Москва
8.2

Спектакль
Река Потудань

Постановка - Студия театрального искусства
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Река Потудань» нет ни сцены, ни занавеса, ни кресел. Вдоль трех стен небольшого зала – некрашеные пронумерованные табуретки, чуть больше тридцати. А вдоль четвертой стены – длинные неструганные доски. Есть и река: выщербленный когда-то в кирпичной стене «ров» будто ждал этого спектакля, что стать руслом Потудани. «Река Потудань» — о тех вещах, про которые обычно неловко говорить: об одиночестве стариков, о самых сокровенных моментах взаимоотношений между мужчиной и женщиной. О немыслимых трудностях и простых радостях послевоенного быта, о нескладывающейся семейной жизни двух совсем молодых людей. Об отчаянии, которое никуда не спрячешь, можно только исчезнуть вместе с ним…
  • Река Потудань – афиша
  • Река Потудань – афиша
  • Река Потудань – афиша
  • Река Потудань – афиша
  • Река Потудань – афиша
Драматический
18+
Сергей Женовач
12 февраля 2009
1 час 30 минут, без антракта

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
18 февраля 2009
Камерная премьера «женовачей»

В новом театре-студии на улице Станиславского «Потуданью» открылась малая сцена, хотя «сцена» — не то слово. Малая сцена — большая высокая комната. Кирпичная кладка, черный деревянный пол. Вдоль трех стен стоят деревянные табуреты для зрителей. К четвертой стене прислонены высокие доски. На каждой доске, как и на каждом табурете, — порядковый номер. Выходит, каждая ­доска — это будущий табурет. Об этом, грубо говоря, и сам спектакль Сергея ­Женовача.

Заслоненную досками стену пересекает длинная кривая выбоина. Подсвеченная, она видится той самой рекой Потуданью, на берегу которой живут герои Платонова. Сюда возвращается с Гражданской молодой Никита, здесь находит Любу, которую любит так сильно и нежно, что не в силах «мучить ее ради своего счастья» — то есть любить ее в прямолинейном смысле. Однажды ночью он ус­лышит ее сдавленный плач и убежит куда глаза глядят, после чего Люба пойдет к реке топиться. Ее спасут, и когда Никита узнает о ее муках, он примчится к ней, и тут-то «жестокая, жалкая сила» придет к нему.

В спектакле Сергея Женовача отчетливо читается едва ли не главный платоновский сюжет. Платонов пишет о смерти; как завороженный, он вглядывается в сам процесс умирания, будь то омертвение революционной утопии, иссякание жизни в счастливой Москве или — как в «Потудани» — превращение, окоснение чувства. Вернувшийся с другого берега Потудани Никита «не узнает от сво­ей близкой любви с Любой более высшей радости, чем знал ее обыкновенно».

Само название реальной речки — Поту­дань — звучит у Платонова эхом имени мифологической Леты.

Женовач и его сценограф Александр Боровский нашли для платоновского сюжета выразительную метафору: устремленное ввысь необработанное дерево постепенно вытесняется со сцены мебелью. Никита с отцом одну за другой выносят за дверь доски, которые чуть погодя возвращаются то крепко сработанным комодом, то детским стулом. Почти живая еще материя приобретает законченную форму, равно как и любовь Никиты приобретает форму, более удобную для материальной жизни. Оформление есть разновидность умирания — похожее происходит тут и с платоновской прозой, то же со ­вре­менем неизбежно произойдет и с самим спектаклем.

На сцене трое — молодые Мария Шашлова и Андрей Шибаршин, а также старый товарищ Женовача Сергей Качанов, его король Лир из спектакля на Малой Бронной. Их кроткие герои не в силах выразить своих чувств в словах, да и не берутся. Их немота красноречиво описана в платоновском повествовании, но Женовач оставляет актерам почти одни только диалоги, предоставляя им сыграть и чувства, и саму немоту, то, как старик «молчал около сына в скромном недоумении своей любви к нему», и то, как Люба «смот­рела на него утомленными глазами, полной терпеливой доброты, словно добро и счастье стали для нее тяжким трудом».

