Драматический, Иммерсивный, Современная драма |
18+ |
Главный герой, Ион Бертран (Андрей Мясников) – еще молодой режиссер, но страдает провалами в памяти. Болезнь усугубляется, и он ложится в клинику для пациентов с болезнями правого полушария мозга. Болезни все настоящие, описаны у известного психоневролога Оливера Сакса.
Пациентов несколько, у них у всех разные диагнозы, и все обладают крайне яркой индивидуальностью, несмотря на болезнь. Так, миссис О’Нилл (Надежда Кувшинова) – женщина под 40, считает, что ей все еще 18 и ищет своего жениха, «молодого человека с рыжими усами». При виде своего отражения в зеркале у нее случается истерика.
Джонни (Александр Мишунин) – парень-морячок, ничего не помнит и достраивает представление о событиях, основанное на единичных частных фактах.
Маша (Надежда Ларина) в один прекрасный день просто потеряла ощущение собственного тела, она не чувствует его. Но любящий ее муж продолжает присылать ей в больницу апельсины.
Ее приятель Штурм(берг) (Александр Туравинин) болен эмоциональным уплощением. Он, бывший врач, учитель нынешнего врача лечебницы, сам «переквалифицировался» в пациенты. Штурму безразлично все, от политики до собственной личной жизни.
Наконец, самый притягательный для меня персонаж – это Агнешка (Алина Туравинина), которую упрятали в лечебницу сестры. После глубокого душевного потрясения девушка перестала воспринимать свою вторую, правую половину: красится, причесывается только с левой стороны. Она мечтала попасть в монастырь, а попала в клинику, поэтому считает себя неугодной Господу и очень страдает. Агнешка своей покорностью, смирением и вежливостью сразу вызывает к себе симпатию и сочувствие, а пустота, которую она носит в себе – как скоро она поглотит ее, как черная дыра?
Ион интересуется всеми обитателями клиники и, хотя клянется себе, что он больше никогда не будет снимать, затевает снять свой последний фильм именно о них. Он чувствует в пациентах страх, ужас. Клиника – идеальное воплощение Ада. У каждого есть его «главный» страх, но какой он? Маша признается сразу: она боится, что Ион, такой гениальный в ее глазах, не снимет свой фильм. А Ион уже нашел свою идеальную героиню – он считает Агнешку настоящей святой, и хочет снять святую в Аду.
Очень важна тема с умершей женой Иона: он безумно любит ее, но забывает, упорно забывает. Все остальное можно конспектировать, записывать на диктофон, но не эти воспоминания. Позволить себе ее забыть он не может, и делает татуировку на месте обручального кольца с ее именем, чтобы оно стало последним, что он будет еще помнить в этой жизни. Необыкновенно трогательно.
Второй акт начинается с поистине потусторонней сцены: в темном зале под аккомпанемент скрипки все герои выстраиваются в ряд перед зрителями и говорят отрывочные реплики. Потом начинается съемка, снимают миссис О’Нилл. Но она – не цель Иона, ему нужна Агнешка. Этому всеми силами сопротивляется Штурм: кажется, из своеобразной ревности, личной или профессиональной. Как только не пытается он уговорить Иона отказаться от затеи со съемками, заставить его дать обещание, что он не станет ее снимать.
Но уже поздно, и съемка была сделана. Пьеса обрывается резко, концовки нет. И мы можем только догадываться, сошла ли Агнешка с ума, увидев на экране обе свои половины, или наконец обрела себя. Так хочется надеяться на второе.
Спектакль показан к применению при признаках потери себя и отсутствии жизненных ориентиров. Такой экспириенс действительно рекомендован всем хотя бы один раз, чтобы себя не потерять.
А я хочу поблагодарить Театр за прекрасное отношение к своим зрителям, была уже четыре раза, в ноябре пойду в пятый, и каждый раз сталкиваюсь с очень теплой атмосферой. После «Антигоны» мне предложили рассказать, если что- то осталось непонятным. Когда мы с подругой не могли по одной неприятной причине в антракте спуститься лишний раз по очень высокой и опасной лестнице КЦ «Хитровка», нам дважды предложили чаю и вынесли стульчик на маленькую площадку, на которой мы ждали второго действия. Когда у меня пропадал билет, купленный еще в августе, мне очень помогли :) Наконец, у Театра есть прекрасная акция – если вы оставите свои данные, в День рождения Вас обязательно поздравят и предложат бесплатно пойти на любой спектакль из репертуара, а на другие купить билет со скидкой по промокоду. Ориентированность на посетителей на 150%, прекрасные по стилистике постановки, разноплановые, но вечно актуальные темы, крутые площадки проведения спектаклей (КЦ «Хитровка», лофт «АТВ» на Красном Октябре, Центр Высоцкого на Таганке). Еще раз повторюсь, это – один из любимых моих театров, куда хочется возвращаться :)
Театр "Студия. Project" - для меня совершенно новый, как новой была и площадка, на которой они показывали свой спектакль "Пациенты", КЦ "Хитровка". Если честно, именно этот спектакль я выбрала как раз потому, что он идет в "Хитровке". Ну потому что кому же не захочется побывать с бывших соляных подвалах, не поздороваться с рукой Соньки - золотой ручки, не разжиться холщовым мешочком с солью и не выпить их фирменного чая. Все это очень атмосферно, понравилось.
