Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Спектакль по рассказу Толстого о страсти с Максимом Матвеевым в роли помещика-мученика

«Дьявол» — рассказ Толстого, который он начал писать сразу после женитьбы и который незадолго до смерти нашел за обшивкой рабочего кресла (туда его спрятала Софья Андреевна), чтобы работать над ним до последних дней. Инсценировку рассказа, в котором можно найти ключи к семейной драме самого Толстого, сделал Михаил Станкевич. В постановке он занял Максима Матвеева и Ольгу Красько: Матвеев играет Иртеньева, она — молодую жену Иртеньева. Об этой паре Толстой говорит то, что мог бы сказать о них с Софьей Андреевной: «…одно, что не то что отравляло, но угрожало их счастию, была ее ревность, которую она сдерживала, но от которой она часто страдала».

  • Дьявол – афиша
  • Дьявол – афиша
  • Дьявол – афиша
Драматический
16+
Михаил Станкевич
2 часа 30 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
21 декабря 2011
Малоизвестный рассказ Толстого о страсти

Публика редко ходит на режиссеров. Режиссерам публика предпочитает актеров. Про режиссера она вспоминает в двух случаях: если актеры играют из рук вон плохо, либо уж так хорошо, что глазам не верится. В обоих случаях имя режиссера стараются крепко-накрепко запомнить. На «Дьявола» пойдут ради молодого Максима Матвеева — его запомнили в «Стилягах», где у него роль гедониста из номенклатурной семьи, обладателя правильного кока, пачки «Мальборо» и квартиры в Доме на набережной. В «Дьяволе» он играет совершенно проти­воположное — молодого помещика Евгения Иртенева, наделенного стойким ­нравственным чувством, которое роковым образом вступает в разногласие с физи­ческим влечением. «Для здоровья» Иртенев сходится в своей деревне с крестьянкой. Время спустя он женится на ровне — благородной, бедной и невинной девушке, и все у них, казалось бы, развивается как должно — но тут ­Иртенева ­начинает преследовать образ крестьянки. Желание изводит его день за днем, от него невозможно скрыться, и разрешить ситуацию можно, только убив жену. Или крестьянку. Или себя.

Поставил спектакль дебютант Михаил Станкевич — ученик Сергея Женовача, и этим почти все сказано. Почти, потому что — да, как и большинство «женовачей», Станкевич высоко берет и ставит не пьесу, но прозу, что гораздо сложнее. Но есть и отличие. Все «женовачи» как приговоренные будят своими лирами добрые чувства, а Станкевич сходу берет резкую ноту: толстовский «Дьявол» — откровенный физиологический очерк. Ему удалось довольно ловко перевести прозу в действие и диалоги — и не свалиться при этом ни в вульгарность, ни в поэзию. Он несколько злоупотребляет излюбленным приемом (строит диалог между героями на том, что они по-разному прочитывают одну и ту же строку: мол, мужчины и женщины по-разному смотрят на вещи), но в целом спектакль сработан с редкой для дебютанта сноровкой. И именно поэтому имя его публика вряд ли запомнит (хотя запомнят его профессионалы): это не провал, но и не откровение. Что касается артиста Матвеева, то его герой страшно мил, но актер так боится нарушить приличия, рассказывая о своей страсти, что в нее в какой-то момент попросту перестаешь верить. Героем их спектакля оказывается… Лев Толстой. Он написал «Дьявола» в молодости, но Софья Андреевна, обнаружив в нем аллюзии на их с Львом Николаевичем приватную историю, в ярости затолкала рукопись под обивку рабочего кресла. Перед свадьбой Толстой в порыве ложно понятого нравственного чувства дал невинной девушке почитать свой дневник — в нем в числе прочего описывались похождения, предпринимавшиеся «для здоровья». Нашлась рукопись только годы спустя, и перед смертью Толстой именно над нею и работал. Не знаю, кто кого разглядит в спектакле, но я видела бородатого старца, который доискивается истоков того ада, в который превратилась его собственная жизнь.