Спектакль только рождается, и, не наработав еще подпорок, актеры временами скатываются в привычную и хорошо известную милоту, но в иные моменты поднимаются до большой и значительной простоты. Со временем он, надо думать, вполне оформится и когда-нибудь — если следовать его собственной логике — сможет превратиться в изящную, тонко сработанную вещь. Вроде шифоньера, в который превращаются доски номер 64, 65 и 66. Так что — спешите видеть, пока время не сделало свою черную работу.

2
0

Отзывы

7
Георгий Свиридов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
19 сентября 2014

Отличный спектакль. YMMV:)

Из впечатлившего:
1. Неожиданно сильный сюжет. Я книжку не читал и по воспоминаниям от школьного котлована ожидал увидеть абсурдистскую хрень. А увидел очень чистую, не загруженную лишними деталями историю о людях во тьме и без возможности из нее выбраться.
2. Платоновский язык причесали
3. Актеры. Шашлова очень хорошая, в дополнение к отличной игре у нее еще физика придает достоверности постоянному чувству голода у главной героини. Качанов играет роль казалось бы второстепенную, но в начале спектакля настолько хорошо создает контекст истории, что остальные на его фоне раскрываются

По организации:
1. Мобильные телефоны перед началом надо сдавать и это, на мой взгляд, очень правильно
2. Администратор перед спектаклем настойчиво и неоднократно просил пожертвований для аккордиониста. Театр, обрати внимание, это выглядит странно!

1
0
7
Геннадий Колосов
47 отзывов, 192 оценки, рейтинг 48
12 июня 2013

Три персонажа в поисках счастья.
Так долго мечтал увидеть спектакль Студии театрального искусства, что и не мог поверить в свое Счастье. Но оно случилось. Мне нравятся спектакли Сергея Васильевича, мне нравится его театр, его эстетика. Этот спектакль не исключение. "Река Потудань" мне понравилась, но не более. По окончании спектакля я не испытал катарсиса.
Атмосфера, которую создают с самого начала, а точнее, еще до начала спектакля, дает надежду на то что спектакль будет потрясающим. Но потом все эти надежды развеиваются, как туман над рекой.
Самое печальное, что от замечательного, гениального текста Платонова осталась одна треть от силы. Как было интересно, что сделает с текстом Женовач, и какое разочарование постигло, он его просто сократил. Спектакль играется на паузах, на уходах и возвращениях героев, на запахе свежих досок. Но в спектакле нет платоновского смысла, красоты слова платоновского произведения. Получился спектакль, где так мало Платонова, и так много Женовача. А в конце спектакля не хватило самой простой точки. Финал воспринимается как очередная пауза.
Конечно, Мария Шашлова, Андрей Шибаршин, Сергей Качанов заслуживают самых искренних и больших слов благодарности. Так искренне и чисто сыграть поиск счастья, многого стоит. Преклоняюсь и восхищаюсь!

