«Сияние» сочинено в жанре музыкального кабаре, а посвящено при этом самым романтическим и трагическим фигурам русского рока. Поэзия и радикальный протест лидера «Гражданской обороны» в спектакле Филиппа Григорьяна входят в клинч с девичьими фантазиями, воплощенными в визуальном облике спектакля. На контрапункте нежности и ярости строится главный смысловой аттракцион «Сияния». Катастрофическая поэзия радикальных художников перестроечной эпохи, остро чувствовавших зазор между временем официальной истории и своим личным временем, переосмысляется заново: в духе эстетизма Григорьяна, воспитанного на постдраматическом искусстве с его высокой степенью эгоизма и устремления к неожиданным столкновениям.
Музыкальный |
18+ |
Филипп Григорьян |
55 минут |
По крохотной сцене шастает плюшевый медведь (внутри — карлик Вано Миранян), наряженная куклой Алиса Хазанова исполняет песни Егора Летова на фоне мультяшного Кремля, за фортепиано восседает огромная мышь (внутри — пианистка Элина Кани). Первый открытый спектакль закрытого клуба Château de Fantômas пытается с жаром отстоять актуальность старого доброго жанра кабаре. Только с оговоркой, что эта конфетка для изысканной публики — не с коньяком, а со спиртом.
Номер за номером — гламурная Алиса (конечно, кэрролловская) в своей шкатулочной карамельной спаленке меняет наряды в соответствии с происшествиями за окном: Кремль в рассветных лучах — домашнее платье с кружевами; Кремль полыхает — мини-юбка; над Кремлем психоделическое сияние поглощает дирижабли — шинель. Песни в хитроумных фортепианных аранжировках Игоря Вдовина — сплошь из разряда незамусоленных: трогательный «Хороший автобус», опустошенная «Заплата на заплате», дискотечный «Плюшевый мишутка» и, понятно, смыслообразующее «Сияние»; никаких тебе «Зоопарка» и «Все идет по плану».
Самое во всем этом удивительное — чистый унисон с недавней премьерой Клима «Возмездие 12», где аналогичным образом одинокая актриса поет (не Летова, но Блока) про Россию — и в финале тоже оказывается в шинели; и почти день в день с премьерой «Сияния» на книжных прилавках появляется книга «Песни в пустоту» Александра Горбачева и Ильи Зинина, название которой цитирует летовский рефрен из «Осени» — по этой песне получился самый чистый номер спектакля Филиппа Григорьяна. Художник-затворник Константин Терентьев полгода назад делился со мной одной нереализованной театральной идеей: артист Егор Корешков один стоит на сцене и долго поет песни Егора Летова, одну за другой. Ничего из перечисленного к 50-летию покойного рок-героя не относится — унисон в данном случае подтверждает художественную адекватность, это сквозняк времени.
Но есть одно катастрофически досадное но. За честный и полнокровный вокал можно простить отсутствие всякого интеллектуального наполнения, неосознанное комбинирование культурных кодов и даже дурновкусие; шоу «Голос» тому доказательство. Вот только наоборот эта формула, увы, не работает. Интеллектуал, человек высокой культуры Алиса Хазанова, балерина и хореограф по образованию, одаренная многогранно, обладает весьма сомнительными вокальными способностями и даже в незамысловатой гармонии «Гражданской обороны» позволяет себе промахиваться на полтона. Многочисленные промахи могли бы служить тут приемом, но они нивелируют и смысловой груз поэзии, и сам прием — максимальный внешний порядок при непереносимом внутреннем вывихе. «Сияние» — проект в большей степени Алисы Хазановой, чем Филиппа Григорьяна, который был приглашен реализовать уже готовую идею. То есть если вам покажется, что неспособная к пению актриса на сцене оказалась по нелепой случайности, — это не так.
Если вообразить эталонное воплощение авторского замысла, получится на самом деле удивительная в своей красоте вещь. Через ироничную славянофильскую шероховатость летовской лирики, поданной на блюдечке, здесь ловко прочерчена история поэтической боли России XX века — от манифестального имажинизма 1910-х до психоделической трансгрессии 1990-х. Но выстроить этот каркас в голове куда проще с закрытыми ушами.
Самая главная проблема этого кабаре-спектакля, скатывающая его на уровень "халтуры", как ни печально, - абсолютно не умеющая петь Алиса Хазанова. Красивая картинка, приятная заяц-пианистка, ходячий карлик-медведь.. и в этой музыкальной шкатулке - совсем безголосая Алиса. Зная некоторую подноготную спектакля, для меня остается полной загадкой, разочарованием и каким-то неадекватным фактом то, что в течение почти часа приходится слушать пение на уровне "ниже любительского".
А вообще задумка хорошая, можно было бы сделать "конфетку", если бы в центре всего была бы харизматичная, очень хорошо поющая профессиональная актриса.
ИЗ ПРОГРАММКИ К СПЕКТАКЛЮ
Идею создания представления по песням Егора Летова долгое время вынашивал музыкант и композитор Игорь Вдовин. Звезды сошлись весной этого года, когда Алиса Хазанова и Снежанна Георгиева решили сделать что-нибудь совместно на сцене клуба Chateau de Fantomas, к которому Снежанна имеет самое непосредственное отношение. В качестве постановщика в проект был приглашен режиссер Филипп Григорьян — с ним у Алисы уже был опыт предыдущей успешной работы в театре.
Всего было отобрано 12 композиций, записанных Егором и его соратниками в период с 1987 по 2005 годы. При этом, аранжировки песен были создателями постановки намерено деконструированы с тем, чтобы любой зритель — независимо от возраста и музыкальных пристрастий — смог адекватно декодировать для себя суть летовских посланий.
«СИЯНИЕ» – это повествование о разрушении построенного на непрочном фундаменте девичьих фантазий хрупкого карамельного мира, который не выдерживает натиска реальности, врывающейся в него сквозь трещину в защитной оболочке.
Заряженные первобытной энергией песни образуют контрапункт с предстающей перед глазами зрителя картинкой. Смысловая полифония, которая рождается от столкновения аудиовизуального ряда и ряда семантического, создает новый образ Летова — не столько бунтаря и ниспровергателя канонов, сколько тонко переживающего художника и поэта, страдающего от собственного несовершенства не меньше, чем от несовершенства окружающего мира.
Дата премьеры представления совпала с юбилеем Егора Летова — в сентябре 2014-го ему исполнилось пятьдесят лет.