12
0

Отзывы

3
Эмилия Деменцова
135 отзывов, 191 оценка, рейтинг 206
1 декабря 2011
«Дьявол»: зерна лжи


О тяжких последствиях легкомыслия поведали в «Табакерке».

Начатый Михаилом Пореченковым разговор о неземной страсти и приземленных страстях в спектакле МХТ им. А.П. Чехова «Крейцерова соната» решили продолжить в спектакле «Дьявол» в театре п./р. О. Табакова. Эти две повести Л.Н. Толстого всегда идут в связке – одна тема-эпиграф: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Щекотливую тему доверили начинающему режиссеру Михаилу Станкевичу. Дорогу молодым открывает «Табакерка»…

…Сцена разделена на две части – черную и белую. Высшего смысла в этом нет, ибо грешит главный герой на обеих половинах. Как бы не терла выбеленные стены барского дома молодая крестьянка (Маргарита Горюнова), а тряпка все равно черная. Нехитрый быт полуразоренного имения – скупые тусклые декорации – заволокло тенью. Света нет – затмение.
Затмение нашло на молодого юношу Евгения Иртенева. Успешно кончил курс юридического факультета Петербургского университета, что и по тем временам сулило блестящую будущность, имел состояние (не без долгов), связи, словом, перспективу. Внезапно обрушившееся на него наследство и ворох проблем заставили его покинуть город и переселиться в имение. «Деревня, где скучал Евгений,/ Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений / Благословить бы небо мог». И все бы хорошо, но Евгению захотелось совсем не невинных наслаждений, но «не для разврата, а только для здоровья». Нашлась крестьянка Степанида, а дальше «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен - чего зря время терять. Ровно в полночь приходите к амбару». И длилось бы это «обыкновенное чудо» любви без обязательств, если бы автором истории был не Лев Николаевич Толстой. Герой женился, но нравственная нечистота его и неутолимая страсть к лю’бой ему чертовке отравила всю его жизнь. Прервать жизнь оказалось легче, чем прервать эту связь.
«Дьявол» загадочное произведение. Дело не в названии, разумеется, а в некоторых биографических совпадениях. История Иртенева - это во многом история яснополянского графа, в ее основе лежит, как это часто бывает, газетная заметка о судебном следователе, убившем после женитьбы на дворянке свою любовницу–крестьянку Степаниду, а спустя два месяца бросившегося под поезд. Как бы то ни было, но легенда гласит, что сочинитель прятал свое произведение от жены в обивке кресла на протяжении многих лет, однако, рукопись была обнаружена супругой. В общем, для кого – семейная ссора, а для кого – повод для постановки.
Кажется, у команды спектакля было все необходимое для его создания. Молодой режиссер Михаил Станкевич, ученик Сергея Женовача, в прошлом актер, награжденный призом «За раскрытие природы чувств автора и актерский ансамбль» за постановку отрывка из романа «Война и мир». У «Дьявола» автор тот же. Но то ли природа чувств оказалась другой, то ли актерский ансамбль не спелся (хотя поют в спектакле прекрасно) – «раскрытия» за два с половиной часа не произошло. Герой застрелился. Зрители разошлись.
Для Максима Матвеева роль Иртенева могла стать переломной. Не все же топтаться в амплуа молодого любовника под восторженные придыхания поклонниц. «Молод, хорош собой, образован, мил! Ах!», обаятелен, аки сахарная свекла, которую выращивает его герой. Но отличия между офисным планктоном Сашей из фильма «Свадьба по обмену» и молодым помещиком из Л. Толстого пока найти трудно. Матвеев – эдакий Молчалин в очках и узком костюме, но эта «умеренность и аккуратность» неприменима к моментам головокружительной (при чтении) страсти, которую не смог изжить (пережить) его персонаж. Роль выучена и рассказана. Как урок. Актера и видно, и слышно, а героя - нет. Нет ни боли, ни болезни, ни азарта, ни той самой дьявольской одержимости. Публика, конечно, хихикает, когда актер произносит: «Я – Лизин муж, и хочу ей изменить с бабой», памятуя недавнее бракосочетание с актрисой Елизаветой Боярской, но это смех околотеатральный. И финальный револьверный хлопок, после долгих монотонных монологов, скорее приветствуется, чем пугает. Пугает другое.
