Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Фрекен Жюли

Постановка - Театр им. Моссовета
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Фрекен Жюли — заглавный персонаж пьесы великого шведского драматурга Августа Стриндберга, написанной в 1888 году — стала своеобразным символом героини «нового типа». История «падения» графской дочери, ставшей на одну ночь любовницей отцовского лакея, в конце XIX века была воспринята как слишком смелая и слишком натуралистическая из-за затронутой в ней интимной темы физиологического отношения полов. Пьесу отказались публиковать. Ее единственное и неудачное (по свидетельству датской прессы) представление состоялось 14 марта 1889 года в помещении студенческого союза в Копенгагене. Заглавную роль исполнила жена драматурга Сири фон Эссен. В Швеции драма «Фрекен Жюли» была запрещена цензурой до 1906 года. Сегодня это одна из самых репертуарных пьес Стриндберга. К ней постоянно обращаются ведущие российские и зарубежные режиссеры. Для художественного руководителя Театра имени Моссовета Евгения Марчелли «Фрекен Жюли» — драма женщины, которая так и не может встретить своего мужчину. Пьеса о любви и ее невозможности, о вечном женском поиске любви и мужском несоответствии этим чаяниям. Трагедия, в основе которой лежат разные представления мужчины и женщины о счастье.
Драматический
18+
Евгений Марчелли
4 апреля 2021
1 час 30 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Пользователь Афиши №5610579
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 0
31 марта 2023
Не типичный Марчелли

Впервые понравился спектакль Марчелли) Если спектакль убрать в одно слово - то это слово душевно.
Кроме работы режиссера, во многом спасибо Павлу Усачеву - на его игру можно смотреть бесконечно) Благо, маленький зал и близость к актёрам только способствуют. Не помню, когда последний раз так нравилась игра одного актера!
Сама Фрекен Жюли, то есть Лилия Волкова - с одной стороны смущает возрастом, дочка графа явно должна быть моложе, тут умудренная жизнью женщина) Возможно, стоило в конце концов оступиться от источника и превратить ее в жену этого злополучного графа. С другой стороны, к игре актрисы нет никаких вопросов. Волкова прекрасна с первого появления и до финала. Очень харизматичная актриса, шикарная женщина, берет в плен своей харизмой (даже при том, что я лично не сопереживаю ее героине). Созданный ей образ запоминается.
Третьей участницей спектакля в мой день была Глафира Лебедева - сначала не понравилась, показалась наигранной и блеклой, особенно на фоне таких партнеров. Однако потом и она пришлась по душе, раскрылась, на высоте отыграла свои сольные сильные моменты, в итоге понравилась. Надо отметить, что в мой день Лебедева впервые играла в этом спектакле - возможно, позже она будет смотреться даже лучше. Одно можно сказать, актриса действительно старается, и это видно.
Также как видно, что все трое вкладываются в жизнь на сцене и получают удовольствие как от собственной роли, так и друг от друга. Опять же, давно не ощущала такого в театре. Со зрительского места всегда слышно, есть это или нет.

В целом новый рулевой театра Марчелли - режиссер талантливый, с интересными спектаклями. Ярые негативные отзывы на его работы в основном обусловлены тем, что люди не могут отделить свой вкус от реального качества спектакля. Мне стиль режиссера тоже не близок, но это не мешает признать, что его постановки талантливы.
Фрекен Жюли точно советую посмотреть, даже если не срослось с другими опытами Марчелли.
По сравнению с Жестокими играми, и тем более Гамлетом, этот спектакль намного меньше "на любителя", "странный" или "эксцентричный" и более, на мой взгляд, простой и человечный, вот только очень грустный и довольной жестокий по смыслу (а вот это, кстати, свойственно и другим работам режиссера, так что видимо, это часть его почерка).
П.с Песня и сцена в финале красивы и кинематографичны как отдельный кусочек искусства.

0
0
10
ЕЛЕНА ЛЕМЗЯКОВА
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
25 марта 2023
Великолепный спектакль на малой сцене театра!

