Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.2

Спектакль
Мораль пани Дульской

Постановка - Театр им. Моссовета
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Сатирическая комедия польского драматурга Габриели Запольской разоблачает ханжескую мораль одной, на первый взгляд, благополучной буржуазной семьи. Глава семьи — пани Дульская, дама незаурядная, имеющая свои особые «высоко моральные» принципы, за внешней респектабельностью которой скрываются мелкие мещанские интересы, корысть и воинствующая безнравственность. В спектакле о жизни большой семьи, затрагиваются важные вопросы взаимоотношений поколений, но решаются они в жанре комедии, в которой много музыки, танцев, сцен, вызывающих у зрителя улыбку и смех.
Драматический
16+
Павел Хомский
8 марта 2006
2 часа 50 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Александр Вислов
30 отзывов, 30 оценок, рейтинг 35
23 марта 2006

Едва ли не самая знаменитая польская пьеса ХХ века (в этом году минет сто лет со дня ее первой постановки в Кракове) была особенно востребована у нас в пятидесятые годы, в пору «оттепели». Оно понятно — при наличии, с одной стороны, пылкого протеста в адрес хотя и со скрипом, но навсегда, как тогда казалось, отживавших мелкособственнических инстинктов, а с другой — известной пикантности фабулы. Збышко — молодой лоботряс и любимый первенец заглавной героини, небольших размеров барракуды-домовладелицы, обрюхатил Ганку, скромную и бесправную прислугу. Потом в порыве раскаяния было взбрыкнул даже: дескать, женюсь и все тут! Однако маманя сей юношески максималистский протест быстро пресекла: Збышко охолонила, а Ганку прогнала прочь, хотя бы и пожертвовав с сожалением некоторой суммой в злотых.

Стоило ли извлекать эту душещипательную историю на свет божий, подвергать ее легкой стилистической химической чистке, так и не выветрившей (что уж греха таить) устойчивый аромат литературного нафталина? Наверное, стоило, учитывая тяжелую исполнительскую артиллерию Валентины Талызиной, давно скучавшей на моссоветовском полигоне ввиду отсутствия соразмерных ее возможностям целей. Выпуклый образ пани Дульской, ставший в Польше именем нарицательным, а в Советском Союзе характеризовавшийся как олицетворение махрового оголтелого мещанства, будто специально для нее писан — признанной народной любимицы, особенно преуспевшей в талантливом изображении хабалок всех мастей. Талызина покамест, что называется, щупает роль, ищет, примеряется, порой выдавая на-гора филигранные фрагменты нутряного растворения в «куске жизни» «человеческого зверинца» (это все заглавия других произведений Габриели Запольской — прилежной ученицы французской «натуральной школы»), порой же беря чисто технические паузы. Возможно, со временем актриса искупается в роли от души и поплывет всеми подвластными стилями. Тем более что и для эффектных синхронных упражнений имеются партнеры: красивая Ольга Кабо, скажем, медленно, но верно превращающаяся из видной кинодивы в заметную драматическую актрису, или исполнитель роли Збышко студент РАТИ Станислав Бондаренко, способный в будущем составить конкуренцию Александру Домогарову на место первого героя-любовника. И если все детали этого актерского механизма будут постепенно притираться друг к другу, то, вполне возможно, нынешняя версия моссоветовцев и патриарха института художественных руководителей Павла Хомского со временем встанет в анналах вровень с образцовым (образца 1956 года) прочтением «Морали» силами Центрального театра транспорта.

1
0

Отзывы

5
майя сердюкова
29 отзывов, 216 оценок, рейтинг 59
20 февраля 2014

Простой сюжет, не надо ни над чем задумываться. Местами смешные фразы и ситуации с длиннющей бородой. Лично у меня не вызывало никаких эмоций. Актеры уже давно не выкладываются в этом спектакле, переигрывают. Один только Леонид Евтифиев располагает к себе и играет блестяще! Не советую!

1
0
7
светлана дягилева
117 отзывов, 179 оценок, рейтинг 92
9 февраля 2013

Хороший спектакль. Местами смешной, а местами грустный. Замечательный актерский состав! Леонид Евтифьев шикарен! Роль фактически состоит из одной фразы и нескольких жестов, но как это выглядит! Замечательно. Нельзя не отметить Бондаренко. Молодец!

1
0
7
Александра Кранчева
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
3 декабря 2009

Спектакль не напрягает и смотрится на одном дыхании. Самое большое впечатление от игры Леонида Евтифьева. ОТЛИЧНО! минимум слов - максимум впечатления.

