Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.4

Спектакль
Господин Пунтила и его слуга Матти

Постановка - Театр им. Маяковского
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
В центре истории — самодур Пунтила, богатый финский землевладелец. Он добр, приветлив и щедр — пока пьян. Но стоит ему протрезветь, как он тут же становится жестоким, эгоистичным и расчетливым. Что он за человек на самом деле? Анекдотичные ситуации становятся поводом поговорить не только о социальных противоречиях, но и о двойственной природе человека, особенно человека власти. Хорошая, плохая ли власть? Можно ли определить ее в таких категориях? Что значит быть хозяином положения и может ли во власти быть мера?
  • Господин Пунтила и его слуга Матти – афиша
  • Господин Пунтила и его слуга Матти – афиша
  • Господин Пунтила и его слуга Матти – афиша
Драматический
18+
Миндаугас Карбаускис
3 часа 20 минут

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Kkostikova Kostikova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 8
14 ноября 2012

Сплошное удовольствие. Три с половиной часа с перерывом на кофий (кофий – дрянь, в буфете душно, примите меры))) веселилась, как дитя, ржала в голос, кажется, изрядно напугала престарелых теток от культуры (тетки на диво - аццкие, замшелые, в бусах, сушки грызут, не фигура речи, реально сушки, вот передо мной одна такая красавица сидела, ко второму акту у нее сушки кончились, так она стала сухари грызть). Филиппов жжот, что твой Гоголь, Лобоцкий отличный, но самый красавец, конечно, Брехт.
- Дайте работникам задаток. Без задатка - это не контракт.
- Я не дам задатка. Я не допущу, чтобы ты из меня делал какого-то зверя. Я хочу сблизиться с моими людьми, рассказать, что я за человек. Что я за человек - вот в чем вопрос!
- Господин Пунтила, им это совсем не нужно знать, им контракты нужны.
- Матти, ты отпугиваешь от меня людей. Ты, как настоящий тиран,
заставляешь меня, чтобы я поступал против своей натуры. Но я тебе докажу,
что Пунтила совсем другой. Я не покупаю хладнокровно людей, я им даю
домашний очаг в "Пунтиле"! Сейчас я воображаю, как мы приедем домой. Всего милее "Пунтила" кажется мне вечером - эх, какие там березки... Мы должны выпить еще. Тут вам есть чего выпить, веселитесь вместе с Пунтилой, я на это смотрю с удовольствием и не считаю денег, когда сижу с хорошими людьми.
- Почему же вы тогда не подписываете с ними контракт?
- Зачем? Ведь мы уже знаем друг друга!
...Смотришь, и думаешь: оймамалелик, как на нашего гендиректора-то похож… Написано черт знает когда, а ничего не изменилось. За что и люблю олд скул.
И - почитала я зрительские рецензии, пресильно удивилась. И тебе спектакль тяжелый, и тебе сложный, и не комедия, и не народная, и сюжет не блещет, и маяковку загубят, изверги… Какой он сложный, какой тяжелый? Чего там в той маяковке губить, если почти вся публика – тетки с сухарями...
Я, собственно, к тому, что Карбаускис – большой молодец, и директора им Капков очень правильно сменил, считаю, может, не только аццкие тетки будут ходить, но и приличная публика)

7
0
7
Сергей Соколов
53 отзыва, 294 оценки, рейтинг 56
28 октября 2012

Спектакль понравился...Это близко в Театру Фоменки, да и к Табакерке то же. Главное - игра актеров, а также работа художника! Умная и интересная работа Карбаускиса. Однако это спектакль не для долбонутого зрителя Москвы, шуршащего конфетками (дамам за 70), ползающего глазами по мобильному, болтающего и ржущего невпопад. Не интересно жить - идите в другую сферу!

2
0
9
Сер Лим
15 отзывов, 61 оценка, рейтинг 21
28 октября 2012

Спектакль, конечно, тяжелый и сложный. Многие зрители не высидят. Но постановка хороша. Помимо общечеловеческих мотивов особено актуальны социально-политические. Игра Филиппова замечательная, остальные все-таки по остаточному принципу. Сцена оформлена отлично. Сюжет развивается очень ровно.