Тема спектакля очень актуальна и в наши дни - социальное неравенство и отношения между мужчиной и женщиной. Лилия Волкова прекрасно справилась со сложной ролью истерички, которая отчаянно ищет мужского внимания, но не умея любить разрушает всё вокруг себя. Павел Усачев идеально подходит на роль слабовольного симпатичного мужчины, которого кроме финансового благополучия и бытового удобства ничего не интересует в жизни. Глафира Лебедева в роли кухарки и будущей жены Жана восхитила, сколько внутренней силы, хитрости и расчетливости в может быть у девушки невысокого социального положения.
Марчелли - настоящий мастер, умеющий раскрыть сложные смелые темы.

0
0
8
Галина К
141 отзыв, 144 оценки, рейтинг 26
1 августа 2022

В театре им. Моссовета не была очень давно, и ни разу не была после того, как туда пришел Евгений Марчелли. И вот, наконец, добралась. Как раз на спектакль нового худрука, «Фрекен Жюли». Идет он не на Большой сцене, а на Сцене под крышей. Это сравнительно камерное пространство, все, как я люблю. А если учесть, что мы еще и сидели в первом ряду, эффект присутствия был нам обеспечен в полной мере.
Эта драма Стринберга когда-то считалась скандальной из-за излишнего натурализма, была даже запрещена цензурой, в наше же время она является одной из наиболее репертуарных пьес.
На поверхности – история взбалмошной молодой женщины из высшего общества, фрекен Жюли (Лилия Волкова) которой на фоне расторжения своей помолвки приболело соблазнить собственного лакея, Жана (Павел Усачев) фактически на глазах его невесты. Ну как соблазнить – он существо довольно подневольное, так что просто приказать, по большому счету. На деле – рассказ о том, насколько по-разному женщина и мужчина понимают счастье. Она стремится к любви и преданности, ему нужен достаток и карьера. Ну, в данном случае, каждому нужно то, чего ему не хватает, так что гендерная установка довольно спорная, конечно. Не будь фрекен Жюли так богата, может, тоже стремилась бы к достатку.
Умнее всех в этой истории выглядит кухарка Кристина (Кристина Исайкина) – невеста Жана. Тихо и ненавязчиво она отодвигает именитую соперницу. Да и вообще выступает таким Серым кардиналом, постоянно транслируя Жану, что говорить и как поступать.
Именно Кристина начинает спектакль, долго и подробно готовя ужин. Режется настоящий салат, жарится настоящее мясо, варится какое-то варево. С этим мясом потом будет происходить много всего забавного, не буду спойлерить, но эта тарелка привнесет юмор в спектакль.
Вообще, Марчелли поставил пьесу на стыке разных эмоций – зрителю то смешно, то страшно, то противно, то скучно (в начале). Но все время, кроме первых минут десяти, пока Кристина готовит ужин, интересно. Интересно следить за битвой этих трех характеров – истеричной Жюли, невозмутимой Кристины и себе на уме Жана. Их реакции довольно сложны и плохо предсказуемы, Жан отнюдь не под каблуком хозяйки, и именно он (с подачи Кристины) провоцирует ее к страшному финалу… Финал, однако, остается открытым, выбор за Жюли.
Мне спектакль неожиданно (ну не ждала я ничего от Моссовета, если честно) понравился. И моей спутнице тоже. Видимо, теперь к посещаемым мной театром нужно добавить и этот)), Евгений Марчелли явно внес свежую кровь, и это тот не слишком частый случай, когда она пошла театру на пользу. По одному спектаклю судить, конечно, невозможно, но мне понравилась и новая атмосфера в театре (любезные капельдинеры, например, не устраивающие истерику из-за того, что кто-то пересел на свободное место (а раньше было и так), кондиционеры (вот это не знаю, может, и раньше были, но этим жарким летом прям в радость)), и то, как поставлен спектакль, и все три занятых в нем актера, совершенно мне незнакомые. Актеры вообще порадовали – каждый на своем месте, каждый ни разу не вышел из образа. Иногда обращались к залу, но чаще – четкое ощущение четвертой стены, хотя сидишь в метре от актера. И у тебя на глазах разыгрываются нешуточные страсти. Или, наоборот, шуточные. В том смысле, что Жюли и Жан не нужны друг другу… В общем, довольно странные отношения. Жестокие. Любви там и в помине нет.
Марчелли, правда, зачем-то понадобилось показать зрителям, что все – неправда, игра. Не знаю, зачем, но явно нарочито демонстрировались и смена декораций, и переодевание актрисы с помощью кого-то из сотрудников. Может, чтобы не слишком уж погружались в этот мрак, в эти жуткие отношения, чтобы не поверили, что чижик погиб… Пожалуй, вот эта кухня спектакля – единственное, что мне в нем не то что не понравилось, но показалось лишним. Но это мелочь. Общее впечатление – хорошо.