Как и понравилась атмосфера самой Студии. Девушки администраторы очень приятные и любезные, готовые ответить на все вопросы, искренне заинтересованные в своем деле, к таким действительно хочется приходить в гости.
Ну а теперь попробую рассказать о самом спектакле. Ну, во-первых, это постановка по пьесе Аси Волошиной, модного ныне драматурга. И, наверное, ничто лучше не охарактеризует пьесу, чем анонс на сайте самого Театра:
"Возьмите гениального режиссёра по имени Ион Бертран. После 19 часов поместите его в пансион для людей с проблемами памяти. Оставьте среди пациентов на некоторое время. Сомневайтесь, что он гений. Сомневайтесь, что он болен. Сомневайтесь в том, что остальные пациенты больны. Через некоторое время вы перестанете сомневаться и вспомните о себе.
Показания к применению:
Дефицит внимания, ощущение потери жизненных ориентиров, желание посмотреть на других и себя показать.
Режим дозирования:
Взрослым старше 18 лет назначают переживание данного опыта раз в месяц в 19 часов".
Ключевое здесь: "Через некоторое время вы вспомните о себе". Это действительно так. Уже во время спектакля я начала примеривать диагнозы пациентов пансиона на себя, а по дороге домой мы с подругой долго обсуждали пьесу. Вопросов она задает больше, чем дает ответов. Каждый пациент клиники несчастлив по-своему. И парадокс в том, что если они забудут, наконец, то, что боятся забыть (жену, например), то и страх уйдет. Но надо ли забывать, или надо смотреть в глаза своему страху, и тогда, как одна из героинь, ты увидишь наконец свою вторую половину. Нет, не в том смысле, что данную Богом половинку, а в прямом - правую половину своего тела. Или снимешь гениальный фильм. Прямо здесь, в клинике. Или скинешь личину равнодушия ко всему (это, оказывается, тоже диагноз). В общем, вот такие какие-то впечатления. Очень рваные, как и сама пьеса. Она далеко не всегда понятна и логична. И еще постановка вызывает вопросы. Что хотел сказать режиссер тем, что все ходят босиком или в тапочках, и только одна пациентка появляется на сцене в туфлях, которые тоже тут же снимает. Что для них этот дурдом - родной дом, ведь даже медперсоналу в эту рекреацию, где они отдыхают, вход воспрещен (?). Ну кроме одного доктора, который раньше работал в этой клинике, а потом "переквалифицировался в пациента"...
Спектакль идет с антрактом, и вот антракт здесь явно лишний. Во-первых, вторая часть короткая, во-вторых, теряется драматизм, который есть в первой части. И даже актеры играют во второй части хуже, чем в первой. Такое впечатление, что антракт перечеркивает все вдохновение, а может, это дым мешает, уж слишком много его напустили. Нет, я понимаю, студия обходится малыми средствами, сценография скромна, и это приходится компенсировать какими-то эффектами, но травить зрителей дымом в таких количествах в маленьком замкнутом помещении - это трэш.
Программки нет, на сайте про актеров информацию тоже не нашли, но зато администраторы с готовностью рассказали о каждом из актеров, занятых в это спектакле, и дали сфотографировать рекламные открытки с их изображением. Фото наспех и на телефон, но хоть что-то.
Мне больше всех понравился Александр Туравинин в роли бывшего врача. Ироничный, насмешливый, спокойный, он излучал уверенность и энергию.
В первом действии сначала произвел хорошее впечатление и Андрей Ванин, но потом он стал допускать непростительные для актера ошибки, очарование ушло. Ну не должен актер на сцене (по роли - культовый режиссер) говорить "садим ее сюда", и еще что-то в этом духе было. Остальные играли ровно, без восторга, но и без нареканий.
В общем и целом, было любопытно, я довольна, что побывала на этом эксперименте. В конце концов, мой любимый театр на Юго-Западе тоже начинался в подобных условиях, это была просто студия в библиотеке )). Желаю ребятам удачи.
Люблю экспериментальные постановки с непошлой режиссёрской трактовкой,поэтому таким, как я ,рекомендую.
Скучноватенько. Не совсем поняла позицию режиссёра. Интерактив со зрителем разбавил скучную атмосфЭру