На роль Степаниды приглашена студентка Кирилла Серебренникова Екатерина Стеблина. Это безусловная удача для начинающей актрисы. Для спектакля и зрителя эта удача пока сомнительна. Ее Степанида будто списана с купринской Олеси, уже имеющейся в репертуаре «Табакерки». Дикий, несмышленый зверек, бормочущий нечто нечленораздельное, – вот оказывается каков бес, попутавший нашего героя. У Л. Толстого героиня полна лукавства, озорства, насмешливости. У М. Станкевича – она гибкая, шустрая, но пустая. Нет природной мудрости, есть дикость, задуманная, видимо, как естественность. Только оказалось, что безыскусность героини передалась исполнительнице. Вроде есть и красное платье, и рдяный платок, и губы алые, а чертовщинки нет - ни пыла страсти, ни пламени сулящейся геенны в глазах.
Сцена усыпана зерном. С первых минут оно потихоньку высыпается из молотилки, устроенной главным героем. Что посеет, то и пожнет. Как курочка по зернышку клюет героя тяга к маковому вольному цветку. Она не крепостная, но он закрепощен страстью к ней. Дикой, животной страстью, от того тупоумной. Любовники милуются, кормят один другого медом с руки, вымазывают, вылизывают один другого. Эстетики в этом мало, но это от того, что слова между ними невозможны. Сказал бы он ей как Соломон в Песне песней: «Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!», но так – нагляднее.
Кстати, о благоухании. Удобрение – единственная тема, которую удается «обсудить» любовникам. «Навоз эээ…- начинает было он. «Угу», – поддакивает она, кивая. Вот и поговорили. Не до разговоров, когда мед на устах. И вот фейерверк зерен, град семян заполняет сцену. Но зерна вытопчут. Всходов не будет.
Зерен в спектакле – целая житница, а «зерен» образов – впроголодь. Не то чтобы «навозну кучу, разгребая…», но Роза Хайруллина, играющая мать жены Евгения – настоящее жемчужное зерно. Мать, теряющая власть над дочерью, делящая ее с мужем, уменьшающаяся «в значеньи и в теле». Заболевшая дочь первым зовет к себе мужа, а мать мечется, суетится, ждет, когда и ее подзовут, ждет своей уже не первой очереди. Зато в роли тещи отыгрывается на новоявленном сыне во всю: брюзжит, сверлит колким взглядом, в самую душу глядит. Уж ее-то сахарным взором не проведешь. Чует. Фосфориты…
Еще одна удача – Борис Плотников. Голос, стать, улыбка - в его герое считывается преинтересная биография. Он был не чужд прекрасному – как поет! – и прекрасному полу. От того с любопытством выслушивает исповедь Евгения, припоминая водовороты собственных страстей.
Запах навоза насквозь пропитает дом. Это не от закупленных помещиком на манер толстовского Левина фосфоритов, это душок от дел и помыслов хозяина имения. Евгений жжет на свече руку, пытаясь заглушить пожар внутри. На уме – сеновал и ласки босоногой Покахонтас. Выпачканы диким медом и уста, и душа. И, кажется, спастись можно только отделив душу от тела. Потому – выстрел.
«Дьявол» в постановке Михаила Станкевича более напоминает набор студенческих этюдов, чем цельное полотно. Есть удачные моменты, детали, мелочи, но они пропадают, вязнут в двухактном растянутом действе. Ложка меда в бочке дегтя настроения не создает.
Обилие злаков, которыми завалена сцена, напоминает о народной мудрости – каждое семя знает свое время. Спектакль, хочется верить, прорастет, вырастет до должного уровня, к которому обязывает благодатная почва - сцена «Табакерки». Пока же «Дьявола» хочется изгнать. Не из репертуара, но в репетиционный зал.


