Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Калигула

Постановка - Театр на Юго-Западе
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
«Честь, достоинство, доброе имя, вековая мудрость — все отступает перед страхом. Страх — вот высокое чувство, без всяких примесей...» — Калигула упивается страхом подданных: спит с женами своих патрициев, истязает их детей... Ему лишь 29 лет, но он уже насквозь пропах убийством. Спектакль-погружение в анатомию тоталитаризма. Подобно Гамлету, он терзает себя вопросом: «Быть или не быть», но ему словно навязывают ответ — «не быть». Тогда он заигрывает уже не с жизнью, а со смертью. Смерть — последнее острое ощущение. Одиночество и бездушие человека — все это болезни нашего времени. А каково же лекарство? Может, стоит снова прийти в театр, чтобы найти ответ?
Драматический
18+
Валерий Белякович
3 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
21 августа 2009

Что мы знаем о Калигуле, то есть, что, в первую очередь, знают о нём пьесы не читавшие люди? В лучшем случае – то, что этот император-безумец утопил Рим в крови, а затем поджёг его и не то покончил с собой, не то был убит; но если не зная, то хотя бы догадываясь о гениальности французского философа, многие предположат, что этим однобоким образом тот не ограничится. Не ограничился и спектакль, ведь в главной роли – уже неоднократно мною отмеченный (и имеющий все шансы быть отмечаемым и впредь) Олег Леушин, актёр с хищной пластикой и брутальным голосом, могущим настраиваться на любые интонации. Здесь было где разгуляться его неистощимому таланту: вся сцена принадлежит ему, остальные, кажется иногда, нужны не более чем в качестве партнёров по диалогам, ну и чтобы ещё выгоднее и ярче выделяться на их фоне. Его Калигула – одновременно и изощрённый садист, маньяк-убийца, и романтик-идеалист, стремящийся к невозможному; он жесток и искренен, циничен и способен любить, артистичен и эгоистичен, но главное во всей этой неоднозначности и многогранности, которой позавидовали бы доктор Джекил и мистер Хайд, одно: он не просто порочно-демонически привлекателен, он как личность вызывает симпатию и сопереживание. Он принял условия игры и, как блестящий игрок, сумел воспользоваться ими как никто другой («У нас и прежде была неограниченная власть, но ещё никто не пользовался ей неограниченно», - говорят о нём), и при этом он как никто другой страдает, разыгрывая свою партию, всё больше осознавая, что игра затянула его, что больше нет выбора, что путь к абсолютным свободе и могуществу заканчивается тупиком, не приносящим счастья. Он – символ чувственного, эмоционального, творческого мировосприятия, и поэтому представители разума ненавидят его – «за то, что он заставляет думать», потому, что «избыток души называется душевной болезнью»; а он ненавидит разум за его порождение – логику, которой можно неопровержимо оправдать даже самые чудовищные преступления. Также и сама пьеса – отнюдь не политическая сатира, не поучительная басня, а высший протест экзистенциализма и гуманизма против ницшеанских юберменшей, для которых Бог не указ, против рациональности и культа интеллекта; протест, напоминающий о равенстве акта разрушения и акта творения, тождественному равенствам тьмы и света, добра и зла. Эта пьеса – не о Древнем Риме, она – история болезни современного общества, породившего тоталитарную демократию, и потому в спектакле звучит энергичная современная музыка, и костюмы в нём – современные. И у большинства актёров костюмы серые: ведь они и играют серость, ничтожных и жалких сенаторов, которыми не движет ничего, кроме страха, потому и убивают они всей сворой, в темноте, из-за угла, наносят подлые удары в спину. Неординарный император мешает им жить, а значит, их имена напишут на обломках самовластья – но вот первый парадокс: зритель понимает, что предатель и трус остаётся предателем и трусом, даже если делает объективно благое дело, де-факто спасает вместе с собственной шкурой целое государство с целым народом в придачу. Поначалу Калигуле словно холодно среди них, но потом он начинает презирать их, не в силах найти среди них настоящего бунтаря, то есть – настоящего мужчину, который был бы способен на протест, а не на выжидательную униженную покорность; проблеск мужества он видит лишь в предводителе заговорщиков, Керее (воплощённом Бакаловым, чьё мастерство в этом спектакле можно поставить на вторую ступень после Леушина), но и тот оказывается неспособным перестать бояться, понять, полюбить. Итог этой истории – второй парадокс: хоть Калигула-Леушин в финале произносит угрожающее предостережение от Камю: «Я ещё жив!», хочется озвучить реплику императора, приписываемую ему легендами: «Какой великий художник погибает!» - и озвучить искренне, без малейшей доли иронии. Невозможно переоценить заслугу актёра в таком мощном эффекте спектакля, но нельзя и обойти вниманием неизменно удачные у Юго-запада световые эффекты: сегодня сцена то и дело погружалась в выразительный контраст красного света и чёрных теней; плюс нашлось место и для разрядившего обстановку юмора. В общем и целом получился один из самых нервонатягивающих спектаклей во всём моём театральном опыте, за что получает шесть баллов из пяти и рекомендацию: смотреть всем, смотреть обязательно, безотлагательно, внимательно, смотреть и делать выводы для себя. А закончить хочу вольным пересказом самого известного кусочка пьесы:

