзыв, 335 оценок, рейтинг 94
6 декабря 2005

В каком-то параллельном чёрно-белом мире живёт себе Генри Спенсер – в костюме клерка, с безумным взглядом грустных глаз и невероятным начёсом на голове. Вокруг унылый пейзаж промышленной окраины, несмолкающий индустриальный гул, убогий быт, и погода тоже не ахти. И судя по всему, имел Генри неосторожность вступить в интимную связь с некоей Мэри Икс, а она возьми да и роди раньше срока не лягушку, не игрушку, а – правильно! – неопределённо что. Теперь неуравновешенное семейство Мэри вынуждает Генри жениться, а новоиспечённая супруга оставляет его посреди ночи с отпрыском-недоноском пугающей наружности.

Таков, вкратце, «сюжет» «Головы-ластика» (1977) – первого фильма Дэвида Линча, ставшего впоследствии великим и ужасным. Почему «сюжет» в кавычках? Потому что это всего лишь одна из возможных интерпретаций сюрреалистического пирога, первый слой, так сказать. Ибо помимо персонажей, которых можно считать таковыми, совершающих действия, которые можно вообще хоть как-то назвать, в фильме участвуют:
театр (?) внутри батареи, певица с ненормальными щеками, выступающая в этом театре, кровоточащие жареные куры размером с кулачок, человекоподобное существо внутри астероида (??), дёргающее за какие-то рычаги (?), червяк (??), влетающий в голову Генри, блядовитая соседка, кровать с молоком (??), в которой Генри утопает вместе с этой соседкой во сне (?) или в мечтах (???), фабрика (?), где группа подозрительных товарищей производит ластики (!!!) для карандашей из отскочившей головы Генри (голова отскочила, когда Генри превратился в увеличенную копию своего ребёнка во сне (???)), какой-то стручок (??) в почтовом ящике, в котором, похоже, и кроется корень зла…

Это ещё далеко не всё, но вопросов, как видите, хватает. Фильм был причислен к категории «ужасов», потому что смотреть его периодически становится действительно страшно – невозможно предугадать, что покажут в следующий момент. Вот в кадр попала какая-то дырка, и камера устремляется туда. А что там? Неизвестно. Темно. Страшно. Ничего не показывают. А то, что показывают – необъяснимо. И это уже не просто страшно. Это жутко.

И тут уж задумаешься не только об абсурдности нашего мира и тягомотности бытия вообще, но и о тщете надежд на хоть какую-то радостную альтернативу…

3
0
9
Artur Sumarokov
714 отзыва, 3005 оценок, рейтинг 945
27 сентября 2014
Головастик и его отец

Фильм «Голова-ластик» — дебютный и самый страшный фильм Дэвида Линча. По своей структуре лента напоминает безумный, сюрреалистичный, абсурдный кошмарный сон главного героя — Генри, живущего в странном, потустороннем промышленном городке. Генри женится на своей давней подруге Мэри ввиду ее беременности, но то, что начинается после рождения ребенка, не иначе как кошмаром нельзя назвать.

Фильм постоянно балансирует на грани между сюрреализмом, неонуаром и мистическим хоррором, чему немало способствует не только необычный сценарий, но и странная операторская работа Фредерика Элмса и Херберта Колдуэлла, воссоздавших на экране странную фантазию режиссера и необычное музыкальное сопровождение, нагнетающее состояние ужаса в каждом кадре.

«Голова-ластик» — лента, рассматривающая под нестандартным углом зрения проблему распада современной семьи. Несмотря на жуткое содержание, фильм имеет определенную долю социальной сатиры, хотя разглядеть ее в картине очень тяжело. Линч создал в ленте мир без Бога, мир промышленного фашизма, в котором человек как сугубо индивидуальная единица сходит с ума. Дэвид Линч не дает такому герою шансов выжить, погружая его во все более жуткие условия. По сути родившийся странный ребенок — символ невозможности человеческого перерождения, это анти-Иисус, рожденный для деструкции мироздания.

Фильм производит неизгладимое впечатление, но понравится он далеко не всем, но я его рекомендую поклонникам хорроров и арт-хауса, ведь это один из тех шедевров, без которых нельзя представить современное кино вообще.

1
0
5
Иван Васильевич
410 отзывов, 538 оценок, рейтинг 200
9 февраля 2016

Это такая психоделика, что ёж мои рукавицы! Неизвестен смысл всего изложенного в фильме, но это очень странно и местами жутко. И то, что из голов людей делают ластики для карандашей это самое безобидное, что можно ожидать от этого фильма. Не понимаю ажиотажа вокруг этого фильма. Все ищут в нём какой-то смысл, образы. По-моему это настолько же бессмысленно, как искать в какой-нибудь мазне или в каком-нибудь перфомансе скрытый глубинный смысл. Линч просто выплеснул на киноплёнку какие-то сумбурные образы, ночные кошмары, бред. Смысла в этом нет. Если порыться у себя в голове, можно найти материала ещё на десяток таких фильмов. Мне фильм понравился. Не в том смысле, что он вызывает восторг, но он интересен, заставляет глубже погрузиться в себя. Тем более он не такой мерзкий как "Человеческая многоножка".

0
0
5
rocky_plays_rocky
367 отзывов, 370 оценок, рейтинг 111
7 декабря 2013

Замечательный потусторонний, сумеречный завораживающий фильм. Прекрасный, яркий, леденящий киноязык Линча: черно-белые цвета, низкие постоянные тревожные шумы, ужасные действия персонажей и общая потерянность зрителя. Буквально вот йоты, самой доли не хватило, чтобы я решил к этому фильму вернуться. Буквально йоты.

0
0

Подборки Афиши
Все