0
0
8
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
6 февраля 2022

"Фрёкен Жюли" - премьера прошлого сезона, первый спектакль, поставленный в театре новым худруком, и отзывы мне попадались совершенно полярные: от абсолютного восторга до столь же абсолютного неприятия. Поэтому у меня во-первых, разыгралось любопытство, а во-вторых, захотелось узнать и об авторе пьесы, и о самой пьесе.

Итак, Август Стриндберг - шведский писатель, считается основоположником современной шведской литературы и театра. Период его творчества пришелся на вторую половину девятнадцатого - самое начало двадцатого века, а собственно "Фрёкен Жюли" была написана в 1888, однако долгое время в Швеции была запрещена цензурой и поставлена на сцене впервые лишь в 1906 г. Надо, конечно, отметить, что по нынешним временам скандального в пьесе немного - впрочем, и невинной ее не назовешь.
Сама пьеса - всего для трех актеров. Суть истории в том, что дочь хозяина поместья, фрёкен Жюли, соблазняет своего лакея фактически на глазах его невесты, кухарки. Такой незамысловатый сюжет, впрочем. таит в себе много "подводных течений" и вопросов: и кто кого, и кто виноват, и что делать.

На днях мне таки посчастливилось увидеть постановку "Фрёкен Жюли" на сцене Под крышей театра им Моссовета. И, знаете, это было интересно. А если принять, что сцена Под крышей и предназначена в большей мере для экспериментов и проб, а не для "серьезных" спектаклей, то даже и хорошо.

Как я поняла, Марчелли в некоторой степени перенес свою старую постановку (2006 года или раньше, не уверена) в Омском театре на сцену Моссовета. По крайней мере, художник-сценограф и художник по костюмам указаны те же - Игорь Капитанов и Фагиля Сельская, да и судя по сохранившимся фотографиям изначальной постановки концепция сохранилась. Несомненный плюс бережного отношения к прошлому, как ни странно, - кажущаяся свежесть и даже некоторая наивность режиссерских решений. Если бы я не знала, что над спектаклем работал художественный руководитель крупного московского театра, могла бы предположить, что режиссер молод и еще в поиске. Местами внимательное следование указаниям драматурга, натурализм и упор на быт, будничность всего происходящего, вместе с тем - попытки ввести откровенные сцены (впрочем, робкие попытки, будем честны) и заигрывания со зрителями, полное отсутствие музыкального сопровождения - и тем ярче, точнее звучит музыкальная композиция в финале. Плюс неровность темпа самого действия: то мы минут десять наблюдаем, как кухарка Кристина готовит ужин, то вроде бы действие пошло споро, то - бац! и необходима смена декораций, но антракта у менее чем полуторачасовой постановки нет, - и несколько минут мы при включенном свете наблюдаем, как работники невозмутимо превращают кухню в спальню. В общем, все как бы дает возможность предположить даже некоторую неопытность режиссера, однако когда после окончания спектакля отзвучат аплодисменты, ты с удивлением понимаешь, что все происходящее сложилось таки в единую картину и спектакль удался, и есть, о чем подумать.
Ведь Стриндберг в своей пьесе говорит и об отсутствии истинной веры, и о смысле евангельской фразы "Многие же будут первые последними, и последние первыми", и об отсутствии любви в жизни людей, и о феминизме. Впрочем, Марчелли слегка сместил акценты, пожалуй, и это тоже интересно.

Во многом спектакль удался, конечно, благодаря актерам:
Фрёкен Жюли - Лилия Волкова
Жан - Павел Усачев
Кристина - Кристина Исайкина

Лилия Волкова великолепна в роли фрекен Жюли. Под маской видимой взбалмошности, избалованности и самодурства скрывается девочка, растерянная, одинокая, жаждущая любви и не умеющая любить никого, даже (и особенно) саму себя. Это так точно и глубоко, что смотреть просто больно. Героиня то пускается во все тяжкие, так что об ее неподобающем поведении судачит прислуга, то ведет себя как строгая Хозяйка, то буквально кидается на шею лакея, она согласна верить сказкам и готова пожертвовать дорогими существами "во имя любви"... которой нет как нет. Кто и что виной тому? Воспитание, положение, характер или?...