Все виновные подлежат смерти.
Все являющиеся подданными Калигулы виновны.
А поскольку все являются подданными Калигулы,
То значит, что все виновны,
А следовательно, все умрут.

Не будьте подданными, господа!)

27.05.2009
Комментировать рецензию

1
0
10
Светлана Килина
63 отзыва, 63 оценки, рейтинг 10
30 июня 2018

Сколько раз актеры этого театра заставляли меня до слез смеяться, а сегодня -до слез задуматься .

Спектакль Калигула .
Так далеко во времени , да и по системе власти от нас .Все действие происходит при дворе цезаря , ни одного временного анахронизма, кроме, может быть , серых костюмов сенаторов . Так откуда же берётся такое острое чувство злободневной сиюминутномти происходящего ? Или же природа власти и поиск границ вседозволенности - вопросы, неподвластные времени ?

Почему так много думается об этом спектакле потом ? Спектакль остаётся в душе Горьким послевкусием понимания , что мир не изменился .

По прежнему современны вопросы границ власти и вседозволенности , и в наши дни есть те, кто кричит : " я готов жизнь отдать за императора ",- но при этом надеются , что это лишь зачтется им , а слова останутся пустым звуком , вовсе не нуждающемся в исполнении .

Вечный вопрос : Что движет человеком ? Любовь? Страх? Добродетель?
В мире Калигулы - ответ СТРАХ . "Честь , достоинство , многовековая мудрость - все отступает, когда приходит страх "
Поэтому и служат ненавистному тирану , хоть он и убивает их сыновей , насилует жён , отбирает имущество ....
Но есть и другой вариант ответа - он не звучит прямо , но Сципион , ищет его ,- он хочет понять природу и мотивы происходящих событий .

Вторая же сторона - сам Калигула ,и вопрос его образа в этом спектакле - чем мы платим за это ложное всемогущество ?
Кто больше жертва - свора ли безликих царедворцев- сенаторов , которую легко можно узнать в любом времени и при любой системе власти , или же Калигула , бросивший вызов людям, морали, законам , богам в тщетной попытке выйти за пределы человеческого существования .

Я люблю этот театр и знаю его актеров , но то, как играет Калигулу Олег Леушин в этом спектакле - потрясает . Глубина , боль, многоплановость и многомерность . Ему удалось передать это подсознательное стремление Калигулы дойти до края терпения людей , наконец встретить какую- то незыблемую основу внутри них и быть остановленным . Сколько в игре Леушина боли , провокации, надменности , ожидания и безразличия. На сегодня - это моя любимая роль в его исполнении .

Я не буду пересказывать вам сюжет . Историю юного 29-летнего тирана знают все . Да и спектакль не только и не столько о нем ....

Вопрос насущный во все времена : докуда может дойти произвол безграничной власти с одной стороны и подчинение до полного саморазрушениям и принесения в жертву всех привязанностей и идеалов - с другой . Взаимная поддержка и борьба , танец , где партнеры жизненно необходимы друг другу и питаются жизненными соками друга- противника . Кто быстрее достигнет предела и какова его глубина . И есть ли этот предел вообще .
Не безоговорочное осуждение тирана , а Совсем иная сторона , и другая постановка вопроса .
Здесь во многом Свита играет короля.
Многие обладали безграничной властью, но лишь единицы решались пользоваться ею безгранично .
Если любите спектакли , заставляющие думать , искать, находить , и вспоминать их раз за разом ,- то это для вас .

