Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.4

Спектакль
Книга Иова

скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Литовский гений Эймунтас Някрошюс закрывает «Балтийский дом»
  • Книга Иова – афиша
  • Книга Иова – афиша
  • Книга Иова – афиша
  • Книга Иова – афиша
Драматический
16+
Эймунтас Някрошюс
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
7 ноября 2014
Шедевр Някрошюса о том, что Богу тоже стыдно

Как все гениальное, работы Някрошюса устроены очень просто. Правило первое: в основу берутся только великие тексты (за редчайшим исключением) о самом главном — Шекспир, Чехов, Данте, Гете, Ветхий Завет. Правило второе: артисты играют как в последний раз и как будто перед средневековым зрителем, то есть максимально широко и громко, этюд за этюдом. И самое главное: из этих этюдов собирается метафорический пазл, внятный и величественный, нечто в лучших традициях раннего Ренессанса.

Книга Иова представляет собой серию красноречивых диалогов о справедливости, где лишившийся всего и больной уже всеми болезнями человек не отрекается от Бога, но неистово требует от Создателя объяснений. Някрошюс, ничего не досочиняя, просто выводит на сцену в качестве зрителей главных виновников мучений Иова. Они сидят позади, вокруг каких-то расставленных по сцене плакатов, изображающих неисповедимые пути или что-то вроде контурных карт по географии, как огорошенные слишком умным вопросом ученика. И в центре коллизии оказывается обнаруженная за ширмами текста подоплека: Богу стыдно перед человеком, человек прощает Бога.

Собственно, предмет особого интереса составляют два параллельных процесса: аккуратное, поступательное, как партия ударных в «Болеро», развитие роли Иова в феноменальном исполнении Ремигиюса Вилкайтиса и режиссерская интерпретация библейского текста, которую уместнее назвать расшифровкой. Все сходится, как положено, в фатальное откровение: Сатана в одну руку подсовывает человеку яблочко, а Бог в другую ножичек, чтоб на всех можно было поделить. И христианская притча о несокрушимости религиозного духа обретает сократовскую интонацию, как будто вынося вердикт: «Справедливое — трудно».

Cпектакль длится рекордно короткие для Meno Fortas два часа, но монотонный ритм дает ощущение резиновой нескончаемости. Героическая синтезаторная музыка Леона Сомова вместо необходимого актерам подъема передает неожиданный привет из телевидения 80-х, вступая в диссонанс c библейскими строками вроде этих: «Кости мои прилипли к коже и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих» (Някрошюса иногда хочется сравнить с Леонидом Федоровым, и этот момент — нежданная рифма с федоровским «Губы одна к другой прилипли, чтобы зубы изо рта не выпали»). Не менее неожиданными кажутся и горящие лампочки, стоглавой гроздью свисающие с шеи Иова, — внезапный спецэффект посреди более чем лаконичной сценографии.

Но отстраниться и посмотреть на спектакль холодным критическим взором невозможно, когда по самым сокровенным струнам восприятия лупят необъяснимые метаморфозы, превращающие ящик письменного стола из уютного гробика в пустой оклад; когда в литовской декламации, подчеркнутой монументальной жестикуляцией, слышится могучее эхо праязыка; когда артисты ни на шаг не отступают от того, что Пушкин называл «истиной страстей и правдоподобием чувствований в предполагаемых обстоятельствах». Словом, когда случается все то, что мы в первую очередь имеем в виду, произнося имя Эймунтаса Някрошюса. Все то, что невозможно изложить в словах, как невозможно вдохнуть жизнь в бутафорию, — а Бог, по Някрошюсу, только о том и заботится.

3
0

Отзывы

9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
6 ноября 2014

Наверно, только гении могут решиться выразить суть бытия, отраженную в одной из религиозных доктрин. Светлый гений Някрошюс одним легким касанием может сказать о многом. И как удивительно лаконично и ясно созданные им в этом спектакле образы и символы выражают становление личности через познание добра и зла! Сцена декорирована только ширмами, на которых изображен пунктиром некий извилистый путь человека.
У каждой силы во Вселенной свое предназначение. Бог с рыбой – символом Христа, завернутой в золоченый церковный фантик в виде конфеты, страстно любит Иова. Красавец Дьявол с лопатой за спиной, готовый вырыть яму любому в любую минуту и играющий в войну, искусит кого угодно. Иова – опорная балка своего Дома. Бог заключает с Дьяволом некий вынужденный договор, определивший судьбу Иова, поскольку знает, что укрепиться духом, обрести мудрость и приблизиться к нему Иова может, лишь преодолев страдания. Дьявол вешает на шею Иове гирлянду из лампочек, символ страданий и отчужденности. Бог, видя мучения Иова, даже выпивает иногда с горя, но не может нарушить установленный миропорядок. Иов находит утешение и сочувствие у друзей. Он обрастает новой кожей, взятой одним из них из барабана, на котором Бог и Дьявол отбивали вселенский ритм. Бог и Дьявол отходят от Иова, и он превращается из смиренного раба Божьего в Человека познающего. Под развернутой Богом и Дьяволом черной тканью он ищет глубинный смысл своей жизни. Кое-что находит, кроме справедливости. В руке у него оказывается «пуп земли». Бог отгоняет от него друзей-советчиков, претендующих на истину в последней инстанции, как рой назойливых мух. Они во главе с Дьяволом растаскивают в разные стороны ящики письменного стола, деля единую истину на отдельные части. Мировая гармония начинает разрушаться. Последним берет свой ящик Иов. Он колеблется, то снимая свой пиджак и складывая его в ящик, то снова его надевая, но все же решается вопрошать к Богу и получает от Бога откровение. Иов умолкает. И снова слева от него Дьявол, справа Бог. Дьявол дает ему в руки яблоко жизни и ее познания, Бог – нож. Иова разрезает яблоко на равные половины – Добро и Зло и хочет отдать их Богу и Дьяволу, но они не берут. И тогда он начинает жадно вкушать от каждой из двух половин. И для Иова все начинается сначала, но на новом витке спирали жизни. Обогащенный высшей мудростью он продолжает свой путь. И будь, что будет!

1
0
9
sveta orlova
191 отзыв, 305 оценок, рейтинг 133
21 октября 2014

Возможно предложенная логика примитивная, но свою правду содержит. В книге прежде всего ценный текст, выступающий главной ценностью спектакля. Изначально текст фундаментальная структура образующая единое целое. Следовало бы решить спектакль в духе аскетизма и скупости эмоций. Логично сложной и многослойный текст раскрывается и звучит, позволяя считывать смыслы.
Ключевое достижение как зрительское постижение сводится к простой мысли, что Бога нет. Еще одна крамола, если угодно, то исключительно человек носитель добра и зла. С разной степенью успеха уживающиеся в человеке. Разумеется, ответственность за все беды берет на себя разнесчастный человек.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все