Студенты гитисовского курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, где параллельно учатся режиссеры и художники, сочинили свою версию шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Крымов помог им укомплектовать идеи в один спектакль, а театр «Школа драматического искусства» включил получившееся зрелище в репертуар. Аналогичная процедура, только с Островским вместо Шекспира («О-й. Поздняя любовь»), принесла команде аж две «Золотые маски».
Драматический, Классическая драма |
16+ |
Дмитрий Крымов |
27 декабря 2017 |
Вместо занавеса во всё зеркало сцены – картинка с конфетной коробки более всего известная под названием «Три медведя». Как только зрители расселись и выключили мобильные телефоны, из коридора в зал входит девочка, в руках у неё ШДИишный венский стул, оглядывается, ищет, где бы присесть, неуверенно двигается к медвед-занавесу, её тень движется по картине-лесу к крайнему медвежонку – «Машенька-Джульетта и медведи». Театр начинается!
Девочка усаживается на свой стул перед конфетным занавесом, надевает карнавальную маску Лягушки и … из-за занавеса появляется Зайка, мальчик в маске зайчика. Тут всё и начинается. Знакомятся, сначала он снимает маску, потом она, и это – символический жест, затем они неизбежно влюбляются, сначала он, потом она. А потом они уже и не могут оторваться друг от друга. Любовь – ими она владеет безмерно. Очарование этих влюблённых и их любви в том, что они совсем юные, и они строят свои отношения и свою историю поверх шекспировского текста, своими словами, как подсказывает их чувство и интуиция. В каких-то сценах они вместо своих слов обращаются к тексту пьесы, это добавляет эпический объём к пронзительной искренности выстроенной своими словами.
Трагизм этой юной пары влюблённых – в их одиночестве и в фатальной предопределённости их истории. Их окружение, мамы и папы, няньки-кормилицы, родственники и друзья погружены в своё, и требуют и грузят их своим, не понимая, что с ними происходит. Фундаментальная фронтальная мизансцена перед занавесом это и демонстрирует: каждый о своём и за себя, а они вдвоём против всех.
Первая трагическая нотка войдёт в спектакль, когда технический персонал театра доставит на сцену гробницу Джульетты – экспонат-достопримечательность туристического мира, а она подойдёт и заглянет внутрь этого ящика. А потом рухнет занавес, за ним откроется руинированное палаццо в перманентном ремонте, тоже – достопримечательность трагедии, с пола под потолок взлетят несколько голубей, кажется те самые живые трагические символы из «Плача Иеремии», и история покатится к своему мрачному киндерфиналу. Игровая стихия заключительной части усиливается, но масштаб трагедии она не уменьшает, она переводит его в другой регистр, киндеригровой. Дуэль Меркуцио и Тибальда – это кровавая игра, где и погибают, и побеждают, и проигрывают, и выживают оба противника одновременно. Родственники прибывают на свадьбу Ромео и Джульетты в траурных одеждах, как на телеигру-шоу в их похороны. А чёрный полиэтиленовый мешок-саркофаг с переплетёнными в объятиях мёртвыми телами влюблённых подростков становится визуальным символом-мемом случившейся киндертрагедии.
Ругает кое-кто этот спектакль, а меня он тронул, и пятёрка заслуженная, а не по карточке лояльности. Конечно, снова прикалывает и, как повадились теперь говорит, вставляет антитеатральная рассадка-"партсобрание" персонажей, включая не пикнувшего до занавеса мужа с косточками-рогами. Вызывают желание хохотать даже по памяти фирменные выходки с воротником будто только с фрески, разваливающимися на авансцене муляжами веронских достопримечательностей, в которых визитёра нет-нет да потрясёт прецедент вроде бы заведомо самобытного ласточкиными хвостами кремля. А как хороши стульчики и их тени, рука в руке (ну, лапе, окей) медвежонка! Как такой спектакль можно сразу же не полюбить! Но не только. Нейдёт из головы Джульетта, доведённая до подростка-дурочки в каждом своём проявлении, прокручиваю, как она будет напевать "ни в одном глазу", выпив снадобье, волноваться о грибках залезаючи в пакет для мусора, устраивать идиотские допросы, сцены да капризы, чем, разумеется, исчерпает всё волшебство. Думаю о том, как это было, что значило. А значит - спектакль взял планку. Пусть даже хипхоп для подчинённых, ну цитата же из цитаты, скучноват, заимствования в образе ждуна или батла рэперов ещё до того злободневны, что, не сварившиеся в голове, кажутся на вкус сырыми, айфон и психологичная мамаша, пожалуй, предсказуемы, макаронники, отдающие хачами - скорей гнетущи, чем смешны. И не всегда понятно, чем так насолил творцу муж Гришаевой, кого и с чего пародирует сипучий функционер. Но это и не важно. История любви деконструирована напрочь, камня на камне от неё не оставлено. Вся трагедия глупость, неувязка логистики, стычка адатов, подростковые заморочки. Да и сама классика вновь демонтирована как понятие, вывернута наизнанку, превращена в обманку для туристов, она же площадка для эксплуатации, она же туса какая к чёрту разница на чьих похоронах. Стихи бесподобным образом бубнятся, обмазываются дурацкими комментами, отторгаются убежавшим вперёд, сбежавшим как молоко на конфорке сознанием. Гробница полна мусора, да. Казалось, мы уж и раньше дошли до крайней черты здесь, но в этом спектакле снова её пересекаем, это продвижение вперёд жутко и тоскливо. Но всё равно эта констатация, показ этого оставляет, напротив, парадоксально, что-то неуничтожимое и аж даже крепнущее по мере того как мы его со страхом под смехом долбаем. Вот ведь какое дело! И что же это - оно?
Я не знаю, что это было, я не знаю, как это описать, но мне понравилось))) Бредовенькая комедия. Миленький такой бред.
Перед спектаклем я очень хотела спать, но эти ребята (3 курс гитиса!) меня живо разбудили, т.е. сделали практически невозможное. Респект!
Я очень люблю "Ромео и Джульетту" – любимое произведение. Люблю разнообразные постановки. Эта одна из самых необычных, хотя по сравнению с тем, что было в театре Ермоловой, эта почти классическая)))
На оленях, зебрах и кенгуру меня прям проперло)))) Кайфанула на этом динамичном куске спектакля. Герцог мега-крут!!! Георгий Токаев, громко аплодирую!!!
Классные Ромео и Джульетта – Никита Найденов и Анна Патокина. И вообще очень яркий курс!
А еще отличные декорации, голуби, и сама постановка впечатляет.
На выходе из театра меня продолжал душить смех. Спектакль удался!
Но я едва ли решусь кому-то его порекомендовать. Он слишком необычный. Я сама удивлена, что мне понравилось. Но мне было именно в кайф. 1ч40 пролетели в миг на одном дыхании. Было круто! Спасибо!
Киндер смотрится как вторая серия недавней Безприданницы Крымова, на сей раз для своих студентов, сплошной горький смех. Надежд никаких нет ни у кого при любом развитии сюжета , просто некоторые это еще не понимают и стараются заглушить ужас жизни мелким материальным мельтешением,. Мне такой подход понятен и кажется крайне современным, но все же стоит предупредить просто театральных зрителей, что для них постановка будет странновата и весьма тяжела для восприятия. Дабы не бежать с середины представления, подумайте готовы ли вы к жесткому восприятию нашей реальности.