Хочу ещё сказать несколько слов об актерском составе .
Театр на Юго-Западе - в моем восприятии это, все- таки, мужской театр ., с потрясающе сильным мужским составом , в котором каждый самобытен и творчески индивидуален в подаче материала , где каждому под силу воплощение режиссерского замысла , где каждый интересен как личность и узнаваемо- неузнаваем в ролях . Тем сложнее , в лучах этого актерского созвездия , сыграть женскую роль .

Особенно , если на сцене она всего одна . Тем больше мое восхищение и благодарность Любови Воропаевой, воплотившей в спектакле образ Цезонии. Ее сильная актерская игра , богатство эмоциональных и психологических нюансов , убежденность и полная отдача в каждом слове и жесте и , одновременно , потрясающая по красоте и выразительности пластика рук и точность поз.... ещё раз благодарность и аплодисменты ......

Как всегда великолепен свет - холодный, беспощадный и безжалостный , высвечивающий всю боль и одиночество происходящего . Прекрасны костюмы - помогающие создать вневременные образы , и восхитительна сценическая пластика .
Как всегда минималистические декорации , в этот раз идеально подчеркивают необжитой холодностью и пустотой дворца пустоту и одиночество в душе Калигулы .

Спектакль для тех , кто не побоится взглянуть в глубь своей души и встретить там частичку и сенаторов и Калигулы и Цезонии . . .

0
0
9
Татьяна
214 отзыва, 215 оценок, рейтинг 23
8 апреля 2018

...я смотрел в эти лица и не мог им простить
того, что у них нет тебя и они могут жить...

Я под сильным впечатлением. Калигула в исполнении Олега Леушина многогранен, неоднозначен, азартен и загадочен. Весь спектакль думаешь, что движит им? Как сочетается ранимость и жестокость? Отказ от участия его страны в войнах, но тут же закрытие житниц и обрекание на голод их же. А всё логика!
Он потерял любимую женщину. Ту, к которй он был привязан и осознал, насколько тяжки эти узы. Вывод - надо не иметь тех, от кого ты эмоционально зависишь. Любимую у него отняли боги. Вот так взяли и совершенно безнаказанно отняли. Вывод - надо быть таким же жестоким как и боги. Тем более безнаказанность у него есть. Самое желанное для него - вернуть её. Но это невозможно. А невозможное манит... Ну, хотя бы луну с неба? И безнаказанность. Эскперимент, что надо совершить, чтобы всё-таки получить наказание. Как же он азартно нарывается на заговор против себя же! С какой выдумкой и настойчивостью тянет льва за.. хм... допустим, хвост! Ведь логично, что окружающие его вельможи - умные, благородные, смелые - должны же свершить это наказание. Но этот лев всё терпит!!! Страх, оказывается, сильнее!!
Очень интересно наблюдать и разгадывать поведение Калигулы. Вот даже и сюжет-то знааешь, и знаешь, что не выплывет, а всё равно ловишь каждый нюанс. Вот почему? Наверное, это теперь моя любимая роль Олега Леушина...
Поразила и Любовь Ярлыкова. Всё же в трагичных ролях мне она больше нравится. Какая-то хрустальность в ней есть. Трагизм. И здесь, именно она понимает лучше всех его метания. Да, свою женскую шикарность и превосходство приближенной к Гаю она несёт более чем достойно. Смотреть, не морщась, на его жестокости. И по-королевски держать боль в себе. Глубоко там. И возможно, именно это и таки привязывает его к ней. Развязка предсказуема...
Мил Геликон - Денис Шалаев. Преданный, помнящий добро.
Очень понравился Сципион Дениса Нагретдинова. Обычно его вижу в довольно комедийных ролях. Но его Поэт такой настоящий, безыскусный. Понимаешь, почему именно его Гай выделяет.
Остальные актёры тоже прекрасно вели спектакль. Евгений Бакалов, Сергей Бородинов, Фарид Тагиев, Андрей Санников, Олег Анищенко, Алексей Матошин, Дункан Маклауд Михаил Белякович. Даже во вроде как смешных моментах смеяться как-то не хотелось...
Страшная история всё-таки..

