Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
На российских просторах роман Гюго переносили на балетную сцену Жюль Перро, Мариус Петипа, Александр Горский, Владимир Бурмейстер… Сегодня без потерь текста существует только версия Владимира Бурмейстера. Она была создана в самую подходящую для такого сюжета эпоху – эпоху драмбалета и, наверное, в самом подходящем для этого театре – Музыкальном им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Бурмейстер вместе с Василием Тихомировым написали новый вариант либретто. К музыке Цезаря Пуни, оркестрованной и облагороженной Рейнгольдом Глиэром в 20-е годы, была добавлена музыка Сергея Василенко, специально написанная для балета Бурмейстера. Сценографию создал Александр Лушин, тогдашний главный художник театра. Эсмеральду на премьере танцевала выдающаяся балерина Виолетта Бовт.
Балетоведы называют «Эсмеральду» Бурмейстера в числе лучших драмбалетов. Про такие спектакли говорят «украшает афишу». Он – такой же знак балета Музыкального театра, как пьесы Чехова для МХТ. Он передавался от одного поколения к другому, «из ног в ноги» от первых исполнителей к теперешним солистам.
Полная драматизма история цыганки Эсмеральды предстает на сцене Музыкального театра к удовольствию тех, для кого балет – не просто вереница движений, а столкновение характеров, история человеческих судеб.
  • Эсмеральда – афиша
  • Эсмеральда – афиша
  • Эсмеральда – афиша
Балет
12+
14 октября 1950
2 часа 50 минут, 2 антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
11 ноября 2009
Цыганка на цыпочках

По-своему эта новинка развивает тему «хорошо забытого старого», чрезвычайно популярную в русском балете последних лет. Расставшись с иллюзией, что русские молодые хореографы-таланты вот-вот вырастут как грибы, и по-прежнему сталкиваясь с реальностью, в которой публика хочет новинок, большие театры принялись перетряхивать закрома. Всего пятнадцать-двадцать лет назад советские спектакли были прокляты, казалось, навсегда: за идеологию, компромиссы, а главное, за то, что отныне все должно быть как-то иначе (но, как я уже сказала, так и не стало). Теперь в советских хореографах оценили нечто совсем другое. Например, умение грамотно развести мизансцены. Или наладить спектакль так, чтобы у него были начало, середина и конец. Рассказать историю.

Давний советский хореограф Владимир Бурмейстер — из тех, кто бурно пошел в рост последнее время. Не как Ван Гог, конечно, который при жизни резал уши и был психом, а потом стал стоить миллионы. Но для покойника все равно очень неплохая карьера. Его «Лебединое озеро» недавно возобновили в Михайловском театре. А уж Театру Станиславского, где Бурмейстер много работал при жизни, заниматься его работами сейчас, как говорится, сам бог велел. Недавняя «Снегурочка», во всяком случае, прошла неплохо: нафталином не пахло. «Эсмеральда» Бурмейстера (по роману Гюго, сегодня более известному в качестве мюзикла) — отличное разнообразие классического меню. Так как Бурмейстер поставил свой спектакль не из «ничего» — у «Эсмеральды» весьма благородная родословная.

Первым эту музыку и этот сюжет освоил хореограф Жюль Перро — когда роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» был остромодной новинкой и чемпионом среди бестселлеров. Перро слегка вывернул сюжет — чтобы в центр вытолкнуть прима-балерину, то есть цыганку Эсмеральду (исполнителю Квазимодо пришлось приделывать горб из ваты). Это был мегауспешный спектакль: балерины буквально дрались за колоритную роль — и их страсть передавалась публике. Балетоманы смот­рели по триста «Эсмеральд» подряд и сличали, которая лучше. Почти все были хороши. Настолько, что выделиться удалось только Матильде Кшесинской, да и то только потому, что задрипанная цыганка в ее интерпретации носила бриллиантовые серьги от Фаберже (прима есть прима), а вокруг нее скакала ручная козочка, — это все равно как сейчас прима Большого Светлана Захарова вышла бы на сцену с дрянной маленькой собачонкой, положенной московским блондинкам. К тому времени главный балетный гений всех времен и народов Мариус Петипа уже пристроил к спектаклю Перро куски немыслимо красивых танцев. Это было настолько хорошо, что в советское время «Эсмеральду» почти не обезобразили. Бурмейстер тоже был с этой дамой почтителен: его режиссерская рука неплохо оживила мизансцены. Так что «Эсмеральда» по-прежнему если и не сражает (для этого все-таки нужны гениальные балерины-актрисы), то все-таки остается весьма неплохим способом провести вечер с пуантами.

2
0

Отзывы

10
Марина Мир
17 отзывов, 21 оценка, рейтинг 0
30 января 2019
Бесподобный балет!