Телеканал МИР http://mir24.tv/news/culture/4468225

5
0
9
Анна К
54 отзыва, 369 оценок, рейтинг 168
19 марта 2012

Отличный спектакль. На пятерку все: режиссерская работа, красивая сценография, талатливая актерская игра. Толстого под сомнение не ставлю :) его повесть имеет смысл прочитать, наверное, все-таки до похода в театр. Очень понравился Максим Матвеев, хотя его кинороли не вдохновляли особенно. Очень талантливый актер! Такой разный в первом и втором отделении, разных по своей эмоциональной окраске. Единственное, что немного огорчило -наша публика: в первых рядах кто-то умудрялся отпускать реплики вслух и "ржать" во время монолога главного героя, трагичного и полного личной драмы... Не всем Толстой "по зубам", видимо.

4
0
7
светлана цветкова
48 отзывов, 54 оценки, рейтинг 186
10 февраля 2013

Весьма достойная постановка театра-студии, представленная на суд зрителей в позапрошлом сезоне. Постановка, как хорошее вино после откупоривания, «отдышалась» и вышла на тот необходимый градус, на который и «ставил» режиссер.
Очень уверенная, разноплановая работа Максима Матвеева. Его образ, закрепившейся в моем зрительском сознании в амплуа «хорошего мальчика», как-то органично и незаметно перешагнул эту грань. Актер весьма хорош в сценах страсти, а в минуты помешательства героя безоглядно веришь ему и сопереживаешь.
Роза Хайруллина в роли матушки Лизы настолько харизматична, что хоть пиши мультяшный персонаж с натуры (или, наоборот, режиссер и актриса где-то «подсмотрели» нужные краски в анимационных фильмах). Женские роли М.Горюновой и Е.Стеблиной показались неубедительными (я очень придирчива к качеству сценической речи, здесь услышала много современных интонаций, что для отражения образов крестьянок периода конца ХIХ века недопустимо).
Сценография, музыка, подобранная М.Станкевичем, несомненно, составили весомую долю успеха спектакля. Прекрасны символы, найденные режиссером. Все это очень ценится современным зрителем.
Самое сильное впечатление для меня от постановки- контрастная «подача» психологии страсти 2-мя персонажами: инстинктивное погружение в любовь крестьянки Анны как отражение душевной гармонии, счастливого, беззаботного существования ( животный «писк» героини, сцена на сеновале во время заготовки сена) и слишком ментальное восприятие любви Евгением Иртеневым и, как следствие, разрушение личности и гармоничного существования. Смелые акценты, выделенные из прозы Толстого, где-то « отдающие» даосизмом. Впрочем, повесть Толстого гораздо глубже.
Постановку рекомендую к просмотру думающему и читающему зрителю.

2
0
7
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 136
25 декабря 2011

Добротный спектакль!
Кто много читал Толстого, не только его произведения, но и о нем, его "мысли", тот же "Круг чтения", тот поймет, о ком и о чем данное произведение. Смелый, конечно, заголовок, но люди надеюсь понимают что делают, и берут на себя ответственность! Сам Толстой это прекрасно понимал, искал, раскаивался, мыслил. Сильная личность! Непросто было с ним, и жене его прямо памятник!
Роза - открытие, очень хороша в своей роли.

2
0
10
Anna Lisitsina
31 отзыв, 60 оценок, рейтинг 23
15 июня 2019

Очень сильно и мощно! У Матвеева эта роль перекликается с ролью Ставрогина в «Бегах» (человек, метущийся между Богом и дьяволом; человек, одержимый страстями и пороками, но страдающий от них).
Потрясающий сюжет и игра актеров как всегда на высоте в «Табакерке».

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все