В целом, это конечно высокое нетривиальное искусство. Поизведение из ряда тех, которые не опускаются на уровень зрителя, а поднимают нас до своего. Не буду советовать людям, ищущих развлечений. Интересно будет поклонникам Карбаускиса или тонким театралам.

2
0
10
Светлана Малеева
187 отзывов, 252 оценки, рейтинг 41
5 декабря 2019

Злободневная комедия авторства Бертольда Брехта , про финскую глубинку - где нет кино и домино , но есть две другие известные забавы - водка и женитьба.
Господа тут воплощают известные пороки , будучи лишь в пьяном состоянии ласковыми и рубящими правду.
Слуги тут воплощённая библейская покорность - шофёр , горничная , доярка - с утра на ногах , верят лишь в свой труд и живут от зарплаты до зарплаты.
Несчастливы обе стороны и проблема остаётся и по сей день.

Господин Пунтила с пьяных глаз понимает , что дочку надо скинуть с собственных плеч на мужнины руки трудового человека , но будучи трезвым сводит её с дипломатом - мотом.
Все хотят иметь связи и быть влиятельными - в этой пьесе можно посмотреть на карикатурное показательное выступление "из грязи в князи".
Три часа спектакля пролетают на одном дыхании , как в хорошем кабачке за деревенскими сплетнями.
Нас разделяет не так уж много.=)

1
0
7
Эмилия Деменцова
135 отзывов, 191 оценка, рейтинг 206
21 ноября 2012
«Господин Пунтила и его слуга Матти»: до дна

Бертольт Брехт, так распорядилась история, бросил тень на свои произведения. Тень революционера и реформатора. Создатель эпического театра Брехт стал синонимом театра политического. «Добрый человек из Сезуана», Мамаша Кураж, Галилей, Мэкки-Нож – героев Брехта история выставила в одиночные пикеты. Не «за», всегда «против». Пьесы Брехта не сходят со сцены, но каждая постановка, по старой памяти, становится событием не только театральным, но общественно-политическим. Тронешь Брехта, и, как в том анекдоте, обязательно вляпаешься в политику. Так и случилось с новым спектаклем в театре им. Вл. Маяковского «Господин Пунтила и его слуга Матти» в постановке Миндаугаса Карбаускиса.

Выпуск спектакля сопровождал курьез, дескать, афиши с надписью «Пунтила», были запрещены для расклейки. Мол, магия букв фамилию финского скотовода превращает в фамилию российского президента. Т.е. «Путинковский переулок» переименовывать не берутся, и водка «Путинка» всегда в продаже, но «Пунтила» - это уже крамола. В департаменте культуры и в театре слухи, естественно, опровергли, но осадочек у некоторых остался. Да и интерес, само собой. Ведь все, что «околоноля», нулевого километра близ Кремля, независимо от политического кредо, вызывает неподдельный интерес публики.

Как всегда в последнее время стильные афиши театра им. Вл. Маяковского тоже натолкнулись на непонимание, вернее ошибочное понимание. Карикатурную физиономию, поделенную на сектора, как тушу на схеме в старом мясо-молочном отделе, отождествили с первым лицом. Как влюбленным везде чудится лик возлюбленных, так, вероятно, и страстно ненавидящим на каждом столбе мерещится ненавистный профиль. Прав был Резо Габриадзе, недавно посетивший с гастролями столицу, говоря о том, что любовь и ненависть так похожи, не отличить. Памятуя, что афиша принадлежит театру Маяковского, портрет к Маяковскому и отсылает, к знаменитому фото Александра Родченко. Галстучек, по крайне мере, тот же.

В зале красным-красно, а на сцене- белым-бело. Автор ее пространства Сергей Бархин поместил брехтовских персонажей внутрь множества белых порталов. Актеры как на эстраде, на которой нигде не скрыться, у всех на виду. Ничто от них не отвлекает. Разве что море стеклотары. Сцена отделена от публики бессчетными бутылками из-под водки. Если присмотреться, можно угадать и сорт, а заодно и место действия. Нет, не «Столичная», - «Finlandia». Бутылки пусты, стало быть, кем-то опустошены до спектакля. Кстати, театр в свое время просил зрителей приносить на служебный вход стеклотару, так что комедия народная в полном смысле.

