«Повести Белкина» — сборник остросюжетных, коротких историй, разнообразных по жанрам и эмоциональной окраске — первое завершенное прозаическое произведение Пушкина. Повести написаны в 1830-м году в период «Болдинской осени» (к слову, каждая из них была создана буквально за один-два дня). Как уведомлял сам Пушкин, пять историй, собранных под общим названием «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка») были записаны неким Иваном Петровичем Белкиным со слов разных особ. «„Повести Белкина“ являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов... Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые — эти герои живут в своем мире, но они прочно вошли в нашу жизнь...», — в таком ключе обычно пишутся школьные сочинения «на заданную тему», полные клише и патетики. Между тем, «Повести Белкина» — самая настоящая мистификация, создавая которую гений Пушкина оттачивал свое мастерство. И забавлялся, виртуозно «играя» с языком изложения и с разными стилями. Не случайно Баратынский «ржет и бьется», ознакомившись с этим произведением, найдя в нем и иронию, и пародию, и откровенный анекдот. В «Метели» — пародию на дамский, слезливый, сентиментальный роман (ведь дамы любят все таинственное, местами лишенное логики, но зато со счастливым финалом). В «Выстреле» — иронию по поводу романтических литературных штампов того времени. В «Барышне-крестьянке» явственные параллели с классическим водевилем. В «Гробовщике» — идеально рассказанный анекдот. Единственная повесть, стоящая особняком в этом сборнике — «Станционный смотритель» (предвестник чеховского образа «маленького человека»). «Возвращение блудного сына — наоборот», — так «Станционного смотрителя» характеризует режиссер спектакля Тимур Насиров.