Драматический |
16+ |
Олег Меньшиков |
16 февраля 2016 |
2 часа 10 минут, 1 антракт |
Старость не радость. (с)
Спектакль вообще неясный. Если они заявляют, что действие происходит в 2077 году и всем героям по 80 лет, то они должны быть постаревшими хипстерами и прочее, а показывают их ч/б фотографии, и это фото наших бабушек!!! В чем логика? Идем дальше: парень Макс из 2077 звонит из тюрьмы будущего, и рассказывает, как он там откидывался. Откидывался???? Что за жаргон из 90-х?!?! В общем, масса несовпадений и несостыковок. В чем смысл? Какая целевая аудитория?.. Не понятно. Хотели уйти после первого акта, так как на первом слегка захрапели. Женщина сидела рядом, она так крепко заснула, что ушла без куртки. В общем, у Меньшикова что-то явно пошло не так. То-ли Печейкина хреново перевела, то-ли сценарий сам по себе не очень.
Ушел в антракте. Первое действие - радиотеатр. Пять говорящих голов. Говорят скучные вещи. Пьеса английская, но как это теперь модно, зачем-то переписана отечественным драматургом. Зачем? Если текст изначально плох, то не ставьте, а если хороший, то зачем переписывать?
Провал откровенный. Действия никакого, в сон начало клонить минут через 15, уснуть не давали "живые эфирные включения" ведущих непонятного шоу , когда всё сверкало и гудело (только за эти вот звуковые-осветительские решения можно поставить плюсик - очень неординарно) . Пьесу то ли не доперевели, то ли не доучили,тк местами падежи и рода не совпадали. Хотела уйти в антракте, но стала свидетелем разговора зрителей и сотрудницы продававшей программки : мол, будет ли дальше поживей ? и она как-то неуверенно мотнула головой....В общем осталась, тк повелась на этот неуверенный жест и то, что 1-е действие закончили очень грамотно - вселяя крепкую надежду, что далее станет страшно интересно, но нет...всё повторилось и вокруг уже никто не стеснялся смотреть на часы. Давно не ждала финала с таким нетерпением, хлопать не хотелось даже из уважения к актерам, что они сами не видели на репетициях что получается ??
Прекрасный актерский состав, отличные декорации и костюмы. Сюжет не до конца понятен: неясно, зачем так много рассуждений на тему смерти, нравственности ситуации, в которой оказываются герои, зачем эти хитрые связи между ними, если в конце концов все оказывается просто фарсом.
Где правда, а где ложь?
Чем новое поколение отличается от предыдущего?
Умеем ли мы доверять и любить?
Умеем ли ценить друг друга и каждый миг своей жизни?
Что делает нас человечными?
Кто отвечает за шоу, которое творят СМИ и власть имущие?
Может ли старость быть счастливой?
Да и вообще - есть ли она, старость?
Что делать с "прорубленным окном в Европу", если ты живешь в "подвале"?
Хочет ли рожденный ползать летать?
***
Спектакль "Счастливчики" мог бы стать подарком комиссии по оптимизации населения, ой, то есть чиновникам, придумавшим в нашей стране пенсионную реформу. Именно эта мысль почему-то пришла в мою гениальную ( хорошо, не буду льстить себе) глупую голову при просмотре спектакля Олега Меньшикова "Счастливчики". А что? Было бы здорово, - чиновники придумывают законы, и перед тем, как начать их принимать, рассказывают о них людям искусства, у которых иной взгляд, иная глубина и высота души. И вторые сразу выдают, так сказать, ответ Чемберлену. Не из серии: что вы тут такое снова напридумывали - народ ошеломлен - власть тронулась умом - это все, чтоб жизнь медом не казалась, - не справились с тратами, поэтому выплату пенсий остановили, а вот такой настоящий искренний ответ, шевелящий извилины и демонстрирующий причины и следствия, и да, перетряхивающий ценности, конечно. Вся муть просачивается в сите бытия, и на дне остаются истинные ценности. Человеческие. Причем стоить это должно очень, ну очень дорого. Если ценности просто выдавать, как пилюли, - вот вам добро, а вот вам человеколюбие, вот вам уважение к старшим, вот вам любовь, то нет же, не поймут. Скучно. Без вас, умников, всё сами знаем. Ценности в наше время нуждаются в блестящей упаковке, чтобы дорого стоили. Есть второй вариант: надо, чтобы пришлось напрягать мозги. И когда пришел сквозь тернии режиссерского замысла простой ответ, то радоваться этому осознанию и ценить его, а не обесценивать. Ценности нуждаются в том, чтобы их ценили.
Олег Меньшиков точно не про блестящую упаковку. Он выбрал тернии. С его уровнем интеллекта и внутренней печали у него нет шансов быть понятым большинством. Про спектакль пишут "провал откровенный", "у Меньшикова что-то пошло не так", "скукота", "ничего непонятно"... Когда спектакль вызывает много внутренних вопросов, на которые не так легко сразу найти ответы, легче всего поставить его "на полку" и повесить ярлык "фигня". Искусство становится похоже на кулинарию - есть фастфуд, а есть изысканная кухня. Есть так называемые гурманы духовной пищи: смакуют; оценивают тонкость аромата; не торопясь, разжевывают и медленно запивают. До спектакля я считала Меньшикова именно таким. Гурманом. Кто-кто, а он точно о высоком и о прекрасном. После "Счастливчиков" мое мнение поменялось: ни авторы пьес, ни режиссеры, ни актеры, ни зрители не знают, как должно быть. Ни уж, тем более, чиновники, и Олег Меньшиков. Нет ни большинства, ни меньшинства. Никто не знает про высокое и прекрасное. Зато высокое и прекрасное знает всё о каждом и тянет, тянет, тянет каждого из нас на свою прекрасную высоту. Олег Меньшиков вместе со своей труппой протягивает всем смотрящим, слушающим, чувствующим спектакль руку и как бы приглашает: "Может, есть кто с нами? На эту гору за поиском ответов?"
И редкие глухие аплодисменты в зале сигналят "Мы с вами! Мы тоже хотим научиться думать! Мы есть!"