0
0
9
Анна Столярова
148 отзывов, 161 оценка, рейтинг 20
7 апреля 2018

Горе может спровоцировать "отход" в разных направлениях.Можно смириться, можно забыть, можно даже роптать на судьбу Бога (богов), а можно, не справившись со своей болью, попытаться стать выше богов, стать вершителем судеб. Это такой способ выйти из ситуации, побороть себя весь мир. Сделать невозможное-побороть Невозможное, "получить Луну". Такова трагедия Калигулы в пьесе Камю.
Олег Леушин создал филигранный рисунок роли. Вначале мы видим Калгулу потерянного, романтика, оставшегося с разбитым сердцем,с невозможностью сохранить то, что было-Любовь, привычный Мир, положение вещей. Чувствуешь кожей его страдание, его боль. Своей пластикой, голосом Леушин проникает в самое нутро и бередит, сидящее в каждом человеке воспоминание о былом и потрянном. Со мной именно так и было. Мне было безумно его жаль, но как помочь? утешить? Геликон, мудрый раб, и Сципион, друг-единомышленник пытались. Но тут вступила в "игру" безумная душа императора. Непокориться, стать выше, победить порядок мира, диктоввать свои правила игры! Только так.Невозможное будет возможным.
И перед нами предстает совсем другой человек- собранный, деловой, жестокий."Не хотите по-хорошему, будет по-плохому! не вышло, как я хотел, значит будет, как я пожелаю!" Переверну мир, приду к своей мечте через свои правила, через смерти и боль, сквозь абсурд и веселье. И это будет МОИМ миром, раз нельзя было по-другому!"
Этот спектакль огромная трагедия человека, который спорит с судьбой, который безумен, который хочет прийти к миру любви и гармонии через кровь и страдания.
Спектакль тяжелый в плане того, что помимо эстетического удовольствия и наслаждения игрой, сценографией, светом и музыкой, ты постоянно в себе, ты анализируешь не только действия героев, но и примеряешь их на себя. Причем это касается не только судьбы Калигулы, но и всех героев..
И Октавия, чьего сына умертвил император. И Муция, отдающего свою жену ему на утеху.. И предателя Сенекта..И прекрасной Цезонии, жертвующей своей любовью, видя безумие возлюбленного.
Спектакль анонсировался в числе прочего как исследование корней толитаризма и тиранизма. И это есть. Окружение Калигулы (вернее актеры, играющие мужей Сената) дотошно и в тоже время искромётно показало, как просто взрастить мостра, терзающего народ и их самих. Мерзкие и слабые душонки, недаром одеты в серый безликие костюмы.
Только Сципион и Керея,Геликон и Цезония одеты в черные одежды, что отличает их от серой массы дрожащих подхалимов. У каждого своя роль в судьбе императора, в отличие от трусливых сенаторов.И это тоже подчеркивается костюмами.
Прекрасны все актеры, но кроме Олега Леушина меня в очередной раз поразил Денис Нагретдинов. Его Сципион воплощение идеала, гордого и смиренного, доброго и твердого в своих намерениях. Спор Калигулы и Сципиона в конце первого действия это спор между здравомыслием и безумием. И бессилие Сципиона перед убойной логикой Калигулы.
еушинский Калигула несмотря на свой демонизм и безумие всего лишь человек, несчастный человек.Его жалеешь, но и восхищаешься его пусть и нездоровой логикой, его превосходством над дрожащими патрициями, его артистизмом, его стремлением к своей мечте, к своей Луне..
Шикарный Калигула, безумный Калигула.Браво! Но кричать и дарить рукоплескания было очень трудно в конце спектакля, так как в глазах была боль,а в голове последние слова "Я жив!",слова человека, понимающего, что проиграл, но несдающегося.
И все-таки были и крики Браво, и цветы, и радость нового открытия в любимом Театре.

Спасибо всем актерам, благодарность Валерию Романовичу Беляковичу за очередной катарсис.

