Москва
8

Спектакль
Маленькие трагедии

Постановка - Гоголь-центр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Нес­част­ный друг! средь но­вых по­коле­ний До­куч­ный гость и лиш­ний, и чу­жой, Он вспом­нит нас и дни со­еди­нений, Зак­рыв гла­за дро­жащею ру­кой... Пус­кай же он с от­ра­дой хоть пе­чаль­ной Тог­да сей день за ча­шей про­ведет, Как ны­не я, зат­ворник ваш опаль­ный, Его про­вел без го­ря и за­бот. «19 ок­тября», 1825 год
  • Маленькие трагедии – афиша
  • Маленькие трагедии – афиша
  • Маленькие трагедии – афиша
Драматический, Современная драма
18+
Кирилл Серебренников
17 сентября 2017
3 часа 20 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
23 сентября 2017
Впечатляющий трип Кирилла Серебренникова по Пушкину при участии Хаски

В Москве появился на редкость мощный спектакль. Брутальный и эклектичный, настолько насыщенный метафорами, что его, как хороший музыкальный альбом, просто невозможно осмыслить во всей полноте с первого подхода. Формально центральным персонажем «Маленьких трагедий» в «Гоголь-центре» стал рэпер Хаски, исполняющий между действиями собственные песни. В свою очередь, за смыслы в спектакле отвечает главный русский поэт: пушкинский текст не только исполняется артистами «Гоголь-центра» в самых нетривиальных игровых обстоятельствах, но и возникает тут и там на поверхностях декораций. Есть в спектакле и большие актерские работы, и впечатляющие мизансцены, но главный герой события на сцене не появляется. Как не появляется и на поклонах: с 23 августа режиссер Кирилл Серебренников находится под домашним арестом. Генеральные репетиции «Маленьких трагедий» проходили без его участия.

Если отвлечься от остроты и дикости контекста, то можно увидеть целостную, концептуально самоценную структуру. Правила игры заявляются в прологе; место действия — неопрятный привокзальный буфет с металлическими скамейками и стоячими столиками. На стены, строфа за строфой, проецируется пушкинский «Пророк». Вокруг — старушки с сумками, полицейские с дошираком, буфетчица со сканвордом, на экране нависающего телевизора — «Вести 24». Бытовую гармонию нарушает «шестикрылый серафим» в виде обнаженного атлета; никем не замечаемый, он мистически скачет по залу, хватает самого незаметного из присутствующих — томимого «духовной жаждой» хмурого парня — и живописно и с брызгами крови вырывает ему сердце. На освободившееся место, согласно пушкинским строкам, ангел «водвинул» «угль, пылающий огнем». Хрестоматийное завершение стихотворения о высшей миссии поэта — «Глаголом жги сердца людей» — прерывается гигантским титром «ЖГИ». Два последующих акта спектакля — не что иное, как тяжелый трип этого самого парня в исполнении Филиппа Авдеева в пальто с поднятым воротником.

С этого момента герой Авдеева превращается в Хаски. Включается бит, в руке появляется микрофон: «Останови вечеринку. Ай! Я буду петь свою музыку. Ай! Самую честную музыку. Ай!» И сам ссутуленный Хаски, бритоголовый поэт в спортивном костюме, — тут же: микрофон переходит из рук в руки. Решение не столько концептуальное, сколько, кажется, техническое: Хаски сможет участвовать не во всех показах — иногда Авдееву придется отдуваться в одиночку.

Четыре «маленьких трагедии» одна за другой поставлены как самостоятельные мини-спектакли. «Моцарт и Сальери» — трогательный дуэт Филиппа Авдеева и Никиты Кукушкина. «Скупой рыцарь» — потрясающая актерская работа Алексея Аграновича в заглавной роли, чей герой не меркантильный маразматик, а беззащитный одинокий интеллигент-книгочей. Потом гротескный «Каменный гость» — с элементами BDSM и парадоксальным превращением Донны Анны в старуху: этот выход Светланы Брагарник и комичен, и инфернален одновременно — как, в сущности, и сама пушкинская версия истории про Дона Гуана, — а реплика «Где твой кинжал? Вот грудь моя» превращается в великий панч, подхватываемый зрителями.