1
0
9
Елена Олейник
25 отзывов, 26 оценок, рейтинг 18
16 марта 2010

Инсценировка прозы Платонова – дело непростое. Трудно представить себе более несценичную литературу. И, тем не менее, периодически за это кто-то берется. Решился и Сергей Женовач, тем более что «Река Потудань» - рассказ замечательный, полный тонкой лирики и сдержанного драматизма. Для начала он попытался создать атмосферу времени в фойе: там играет гармошка, а зрителей угощают картошкой в мундирах, черным хлебом с сальцем и чаем в жестяных кружках. Но это игра, фокус, абсолютно контрастный к тому, что будет происходить в зале. Женовач поставил перед собой задачу архисложную – сделать спектакль предельно лаконичными средствами. На Малой сцене, где всего-то 30 человек зрителей и рукой подать до актеров; в пустом пространстве, которое оформляют только простые длинные доски – материал двух столяров, отца и сына. И с тремя актерами: Марией Шишловой, Андреем Шибаршиным и Сергеем Качановым. Им выпала трудная миссия – установить связь со зрителем на уровне тончайших нитей, чтобы каждый почувствовал кожей любой взгляд, движение, любой нюанс переживания актеров. Ни музыки, ни декораций, ничего. В зале так тихо, что страшно пошевелиться. Только голоса актеров, их глаза и лица. Кажется, они изо всех сил сдирают с себя все актерские шаблоны, добиваясь предельной естественности и простоты. И играют хорошо, даже очень. Но минимализм – опасная вещь. А актеры – слишком живой и непредсказуемый материал, чтобы все спектакли смотрелись ровно. Даже, чтобы один спектакль был ровным. Иногда напряжение спадает, образуются мучительные паузы, пустоты, и эфемерная ткань, связывающая исполнителей и зрителей, начинает рваться. Опереться актерам не на что, только на самих себя, и тут точку опоры они не всегда находят. Нет ее и в пространстве спектакля (художник А.Боровский), которому не хватает хоть какого-то штриха, погружающего героев во время. А малая сцена Студии пока еще чересчур пахнет свежей краской, чтобы рождать какие-то ассоциации. Но важно другое: Женовач вырастил настоящих актеров и поставил спектакль, где сделал на это ставку, объяснив тем самым, кто же все-таки главный на сцене. И за попытку – спасибо.

1
0
5
Владимир Безваль
47 отзывов, 60 оценок, рейтинг 85
6 ноября 2009
Непонятушки перепрятушки

Зачем вводить толпу зрителей в атмосферу 20-х ещё в фойе, когда отзывается в действии и перекликается с утробным журчанием зрителя только вареная картошка?

От какой такой любви ушел на три месяца главный герой и о чем она плакала в шкафу?

Почему это камерный спектакль на 30 мест вдоль стены, а не игра на сцене для первых 10 рядов, и в чем сокрыта камерность, в натуральных актерских слезах?

Почему он с ней спать не может, а? И думает зритель, не знакомый с произведением, бог знает о чем: что случилось, в чем горе, неужто мертворожденного понесла?

Зачем оставлять зрителей на сцене наедине с самими с обоями, без актерской игры, так сказать и зрелищ?

А свет надолго гаснет или просто меняется на какой-то другой, так то по главам книги или по прошествии сцен перепады происходят?

Выстроенной, нарастающей динамики спектакля нет, а почему тогда без антракта, как же это всё, да ещё и на табурете высидеть?

Увы, хоть и люблю Женовача, а этот не читается.

2
1
7
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
27 марта 2009
Неувидать Потудань?


Вот говорят, что билетов в продаже нет и не будет, а запись (здравствуй дефицит) уже перевалила за 600 человек. При том, что зал на 30 чел. Цены подняли, но это не помогло...Вот эта информация навела меня на размышления по поводу неувиденной новой работы женовачей.
1. Надо признать, чудесный маркетинговый ход. Такой секретик под стеклышком - знаешь, что есть, а обрести не можешь. Недосягаемое, как известно, только усиливает интерес. Могу предложить идею пойти дальше - взять пример с одного Стокгольмского театра в котором шесть зрительских мест... Известность того нанотеатра так высока, что он занесен в книгу рекордов Гиннеса...
2. Мне очень по душе идея приближения театрального действия к зрителю, я не знаю как это встраивается в мировые тренды, но развитие этого камерного формата кажется открывает новые/бОльшие возможности и Женовач этим пользуется.
3. Вот сказывают, что в Потудани театр начинается...прямо с порога, где стартует игра в смутные времена триумфального шествия советской власти, предлагают картошку с салом (не знаю, что наливают, надеюсь не французский сидр). И вот эта анимация (в хорошем смысле) - это то, в чем существует огромная потребность (у меня, например).. Думаю, что такая театральная опция должна развиваться.
3. Выходит, что во всех своих работах в СТИ С.Женовач отталкивается от идеи театра-ковчега. Спастись вот от этой мерзости вокруг, что от старорусского быта, что от потрясений 20 века можно, если залезть в сказочный шкаф, куда прячутся герои Потудани... Если это и иллюзия, то прекрасная и дорогого стоит. Вот!

1
1

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все