0
0
9
Лана Комарова
41 отзыв, 41 оценка, рейтинг 9
18 февраля 2018

12 февраля.
КАЛИГУЛА в Театре на Юго-Западе
Театр на Юго-Западе — театр мыслящих людей, тонко чувствующих.
Сама энергетика актёров и спектаклей такова, что с первых же минут отрекаешься от мирской суеты и присутствуешь здесь и сейчас: твой взгляд внимательно изучает сцену, музыка с первых же аккордов захватывает тебя. Ловишь каждое слово...
Постановку эту посмотрела дважды.
Несмотря на один и тот же текст спектакли были разными.
Я долго не писала о художественном руководителе театра, игру которого видела, и не раз. Избегала писать, дабы не сочли за подхалимаж😊 Проще всего нахваливать Главного режиссёра Театра, в который ты ходишь как зритель (блогер) постоянно.
Но, видимо, настала пора сказать. Леушин — выдающийся актёр, гениальный!!! Именно ему поручил роль Калигулы Мастер, именно Олег Николаевич играет так, что твою душу выворачивает наизнанку. Белое становится чёрным и наоборот.
Казалось бы: тиран, психопат, насильник и убийца женщин, детей и стариков... Ан нет. Актёр (и режиссёр, и пьеса) находят всем его поступкам и поведению оправдание. (Один я свободен! Я покажу вам, что значит настоящая свобода!!!)
Держит в постоянном страхе подданных якобы для того, чтоб показать людям, какие они подлые трусы и свиньи.
И ведь действительно так и происходит, как хочет император: из чувства страха они предают любимых, ради красного словца не жалеют никого и ничего, и слова Муция (С.Бородинов, честь ему и хвала, сыграл блестяще настоящую тварь, предателя) «Я люблю тебя, Гай» оказываются пустыми и лживыми... Не все герои там, конечно, таковы.
Но вот любящую его до самоотречения Цезонию (Любовь Ярлыкова) Гай где-то презирает, к примеру. И зачем убивает: чтоб не сделали с ней это другие, что ль, в более жестокой и извращённой форме?
Или Денис Нагретдинов и Денис Шалаев. Первый альтер-эго Гая, Сципион, второй — верный защитник Гелеон. Они не изменились со времени моего первого просмотра. Изменился сам Гай. Леушин никогда не играет одинаково. Если в первом спектакле это был философ-художник-поэт с некоторым помутнением рассудка, то во втором просмотре — полный психопат и придурок.

Смотришь не отрываясь на перемещения актёра, пластику и лицо (оно просто пластилиновое, эмоции одна за другой сменяются каждую минуту!!!). Зал этот артист держит в постоянном напряжении: думаешь, что он ещё такое отчебучит, этот Гай, и поскорее, что ль, тебя не стало, эти зверства и издевательства над людьми, да с таким наслаждением производящиеся, уже невыносимы... ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! Это несправедливо!
Короче, цель и задача артиста достигнута полностью!!!!!
Помогают, конечно, восприятию и костюмы, которые придумала Ирина Бочоришвили.
Серенько-блестящие у чиновников, чёрные у Керея плюс розовые очки (Бакалов Е.), Сципиона и Гелеона, золотое платье Цезонии, костюм богини — вообще отпад.
Зал ахнул, когда начался второй акт: Гаю вздумалось выйти к нам (а обращения в зал у героя постоянны: Я удивляюсь вашему терпению; Ходите в театр; Они боятся) в одеяниях Венеры.
Да. Гай, по-моему, дважды нам сообщил, что он Бог. Постоянно твердит на полном серьёзе, что вот бы Луну с неба достать, и заявляет, что однажды почти достал её.
Текст пьесы необыкновенен.
Хотя саму драму Альбера Камю я не читала, но, спасибо создателям спектакля, хотя б прикоснулась к ней. И обязательно прочту..
Вот цитаты. В редакции Беляковича ли они, пока ещё не знаю.
«Выжидание самая разумная политика нашего времени. (Согласитесь, ведь актуально и сегодня?)
«Все люди смертны, и потому несчастны».
«Свобода — это испытание!»
«Люди плачут от того, что всё идёт не так, как им хочется».
«Ум, совесть — всё отступает перед страхом».

И это всё изречения Калигулы в основном.

Благодарю Театр и ЖЖ-сообщество МосКультУРА
за доставленное удовольствие!!! Это был блогерский поход.
Браво, артисты!!!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все