И кульминация — «Пир во время чумы», собравший на сцене представителей старшего поколения труппы «Гоголь-центра» среди ковров, старых афиш и париков: пушкинский текст здесь перемешан с монологами артистов о себе в пропорции один к одному, а поющего гимн чуме Алексея Аграновича тут не грех спутать с Леонидом Федоровым, поющим стихи Александра Введенского. Старейшая артистка «Гоголь-центра» Майя Ивашкевич, помнящая еще репетиции Александра Таирова в Камерном театре, надевает парик Пушкина, поднимается и произносит, обращаясь ко всем: «Друзья, прекрасен наш союз». Советский Союз, то есть в известном смысле чума, или союз поколений, союз опереточной арии и нового трека Хаски, — важно ли уточнять? Куда важнее сам акт цитирования со сцены театра и без постмодернистской иронии пушкинского «19 октября», ко всему прочему вмещающего в себя целый пласт актуальных ассоциаций.

При всех достоинствах композиции спектакля, он полон несовершенств. Семен Штейнберг, блистательно играющий в «Мертвых душах» Чичикова, здесь пока только выполняет серию гэгов: его Дон Гуан лишен мотиваций — эротических, спортивных, трикстерских, — и его взвинченная растерянность по приезде в Мадрид не отличается от аналогичного состояния в момент сошествия в преисподнюю. В «Пире во время чумы» налицо большая беда с реквизитом на сцене, с темпом, с коллективным музицированием и работой с документальным текстом: он подается неаккуратно и неточно. Вместо оторопи от красоты мысли и ее воплощения возникает почти губительная для эпизода ситуация — почтительные аплодисменты.

Впрочем, виноваты в проблемах спектакля не режиссер и не коллектив театра, а Следственный комитет, держащий Кирилла Серебенникова в неволе как опасного преступника. Необходимо дождаться его освобождения и увидеть версию 2.0. Пока же ситуация с арестом стала едва ли не главным смыслом события. Инициаторы преследования режиссера своими действиями (кажется, сами того не сознавая) выстроили трамплин, заблаговременно отправляющий Кирилла Серебренникова в пантеон культовых режиссеров, а его «Маленькие трагедии» —прямиком на новую страницу истории болезненных взаимоотношений художника и власти в России.

5
2

Отзывы

3
Владимир Рыбников
144 отзыва, 145 оценок, рейтинг 125
17 сентября 2017

Если вам не повезло и вы купили билет на этот спектакль, то лучшим вариантом будет, посмотреть первую сцену о жизни шестикрылого серафима и Пушкина, и сразу отправится домой. Лучшее вы увидели, и время свое сохранили. Гораздо хуже будет если вы останетесь в театре до антракта, первое действие скучное и унылое, играют в основном мужички, да к тому же в отличие от машины мюллер по большей части увы в трусах., очень, очень редко где то сверкнет голая задница. Все очень похоже и на кому на руси жить хорошо и на мертвые души в постановке худрука гоголь центра. Самый же большой шок испытает зритель оставшийся на второй акт, натуральный дом престарелых на сцене мало кто выдержит, а потом очередь в туалет, спектакль то длинный. Не совершайте ошибок, бегите прочь после шестикрылого серафима, будьте веселы

8
2
10
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1197
19 апреля 2018
The Best. Смотреть!!!!❤️❤️❤️

Сильно. Смерть. Кровь. Секс. Любовь. Провокационно. Кирилл не о Пушкине поставил этот спектакль, о себе. Смотреть и думать.

4
0
1
Anna Lisitsina
31 отзыв, 60 оценок, рейтинг 23
21 марта 2019

Очень тяжело было и смотреть, и понимать.
Ушла на втором акте...

3
0
1
АЛЕКСАНДР БАЛАШОВ
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 2
18 февраля 2020
Унылое долгое дерьмо!

Когда нечего показать, размазано как каша по тарелке, чуть не уснул. И почему не 6 часов?
Краткость сестра таланта.

2
0
1
Пользователь Афиши №3678613
3 отзыва, 7 оценок, рейтинг 2
16 марта 2019

Очень тяжёлый спектакль. Мерзко, страшно и даже физически противно было находиться на нем. Все, что видели глаза, и слышали уши - вызывало только желание поскорее убежать, что было и сделано в антракт.
Люди, кто получил удовольствие - поделитесь, в чем оно. Возможно, я не ловлю суть и мейнстрим подобного.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все