1
0
5
Марина Белоглядова
58 отзывов, 220 оценок, рейтинг 177
19 марта 2016

Зал был полон. Публика восторженно хлопала, кричала "браво" и дарила цветы в финале. Легкий спектакль, на вечный, но уже утративший остроту сюжет. А мне было жалко потраченного времени на такую банальную постановку...
Драмы в действии не было ни грамма, хотя по сюжету она должна была быть. Каждый актер и актриса (особенно Кабо) больше любовались собой,чем играли слаженную пьесу.
Восхищал сыгранным образом только Леонид Евтифьев.
Сюжет банален - богатая польская семья начала 20 века, бедная горничная, которая становится беременной от отпрыска, властная и жадная мать, развратная, с двойной моралью тетя, бессловесный отец и дочки-подростки, одна уже безнадежно циничная, вторая глупо-наивная. Других типажей в такой атмосфере быть и не могло. Отпрыск, пьяный, циничный, кутящий в варьете, назло матери решает жениться на бедной сестренке, но внявший доводам "разумности" и приличия, передумывает...Девушке дают денег. Финал.
В этом сюжете можно было развить и драматические линии и нравственные и конфликт отцов и детей, но...постановка свелась к пересказыванию сюжета, и, повторюсь, любованием актерами самих себя.

0
0
9
Vladimir Obolensky
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
27 октября 2013

«Мораль пани Дульской» с Татьяной Бестаевой в театре им. Моссовета.

Новое прочтение Павла Хомского этой пьесы Габриелы Запольской порадовало зрителя. События в пьесе происходят в старой Польше на стыке конца 19 — начала 20 веков. Тема и конфликт в пьесе хоть и не новый, но вечный.
Буржуазная мораль, богатые и бедные, господа и простой народ, социальное неравенство — все это обычно приводит к революциям. Режиссер изначально меняет жанр постановки, прописанной автором как буржуазная мелодрама, и превращает ее в трагикомедию, а местами даже в фарс.
Хомский режиссер известный и мастер разных жанров, в том числе мюзиклов и шоу, и классики. Когда он работал в Московском Театре Юного Зрителя, он и там был интересен и, как говорится, на своем месте. Сегодня народный артист России Павел Хомский — худрук театра Моссовета, и уже далеко не первый год. Судя по всему, он успешен.
Но вот открывается занавес, и мы видим кафешантан и бордель. Лихо отплясывают молоденькие красотки. Музыка гремит, и пьяный вдрызг сынок пани Дульской Збышко, шатаясь и падая, подыгрывает кокоткам. Потом возникает интерьер дома Дульских. Все сугубо реалистично, и мамаша Дульская устраивает утреннюю побудку своим домочадцам.
В принципе, у режиссера кафешантан, хоть и появляется неоднократно, он не воспринимается как вставной номер. Он органичен благодаря ироничности и острохарактерности всей постановки, ее сценическому рисунку, в котором цена успеха — хорошие исполнители и надо сказать, они справляются, составляя собой блестящий актерский ансамбль.
Тема и конфликт, как выясняется, и стары как мир, но оказывается, они актуальны и сегодня. Дети не всегда повторяют своих родителей и им свойственно стремление к справедливости, честности и благородству, особенно в молодости, и они борются за свое право быть такими. Они еще не осознают до конца, что мир устроен не так, как им кажется. Добро далеко не всегда побеждает зло, а чаще всего наоборот. Общество, социум может раздавить и уничтожить благие намерения, а заодно и их самих.
Главная героиня пани Дульская, мать семейства, любит своих детей и по-своему желает им счастья, как она его понимает. Вот ее позиция: жесткая сословная мораль, господа и простой народ каждый должен знать свое место, богатые и бедные были и будут всегда, и никакие изменения недопустимы. Во всяком случае, в доме, где она царствует безраздельно. И уж, конечно, дети обязаны в браке находит себе социально и материально равных. Она домовладелица и лихо расправляется со своими квартирантами. Он готова и со своим сыном обойтись не менее жестко, если он не послушает ее и женится на прислуге Ганке, которую он же и соблазнил. Тогда она лишит его покровительства, наследства и средств на содержание. Вот и вся мораль пани Дульской. Она непоколебима в жестокости и корысти.

