Мюзикл |
16+ |
Сэмюэль Тетро |
6 июня 2019 |
1 час 30 минут, без антракта |
Главное об этом спектакле: он совершенно не похож на то, что ты ожидаешь увидеть.
Мы привыкли, что Босх - это тяжело, даже страшно. К Босху надо относиться серьезно: как же, классик, да еще такой древний.
Спектакль рвет шаблоны, оставляя пожалуй единственный: Босх это непонятно. Но... может быть не стоит мучиться над попытками понимания, достаточно просто погрузиться в его миры?
Стоит ли смотреть?
Думаю, это зависит от вашего чувства юмора и готовности к встрече с нестандартным.
Нам с мужем понравилось очень, но, мне кажется, результат просмотра непредсказуем.
Дальше я все-таки постараюсь более внятно рассказать о спектакле и не очень сильно спойлерить.
Чтобы объяснить, что такое "Сны Босха", придется вычленять отдельные элементы.
Прежде всего, есть сюжет про незадачливого профессора, который всю жизнь занимается Босхом, но так и не может объяснить себе и своим слушателям, как же его надо понимать. И на вопрос, "Что хотел сказать нам Босх", честно отвечает: "Я хотел найти ответ, но у меня так заболела голова...". В речах профессора немало намеков, которые могут шокировать, к примеру, отсылки на то, что при создании картин Босх использовал наркотики, ибо в здравом уме такое не придумаешь. Эта линия приятна своей легкостью и мыслью о том, что не всегда серьезность в подходе к искусству - это благо.
Главный и самый лучший элемент - анимация, и тут объяснить ничего не возможно, кроме того, что это потрясающе, очень точно, очень красиво, и "по-Босховски". Единственное, что стоит упомянуть, что анимационный Босх - светлый, радостный и совсем нестрашный.
Цирковые номера для меня оказались наименее интересной частью. Сами по себе они безусловно хороши и красивы, но в общем контексте действа иногда кажутся выпадающими из него и затянутыми.
Музыка подобрана отлично, а местами становится почти "действующим лицом", например, когда мрачные Босховские персонажи танцуют под смутно знакомую современную мелодию. Смешно и совсем нестрашно.
Если попытаться подвести итог, то получится, что театр-цирк "Семь пальцев" дает нам возможность расширить наше понимание Босха (и не только его), делают это легко, нестандартно, в соответствии с духом оригинала и на языке 21 века.
А можно еще короче: Улыбайтесь, господа! Даже глядя на полотна Босха.
Очень интересное путешествие в фантастический мир Босха вместе с акробатами канадского театра-цирка «7 пальцев», ставшими одновременно и проводниками и персонажами картин. Невероятное воображении художника позволило превратить созданные им пять веков назад миры в современный спектакль, дополнив их видео-артом, цирковыми трюками и новыми персонажами, среди которых Сальвадор Дали и Джим Моррисон. Получилось очень зрелищно, органично, увлекательно и познавательно. Вместе с канадскими артистами нестрашно оказаться даже в ужасных снах и фантазиях Босха. Акробатическая техника, невероятная гибкость тел, мультимедийные новшества выше всяких похвал!
В 2016 году мир отмечал 500-летие со дня смерти великого живописца эпохи Возрождения Иеронима Босха (точная дата его рождения неизвестна, предположительно, около 1450 года). Помню, у нас к круглой дате была приурочена выставка «Босх. Ожившие видения» — не живые картины, но мультимедийные проекции в музыкальном оформлении. А в Канаде театр-цирк «7 пальцев» тогда представил полуторачасовую постановку «Сны Босха» (Bosch Dreams), которая доехала до России теперь. На одном из показов в театре Мюзикла (Москва) удалось побывать и мне.
Что интересно, спустя 5 веков после смерти Босха интерес к его творчеству, похоже, только набирает обороты, о чем красноречиво свидетельствовало отсутствие свободных мест на московских показах.
Жанр «Снов Босха», пожалуй, можно определить как современное цирковое представление, которое помимо привычных цирковых номеров (хореография, акробатика) любит и использует сюжет, анимацию и графику.
В центре всего действа находится одна из самых известных картин мастера — триптих «Сад земных наслаждений». На то, чтобы рассмотреть его хорошенько, может уйти не один час, а то и день. Совы, существа с мордами рыб, крыс, голые люди в самых немыслимых позах. «Вселенная» Босха будет покруче Вселенной Марвел)
Но нам — зрителям шоу — не нужно быть искусствоведами. Нашим проводником по наследию Босха выступает Профессор, посвятивший себя изучению жизни и произведений великого мастера. Вместе с нами — аудиторией его лекции — он пытается проникнуть в саму суть его загадочных и завораживающих творений.
Обращаясь к левой створке (Раю) «Сада земных наслаждений», он предлагает нам посмотреть на странный лик с голубым глазом у озера и потом на одну из картин Сальвадора Дали.
Согласитесь, можно заметить, что испанский художник-сюрреалист вдохновлялся Босхом, да что там, — не стеснялся прямых цитат.
Неисчерпаемым источником вдохновения Босх стал и для массовой культуры. Так, песня «Корабль дураков» (Ship of Fools) вокалиста группы The Door Джима Моррисона есть прямая отсылка к одноименной картине Босха. А всё потому что юный Джим в свое время изучал его творчество в университете.
На сцене тут же перед нами на большом ключе спускается акробат, как две капли воды похожий на Моррисона, и под музыку The Doors начинает исполнять трюки.
