Юрий Александров создал спектакль-метафору, в котором смешал эпохи, акцентируя повторяемость истории. Он последовательно проводит параллели между Смутным временем и сегодняшней Россией, поднимает вечные проблемы одиночества во власти и непримиримого конфликта народа и власть имущих.
Не ждите увидеть в спектакле Александрова лубочную картинку из русской жизни XVI века, с процессиями красочно одетых бородатых бояр, обитателей монастырей в монашеских рясах и т.д. Как бы ни была одета пестрая толпа «электората», она по-прежнему бесправна и забита, подвержена низменным человеческим страстям. Многолюдные массовые сцены, столь важные в драматургии оперы, обретают особую динамику в условиях небольшого пространства камерного театра. В оперных героях явно узнаваемы стилизованные персонажи недавней нашей истории — Ростропович с виолончелью в образе Думного дьяка, Ельцин «под шафе» в образе Бориса Годунова. Самозванец – один из честолюбивых современных «выдвиженцев» перманентной политической борьбы.
Пронзительная метафора спектакля – тесный и грязный поезд российской истории, мчащийся «без руля и без ветрил» в никуда, в темноту. На одном из полустанков этой истории остается и Борис со своими детьми…