Балет поставлен по роману Гюго "Собор Парижской богоматери", но основной упор здесь сделан именно на Эсмеральду - ее историю, ее чувства, ее жизнь и смерть. Впрочем, Нотр-Дам здесь тоже присутствует - в качестве декораций. Отличные решения разных фрагментов архитектуры и интерьера. Очень понравился вид на Париж с высоты Собора, мозаика и гаргульи.

История начинается с похищения маленькой Эсмральды цыганами у ее матери. Впрочем, похищением это назвать сложно - цыганки посчитали Гудулу мертвой, поэтому забрали девочку, чтобы малышка не погибла. Как точно, как пронзительно сыграна боль матери, потерявшей ребенка, когда Гудула просыпается и понимает, что дочки рядом нет. Трогает до слез.

Время идет, Эсмеральда вырастает и в один "прекрасный" вечер знакомится с Фебом. И эта сцена просто очаровательна: импозантный, уверенный в себе (я бы даже сказала - высокомерный) Феб и нежная, хрупкая девочка, впервые испытавшая трепетные чувства к мужчине. Как удивительно и прекрасно показана стеснительность Эсмеральды на первых порах, робость, наивность, нерешительность, волнение и страх перед тем, что вдруг с ней произошло - полная гамма чувств от растерянности до влюбленности. Трансформация веселой, озорной и беззаботной цыганки в полюбившую девушку происходит на глазах у зрителя. Хочется прям вставить фразу из французского мюзикла (не Нотр-Дама, правда): Et voilà qu'elle aime...

На ее фоне Флер-де-Лис смотрится контрастно. Насколько разные у них партии: в каждом движении видна уверенная в себе девушка, знающая свой статус и свое очарование, умеющая нравиться мужчинам и понимающая, как нужно себя вести с ними, методично и кокетливо привлекая Феба к алтарю. Нет, она его не соблазняла - она просто и так знала, что он будет с ней. И, несмотря на очарование юной девушки, Флер-де-Лис представляет собой четкую картинку барышни, воспитанной по всем правилам этикета того времени. Они с Фебом, действительно, подходят друг другу - одного поля ягоды. Если Эсмеральда трогательна в своем кокетстве, то Флер-де-Лис - жеманна. Самое потрясающее во всем это то, что характер каждого, тональности и индивидуальные особенности натуры показаны исключительно с помощью пластики. Настолько она выразительна, что, кажется, и не зная романа, можно сразу понять, что к чему.

Прекрасные партии всех до одного. До сих пор с замиранием сердца вспоминаю, как они буквально летали на сцене. В мыслях невольно мелькало: это сколько ж надо тренироваться, чтобы ТАК прыгать! Особенно еще, когда прыжки синхронные. Отдельно хочется отметить костюмы: яркие, нарядные, цветные, создающие особую атмосферу и колорит. Да простят меня любители "Лебединого озера", но смотреть больше двух часов на па-де-де товарищей в белых одеяниях - тоска смертная, хоть и классика "классическая". Здесь же столько эмоций в каждой детали, настолько дух захватывает от невообразимой гармонии цвета, звука и движения, что не замечаешь, как пролетает почти три часа времени (балет идет около 2.50, включая 2 антракта). Массовые сцены на площади напомнили балет "Дон Кихот" по своей колоритности и энергетике.

Здесь Квазимодо и Фролло бродят где-то на периферии, играя решающую роль лишь в определенные моменты. Все внимание уделено ей - прекрасной Эсмеральде. Не смейтесь, она правда прекрасна! Это же надо уметь показать без слов, а только танцем все состояния души. Вот она взволнованная, грациозная, воздушная с Фебом, чувственная, откровенная. Но в темнице, когда к ней приходит Фролло умолять о любви, она уже решительная, волевая и, не побоюсь этого слова, свободная натура. Шикарная сцена в тюрьме! Как она уползала от Фролло, уворачивалась от его приставаний - до дрожи, настолько естественно. До сих пор не понимаю, как это можно было вплести в балет, но можно же!

Зрители кричали "браво!" и завершение каждой картины встречали бурными аплодисментами. Когда артисты вышли на поклон, зал рукоплескал. И если Квазимодо устроили овацию, как народному мстителю (все же помнят, чем закончился роман?), то при появлении Эсмеральды зал просто заревел и загудел от переполнявших чувств. Она действительно была восхитительна! Настолько, чтобы выстоять три часа на галерке, не отрывая глаз от сцены (да, мне достался входной билет, стоячий, без места, потому как премьера и аншлаг), и нас таких было человек 20. Не то чтобы сесть было совсем нельзя, но с крайних мест балкона видна не вся сцена, а этот балет стоит того, чтобы видеть его целиком и полностью, внимая каждому элементу.

Три часа непередаваемого восторга!
Спасибо!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все