Еще одним действующим лицом спектакля становится девочка — дочь Профессора. Пока ее отец пропадает в командировках, она, кажется, тоже нащупала связь с персонажами Босха.
Раскрывать всех подробностей не буду, особо отмечу два номера, которые, как мне показалось, вызвали у зала живую эмоцию.
Первый мы увидели почти в начале шоу. Девушка в телесном трико и с обнаженным верхом демонстрирует чудеса пластики и владения своим телом, даже скажу больше, ногами наравне с руками. Гипнотизирующее и очень нежное зрелище получилось, завершившееся небольшим спецэффектом.
И второй номер шел под конец уже. В нем мы сталкиваемся с Адом Босха (правая створка «Сада») — люди пытаются спастись в полыхающем от пожара городе, который рушится прямо на наших глазах. Хаос, безумие и страх охватывают всё вокруг. Сцена динамична, наполнена драматизмом и аллюзиями на несовершенство современного мира, где войны и жестокость никуда не исчезли.
Конечно, в цирковом представлении сложно показать всю сложность и многогранность Босха как художника, да такой задачи и не стоит. Через красивый визуальный ряд, через музыку, через игру воображения «Сны Босха» ненадолго (на 1,5 часа) протягивают руку своего зрителя к большой истории человеческого самовыражения. А исследовать ли ее дальше вглубь — это уже личное дело каждого.
В Театре мюзикла на Пушкинской прошли с полным аншлагом "Сны Босха".
Это современное шоу с элементами цирка создано в память о 500-летии со дня смерти живописца Иеронима Босха .
Подарили его московской публике - компания театр- цирк "7 пальцев", совместно с «Republique», Фондом Иеронима Босха и фестивалем «Circolo». Зрителям эти артисты знакомы артисты по постановкам " Реверс" и "Пассажиры".
«Сны Босха» - полотна с 500-летней историей, ожившие на сцене с помощью актёров и мультимедийных проекций .
Это одновременно и лекция, и ожившие полотна, и музыкальный перформанс, и цирк, и театр, и художественный жест.
Формат шоу - достаточно непривычен .
Почти все декорации- это анимация , демонстрирующаяся на больших экранах . И в этом удивительном мире , наполненном невиданными цветами и странными сюрреалистическими существами разворачиваются события , где герои - персонажи картин Босха .
Мультимедийные проекции заслуживают самых горячих похвал .
Во- первых, демонстрируются они на нескольких прозрачных экранах , один из которых находится на краю сцены, а второй- в глубине .
Это создаёт эффект глубины пространства и его , пусть и неземной, но реалистичности .
Очень много великолепных идей с использованием мультимедиапроекций. Мне понравились такие находки как пожар . Языки анимированного пламени вспыхивают яркими вспышками, когда в них падают живые актёры . Выглядит эффектно и реалистично .
Интересное решение смены мизансцен повествования- вращается колесо , потом замирает , в нем открывается один сегмент и там разворачивается действие из оживших персонажей картин .
Сам сюжет построен вокруг лекции Профессора , увлечённого поклонника творчества Босха . И - это единственный звучащий со сцены текст ( при этом нужно читать синхронный перевод на экранах по бокам сцены )
Второй сюжетный пласт - грезы умирающего художника , у смертного одра которого собираются его герои .
И ещё один слой - рассказ о тех, на чьё творчество оказали влияние таинственные миры великого живописца ,- это и Сальвадор Дали , и солист группы The Doors Джим Морриссон, который путешествует по картинам Босха .
Понравилось , что во время "минилекции " демонстрируется картина " Сад земных наслаждений ",- мы рассматриваем детали , погружаемся все глубже и глубже в произведение ....
И вот, граница между реальным зрителем и фантасмагорическим миром фантазий Босха размывается, и вместе с дочкой профессора отправляемся в прогулку по странным , прекрасным и опасным дорогам Сада земных наслаждений.
Мне кажется, на сцене никакой другой жанр не мог более соответствовать впечатлению от необычного творчества Босха .
По сути - представление- это цирковые номера , вживлённые в ткань сюрреалистического анимированного мира и небольшие театрализованные зарисовки на тему оживших полотен .
Самый эффектный номер - гимнастка . Она появляется на сцене в сказочном саду , и приковывает внимание зрителя своим виртуозным исполнением .
Актриса выступает топлесс, и это красивое тело циркового артиста - все в движении и напряжении мышц. Номер - сказочный . Девушка стоит на руках, принимая совершенно немыслимые сложнейшие позы , завораживающие движения ног , и все это гармонично вписано в общий план сцены . Невиданные фантастические Цветы и такой же фантастический номер . Браво !
Очень красивая находка - номер с ванной ( не зря же он вынесен на афишу) .
Среди проекций появляется ванна , с лежащей в ней девушкой , а над ней - акробат эквилибрист в обруче .
В этом номере очень интересная отсылка к картине Босха . Обруч, в котором выступают актёры - это ключ Святого Петра с полотна живописца .
Движущиеся Мультимедийные декорации создают иллюзию , что актёры перемещаются в бесконечном пространстве среди райских растений Сада земных наслаждений.
Великолепная Сцена пожара , соединившая в себе выступление акробатов на шестах и очень живую и достоверную проекцию горящего города ; прекрасная сценка " Извлечение камня глупости " ...
Много сценических , и полтора часа пролетают совершенно незаметно .
Шоу непривычное , яркое, зрелищное , очень эффектное. Возможно , это неожиданный для нас формат , но ведь и картины Босха и столетия назад и сегодня по- прежнему удивляют .