Главный герой, хозяин имения Пунтила (Михаил Филиппов), современное воплощение двуликого Януса: будучи трезвым он мрачен и свиреп, а в подпитии – милейшей души человек, либерал и друг народа. Музыкальный мотив Пунтилы, когда он более походит на Пуншалу, – знаменитая чаплинская мелодия из фильма «Новые времена». Сама же канва сюжета напоминает другой фильм Чарли Чаплина «Огни большого города», где отношения богача и бродяги очень похожи на отношения Пунтилы и его шофера Матти (Анатолий Лобоцкий). Кстати, то как виртуозно орудует вилкой в начале спектакля Михаил Филиппов также отсылает к Чаплину. К знаменитой вилке, что установлена в швейцарском Веве в его память.

Пьяный в дым или в стельку трезвый – из миниатюр на вечную тему состоит спектакль. Могло бы выйти пошло и плоско, но Михаил Филиппов справляется с ролью филигранно. Переходы из крайности в крайность лишены карикатурности. Нет в нем резкости перевоплощения из Джекила в Хайда или фарсовости. В гротескной роли актером найдены полутона. Пунтила Филиппова предстает то свиноводом и редкостной скотиной в одном лице, то душевнейшим, обаятельнейшим собутыльником, то подлинным садистом. Сцена на бирже, когда Пунтила подыскивает работников, морочит головы трудягам, в конце концов не нанимая их, – выматывает душу. Вот Пунтиле вручают перо, ставят перед фактом, принуждая подписать контракт с работником, но у того внезапно начинает трястись рука. На всякий случай обе. Кажется, он и заикаться начнет как папаша Гранде. Тут-то и призадумаешься, что Пунтила Карбаускиса сложнее, чем плоский двуличный персонаж. Трезвый Пунтила помнит все проделки, совершенные пьяным Пунтилой. Мастерская игра актера, кажется, наследует персонажу, который будто издевается над окружающими.

Пьяный или трезвый Пунтила никогда ничего не делает себе в убыток. Вот и прогоняя «красного» Сурккалу, якобы по его воле, он вычитает из его выходного пособия десять марок, которые выдал ему ранее «спьяну». В сущности, Пунтиле выгодна репутация эпатажного алкоголика, он, когда нужно, отец родной своим крестьянам, а когда и, в кругу равных, - безжалостный надзиратель. Одинаково убедительный кнут и пряник. За бутылкой он и с судьей, и с адвокатом, и с пастором на короткой ноге. Под бутылочку и правду выскажет, зная, что без последствий, судье, что «руки умывает» (что-то отмывая попутно), пастору – что лжец, будущему зятю-дипломату – что ничтожество. Аффект на почве алкогольного опьянения – оправдание всем его поступкам и крепкая защита.

Хозяйские сапоги, подтяжки и майка, которую в народе называют «алкоголичкой», - таким предстает Пунтила навеселе. Он и веселит публику, умудряясь «принять» в самых разных ситуациях и положениях. Выпивают здесь на скатертях, на газетах, на ящиках и даже на «воздухе». Мужчины – белую, дамы – красную, ( в зале подсказывают - «клюковку»). За бутылочкой забывают о классах и сословиях, из горла пьют и барышня (Зоя Кайдановская) и горничная (прелестная работа Натальи Палагушкиной). Бутылки опрокидывают под аплодисменты публики. Спирт как суть юмора в спектакле режиссер решил развести, разбавить тем, что по поговорке «у трезвого на уме»…

Миндаугас Карбаускис поставил нетрадиционную для Брехта пьесу не по-брехтовски, без плакатов, песен, воззваний к залу. Плакат один впрочем есть, краткий, но содержательный: имя Пунтила на листе ватмана вписано в рамочку в виде контрацептива, так что сразу понятно, каков он в глазах народа. «We have no bananas», - говорит атташе в спектакле, так и у его режиссера не было воли на политический памфлет. «Bananas» на слэнге это «прибабах», идиотизм, маразм, так вот в спектакле действительно «no bananas» - нет в нем оголтелой политики, слепой злобы. «Господин Пунтила и его слуга Матти» - спектакль для зрителей, не для электората.

"Комсомольская правда" http://www.kp.ru/daily/25987/2919334/

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все