Валентина (Яна Гладких, Нина Гусева) весной закончила поселковую школу, но не уехала в город учиться, а осталась в таежном Чулимске работать посудомойкой в забегаловке. В нее влюблены стар и млад, но ее манит иной магнит — опальный городской следователь Шаманов (Никита Зверев): уже четвертый месяц его раненое сердце отогревается в Чулимске около зрелой и горячей Зинаиды (Наталия Егорова). Пьесу Александра Вампилова о нравственном кризисе, совпавшем для Шаманова с кризисом среднего возраста, ставит на малой сцене Художественного театра главный спец по кризисам, режиссер Сергей Пускепалис.
Драматический |
12+ |
Сергей Пускепалис |
3 часа, 1 антракт |
Милиционер Шаманов (Никита Зверев) пострадал в городе за справедливость, пал духом и уехал в дыру. А там знойная Зинаида (Анна Банщикова) врачевала его душевные раны, пока однажды взгляд Шаманова не остановился на юной Валентине (Яна Гладких). Валентина окончила школу, но не уехала учиться в город — оказывается, из-за него. Девичья любовь помогает Шаманову подняться на ноги, но у самой Валентины жизнь идет наперекосяк.
Эпитет «крепко сколоченный» к спектаклю Сергея Пускепалиса по пьесе Александра Вампилова так и просится на язык: художник Алексей Вотяков сколотил на малой сцене МХТ деревянную конструкцию, где из столовой мостки ведут на террасу, наверх по лестнице, на жилой чердак. Помимо дерева художник Вотяков любит воду. Поэтому Чулимск затопило паводком, и к террасе, где происходит действие, герои добираются кто по колено в воде, а кто и в лодке: слышится звук мотора, по воде распространяется зыбь, минуту спустя появляется старик с мотором на плече. Вечером, когда темнеет задник театрального неба, раздается рокот невидимого дизель-генератора и, помигав для разгона, зажигается уличный фонарь. На наших глазах с большим тщанием создается иллюзия правдоподобия.
И к этой иллюзии есть большой вопрос. Вера в театральную иллюзию — негласный общественный договор (реалистический театр обманывает — публика платит за то, чтобы обман был убедительным), который был заключен лет сто назад и уже лет двадцать как расторгнут. Сегодня от театра ждешь чего угодно, только не иллюзии. Так что чем больше старается иллюзионист, тем сильнее желание его на чем-то подловить. Когда Наталия Егорова в роли сердобольной Хороших появляется на террасе своей столовой с синяком под глазом (поставил синяк ее буйный сожитель — а кто же еще, — Дергачев, которого играет Михаил Хомяков), то задаешься вопросом совершенно нехудожественного свойства. По правой щеке бьют левой рукой, значит, артист Хомяков левша? Смотришь спектакль и ждешь, когда артист Хомяков что-нибудь схватит. Я не дождалась. Хотите — проверьте вы. Подсказка: хватается он если не за стакан, то за топор.
Отличная постановка пьесы Вампилова! Спекталь о любви и только о ней: у каждого героя она есть, у каждого - своя, особенная. Прекрасные актерские работы! Очень понравились Юлия Чебакова: ее героиня -собирательный образ, ее игра пробирает до мурашек; ироничный и 100% настоящий Никита Зверев, Михаил Хомяков - как всегда, выше всяческих похвал, такая нежная и искренняя Яна Гладких, безусловно, ярчайший и талантливейший Снанислав Дужников. Станислав стал настоящим открытием в этом спектакле! Показался мне сегодняшним Евгением Леоновым... Его персонаж и добрый, и немного грустный, но все-таки очень смешной, нам сегодня так не хватает подобных героев! Очень рекомендую!
27.05.2012 Москва
«Прошлым летом в Чулимске…»
Получил удовольствие и внутреннюю убежденность, что посмотрел лучший спектакль этого года, который я имел удовольствие ощутить с января 2012.
Шел на пред премьерный показ с сохранившимися в памяти обрывками фильма «Валентина» (Советского времени с Р.Нахапетовым и запомнившимся выстрелом из пистолета). Не пересматривал – просто вынимал из памяти воспоминания и, наверное, сравнивал.
Что привлекло внимание сразу так это - Декорации на воде – пытливый ум, увидев водяную подложку по всей площади сцены, спрашивает «Как это все не протекает?». Однако, потом техническая мысль уходит и настает понимание насколько вода усиливает и подчеркивает эмоции отдельных сцен спектакля.
Вещь эмоциональна, трагична и комична.
Из актеров запомнились особенно:
1. Ю.Чебакова (Кашкина) – абсолютно хороша - эмоциональная подача и актерская игра, высококлассный качественный источник юмора на сцене. (сложно представить на ее месте заявленную актрису второго состава);
2. И.Хрипунов (Пашка) – поджар, молод и гармоничен в своей роли.
3. Я.Гладких (Валентина) – мила и эмоциональна приятственна для слуха и глаза.
4. С.Дружников (Мечеткин) – удачно вписался в свою роль («а-ля» адаптированная роль из «Воронины») несколько более трагична и по-особому комична - особенно хороша сцена разговора на лестнице с Кашкиной – незабываема «отдача» тела актера на удары по голове…)
Музыкальное оформление возвращало в СССР.
Несколько излишне новой кажется шапка «Спорт» на голове отца Валентины и лодочный мотор, с которым он ходит на протяжении спектакля (впечатление, что в верхней его части чего-то не хватает, и он не работоспособный). Но это все мелочи….
СХР - Спектакль хорош – рекомендую.
Васильев Виктор
Спектакль я посмотрела еще полгода назад, но до сих пор его вспоминаю. Это лучшее, что я видела за последнее время. Прекрасный Вампилов, которого очень х орошо преподнес Сергей Пускепалис. Замечательные актеры. Интересные декорации.
"Прошлым летом в Чулимске" Пускепалиса - пожалуй, тот редкий случай, когда можно сказать: спектакль даже богаче оригинальной пьесы. Это очень яркая, глубокая и вместе с тем лаконичная работа. Актерам удалось мастерски сгладить присущую Вампилову прямолинейность и превратить спектакль из социального в психологический и по-настоящему личный. Обращает на себя внимание и то, что в спектакле лет второстепенных героев, а игра каждого из актеров индивидуальна. Малая сцена неизменно радует!
Прекрасный незатянутый спектакль о нашей с вами действительности. Девушка, чинящая забор, милиционер убежавший в таежную глушь, сельская кафешка. И выбор то собственно всегда за человеком- сбежать в глушь, остаться в ней и сидеть вечерами, отмахиваясь от комаров, либо уехать в город, как сделало почти все молодое население Чулимска. А кто не уехал.. И каждый по своим причинам.
Очень интересно и драматично смотрится, я ставлю твердую пятерку и рекомендую к просомтру, даже тем, кто не хочет размышлять, а просто отдохнуть и посопереживать в театре!