Жан (Павел Усачев) с одной стороны, всего лишь лакей, готовящийся создать семью с кухаркой и знающий свое место, с другой - достаточно образованный молодой человек, умеющий говорить с господами на их языке и втайне мечтающий о богатстве и более достойном положении. Однако на сцене Моссовета Жан - достаточно безволен и явно нуждается в руководстве, несмотря на демонстрируемый мачизм.

Но самая загадочная и неожиданная фигура - это Кристина (Кристина Исайкина). Именно ее меньше всего слышно, но именно она, кажется, самая цельная и решительная особа из этой троицы. Она смиренно терпит все выходки фрекен Жюли, молча взирает на "подвиги" Жана (но какая игра! Браво!!!), но она же внезапно демонстрирует абсолютные неуважение и нелюбовь к хозяйке и она же подсказывает Жану (буквально: "замерз он или хочет кушать") следующие шаги.

Открытый финал - хороший ход, хотя... в его открытости можно и усомниться.
Этот спектакль хочется обсуждать, и это прекрасно. Развлекательных, ярких, веселых постановок полно, и они? несомненно нужны, но и такие спектакли для размышлений и обсуждений, безусловно, необходимы.

PS - Очень не рекомендую приходить на спектакль голодным!
PPS - В коридорчике сцены Под крышей организовали буфетную стойку и это прекрасно (надеюсь, что не только для этого спектакля). Не прекрасно то, что обслуживают только за наличные (о чем вы узнаете уже у той самой стойки), то есть воспользоваться предложением смогут не все... если вообще кто-то сможет :) Так что если хотите кофе - запасайтесь наличкой заблаговременно.

0
0
8
Николай Голенкин
187 отзывов, 194 оценки, рейтинг 39
28 сентября 2021

Был на спектакле 26.09.2021.
Спектакль понравился. Рекомендую к просмотру.

Произведение Стриндберга я, к сожалению, не читал, поэтому смотрел спектакль, что называется, с чистого листа. Без определённых представлений о ходе действия, характерах героев. И соответственно, без каких-либо ожиданий, которые могли не оправдаться.
Так вот, исходя из этих входящих факторов, спектакль смотрелся с интересом и вызвал позитивный душевный отклик.

Вообще изначально интерес к данному спектаклю возник из-за того, что хотелось увидеть на сцене актрису Лилию Волкову, которая очень запомнилась мне по фильму Веры Глаголевой "Не чужие".
Надо сказать, что и ее роль в фильме, и роль в данном спектакле оказались очень созвучны друг-другу.

Вопреки описанию, приведённому на сайте театра, Фрекен Жюли не выглядела особой, ищущей любви. Скорее она предстала дамой, ищущей острых ощущений, какого-то разнообразия, эмоций. Может со скуки, а скорее всего, просто гормоны разыгралась. Бывает.
А Лилия Волкова произвела на меня очень приятное впечатление. Будет интересно увидеть её в других спектаклях. Мне кажется она относится к тому классу актрис, которые просто за счёт голоса и внешних данных могут легко сыграть женщину, сочетающую в себе и жёсткость, своего рода лидерскую харизму, и романтичность, ранимость. В этом смысле Лилия очень напомнила мне Елену Лядову.

А спектакль я бы охарактеризовать скорее как гимн жизненной практичности и мудрости простого народа (будь то шведы, датчане или русские), который со здоровым цинизмом воспринимает заскоки сильных мира сего, и продолжает жить. Такими я увидел в этом спектакле слуг Фрекен Жюли: Жана и Кристину.

В процессе написания отзыва меня посетила и мысль критического плана.
Для какого-нибудь молодого режиссёра этот спектакль можно было бы признать весьма удачным, а вот для художественного руководителя театра им. Моссовета спектакль продолжительностью 1 час 15 минут чистого времени, из которых минут 15, кухарка Кристина молча ходила за кулисы и обратно, а ещё минут пять меняли декорации между действиями. Нууу…, хотелось бы чего-то поувесистей что ли. Режиссуры какой-то.

Тем не менее, повторюсь, спектакль запомнился и понравился. Отзыв на спектакль я пишу с определённым воодушевлением, вызванным эмоциями от спектакля.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все