Дочки пани Дульской: Геся(ее играет Татьяна Храмова) и Меля(Алина Гударева)— она антиподы, гимназистки, еще не совершеннолетние, но уже вполне созревшие для любовных приключений. Геся напоминает свою мамочку, этакая маленькая хищница женского пола, такая же жестокая и циничная, как мать. Она еще не понимает, что такое мораль вообще, он ей явно наплевать на любую мораль. Актриса Татьяна Храмова уловила в своем персонаже тонкую грань между детским эгоизмом и вполне взрослым цинизмом.
Меля в исполнении Алины Гударевой хрестоматийный и очень привлекательный образ блаженной доброй девочки с чистой душой и благими намерениями и, как часто бывает в жизни, ее мораль терпит поражение. Зло побеждает, и Меле остается только оплакивать разбитую судьбу бедной Ганки.
Ганку играет Лилия Волкова, образ ее героини яркий трагичный, очень искренний, трогательный. Эта молодая актриса весьма перспективна и способна работать в разных жанрах, это видно по сценическому воплощению образа Ганки.
В спектакле есть две прекрасные сцены с Лилией Волковой: кульминация и финал в истории и трагедии Ганки. В пьесе Габриелы Запольской Ганка красивая статная девушка, добрая и милая — чем не невеста для Збышко?! Но она из простого народа! Она прислуга! И это все меняет. Да еще имеет чувство собственного достоинства. Такой «наглости» пани Дульская терпеть не может, и когда Збышко объявляет о своей женитьбе на совращенной им прислуге, семейство Дульских разделяется надвое. Добрая и наивная Меля и пан Фелисиан Дульский на стороне Ганки. Вот Ганка впервые проводит ночь в доме хозяев в роли невесты, правда, у печки на полу, и не знает, как же ей себя вести и что будет дальше?
Сцена очень трагичная и накал страстей зашкаливает, но итог всех этих страстей печален для бедной девушки. Торг и продажа чести прислуги проходит словно на базаре и последний отчаянный монолог Ганки звучит, как крик души и одновременно, как глас вопиющего в пустыне, ибо мораль пани Дульской незыблема. Актрисе удалось создать запоминающийся и по-своему трагичный образ своей героини в этом трагифарсе жизни.
Заслуженная артистка России Ольги Кабо играет племянницу пани Дульской. Она прекрасно вписалась в актерский ансамбль и даже придает спектаклю своеобразную изюминку и остроту. Ее героиня острохарактерна, этакая зловещая и обольстительная красавица. Актриса пластична, у нее хорошие хореографические данные. В то же время в актрисе чувствуется яркая индивидуальность и сценическая органика. Ее наряды и соблазнительные позы приводят в восторг зрителей мужского пола.
Особое место в спектакле занимает Фелисиан — муж пани Дульской (заслуженный артист России Леонид Евтифьев). По амплуа это благородный отец. Именно таков пан Фелисиан Дульский. Он любит своих детей, но относится к ним с иронией, как, впрочем, и к своей жене, и ко всему миру. Его принципы в жизни: «Я все вижу и все понимаю, и вы мне все надоели с вашими глупостями. И не мешайте мне наслаждаться хотя бы маленькими радостями жизни». Причем, он делает это молча, за него говорят жесты, мимика лица и вся фигура, и вся его суть. Его «немые» сцены более выразительны, чем любые диалоги и монологи его домочадцев. Он герой, который противостоит фальшивой морали пани Дульской молча, но убедительно, что блистательно воплощает на сцене Леонид Евтифьев. И в конце спектакля пан Фелисиан Дульский, наконец, открывает рот и, к удивлению окружающих, посылает всех «в задницу».
Но вернемся к главной героине. Народную артистку России Татьяну Бестаеву зритель советской эпохи прекрасно знает как звезду театра и кино. В то время пресса писала, что в нее были влюблены почти все мужчины СССР и даже Жерар Депардье. А девушки подражали ей в модных туалетах и походке, манере вести себя и т.д. Она стала кумиром зрителей. Фильм Параджанова «Тени забытых предков», где она играла главную роль, теперь уже классика. В театре Моссовета актриса сыграла около 100 ролей.
Образ пани Дульская, созданный Татьяной Бестаевой, весьма не простой и глубокий и по-своему трагичный. Она хорошая мать и серьезно занимается воспитанием своих детей: взрослого сына Збышко (артист Станислав Бондаренко) и двух дочек гимназисток Геси и Мели. Дети очень разные. Гуляку и распутника Збышко играет довольно интересно и убедительно Станислав Бондаренко — актер с фактурой молодого героя шалопая с манерами обольстителя. Казалось бы, вполне узнаваемый откровенный прожигатель жизни, как у нас сказали бы сегодня «мажор». Но вдруг в кульминации сценического действия мы видим его совсем другим, — благородным, смелым, ненавидящим мещанскую жизнь и подлую мораль своей мамаши пани Дульской, готовую выгнать на улицу отчаявшуюся Ганку-прислугу. И он оглашает свое решение жениться на ней и это его твердое решение! Правда, Збышко хватает ненадолго. Мамаша обращается к своей племяннице, которую играет актриса Ольга Кабо и эта дьяволица с замашками проститутки и посланница сатаны совращает его, он меняет решение. Зло торжествует.
Образ пани Дульской, созданный Татьяной Бестаевой глубоко психологичен, его можно назвать серьезной сценической удачей. Здесь сказалось мастерство и талант актрисы.
Есть еще в спектакле великолепный эпизод с прачкой Тадрачихой — крестной матерью Ганки в исполнении Ольги Анохиной, где состоялся торг и честь Ганки была оценена в 1000 крон. Торг закончился обоюдным циничным соглашением, а потому реприза прачки Тадрачихи «Целую ручки, ясновельможная пани!» встречалась громом аплодисментов зрителей.
Почему же пьеса Габриели Запольской, поставленная у нас в 50-60 годы, снова вернулась?
Теперь мы называем себя другой страной, другим государством. Если в советское время коммунисты клеймили позором загнивающий капитализм и буржуазную мораль и обещали нам в 1980 году победу коммунизма, то сегодня мы переродились и приноровились и к буржуазной морали, и приняли ее в обращение и она нас нисколько не коробит и наши современные вожди и властители прекрасно ею пользуются, создавая материальные блага для себя и своих детей. Поэтому мораль пани Дульской осталась вечной.

Владимир Оболенский,
Писатель, театральный критик.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все