Драматический |
16+ |
Татьяна Уфимцева |
5 октября 2007 |
1 час 30 минут, без антракта |
На школьной доске мелом — тема: «Что есть счастье». Двое встают из-за парт: они напоминают мультяшных персонажей. Он — матрос Сеня (Алексей Телеш) — глуповатый и добродушный Тигра, она — пионервожатая Виктория (Полина Воронова) — бегающий за ним хвостиком маленький Пятачок. Без головного убора героиня напоминает уже скорее нелепую провинциалку Ирины Муравьевой из фильма «Карнавал». Вот неловкая соблазнительница возится с платьем: надеть? или лучше снять? Вот соблазняемый обжег язык кипяточком и теперь шепелявит, а после второго стакана «Абрау-Дюрсо» совсем карикатурно запьянел. А вот явился интеллигентный недотепа Оскар Борисыч (Вадим Бочанов), настолько забитый непростой советской жизнью, что боится и словечко вымолвить, — только вздыхает.
Пьеса Александра Червинского была хитом советского театрального репертуара начала 80-х: и столицы, и провинция плакали над судьбой сиротки Виктории, в голодном 47-м (между строк — родители расстреляны) решившей завести ребенка от первого встречного, да первого встречного ненароком и полюбившей. Ученик Гинкаса и Яновской, известный по совместным работам с Иваном Вырыпаевым, — Владимир Рыжаков — и его сопостановщица Татьяна Уфимцева вместо нежной игры в ретро (пионер с колокольчиком, приглашающий зрителей в зал из буфета, не в счет) вздернули темп пьесы так, что на ум приходит недобрый доктор из «Змеиного яйца» Бергмана, предлагавший просматривать самые сокровенные сцены из жизни на ускоренной перемотке, превращая их в буффонаду. Вика и Сеня выкрикивают реплики как скороговорки, торопятся жить и торопят свое будущее — и выглядит это до поры до времени действительно забавно: на сцене занятные трюки, в зале хохот, который разбивается лишь об остекленелый взгляд старой учительницы (Ирина Лебедева), комментирующей действие. И когда авторы спектакля уже полностью убедят публику, что та смотрит комедию, действие вдруг резко затормозит, почти остановится, а настоящее и прошлое столкнутся лбами.
Перед Сенечкой маячит карьера торгпреда, Виктория — дочь врага народа, так что о браке и речи быть не может. Когда Сеня явится к беременной Виктории просить прощения и прощаться, она, сначала крошечная на фоне гигантских школьных дверей и окон, на глазах вырастет из славного звереныша во взрослую женщину. Прозрение показано буквально, но очень грамотно: свет бьет героине в лицо, и первое время видишь лишь ее огромные глаза, все остальное исчезает во мраке. Затем, по мере того как Виктория бормочет свой монолог, одновременно отпуская Сенечку и заговаривая свою боль, предметы снова выступают из тьмы, но остаются уже только фоном. Ничего крупнее этого разбитого вдребезги за один миг, а потом за считаные минуты склеенного из ничего женского счастья нет и не может быть.
«Счастье моё» - это название спектакля для тех, кто любит поразмышлять: не получится просто посмотреть его и уйти вновь заниматься своими делами, он ещё долго останется в вашей памяти, сердце, душе, а одноимённая песня, тянущаяся сквозь весь спектакль, будет ещё долго звучать в вашем сознании.
Действие происходит после войны в школе, в кабинете биологии, которая одновременно служит комнатой для 18-летней девочки-сироты Виктории, мечтающей о ребенке. И ей улыбается судьба – она встречает матроса Сеню.
Что было дальше? Любовь, ложь, горечь правды и потери, радость обретения.
«Счастье моё» - это спектакль с вечными вопросами: что такое любовь, долг, верность, идея, мечта... И все они с окраской того времени... Неоднозначный спектакль, который порождает у каждого зрителя свои вопросы и свои собственные ответы на них.
Замечательно ещё и то, что в конце спектакля не ставится точка, а стоит многоточие и каждый может придумать завершение этой очень сантиментальной , зачастую забавной, но и трагической истории.
На этом спектакле я плакала и смеялась. Иногда одновременно. Потрясающая сила главной героини заставляет сердце стучать сильнее. Очень хорошо играют актеры.
Сюжет простой: молодая девушка хочет счастья. И ей представляется, что ребёнок - это именно то, ради чего стоит жить. Поражает её целеустремленность, оптимизм и любовь, которая в ней. Она прямо светится этой любовью.
Этот спектакль очень значим именно для меня. 20 лет назад я увидела его первый раз и меня так вдохновил образ Виктории, что я тоже захотела родить ребёнка. Несмотря ни на что. Передать свою любовь, чтобы и в нем, моём ребенке, был этот свет.
Скоро моей девочке исполнится двадцать лет.
Я благодарна автору пьесы и театру на Литейном за это чудо. Ведь это действительно чудо, когда спектакль способен изменить судьбу человека.
Спектакль душу не цепляет, показался немного поверхностным, только Полина Воронова в роли главной героини действительно играет с душой.
Начитавшись отзывов, шла на спектакль с ощущением того, что увижу нечто такое, что как минимум на несколько дней заставит меня призадуматься о том, что же такое "счастье". Ожидала феерии, слез и смеха, а вышла, увы, с полным разочарованием...
Рада, что артисты играли действительно хорошо, но сюжетная линия... Она ведь до боли заезженная, банальная, неоригинальная. Была очень неприятно удивлена, что всё действо длилось полтора часа. Все ожидания чего-то необыкновенного ожидались именно во втором акте, ведь что-то должно было тронуть. Это как выключить фильм ровно в середине или ближе к ней, когда закручивается сюжет.
К сожалению, уже второе разочарование в этом театре. Видимо, нужно сделать длительный перерыв.
Очень понравился спектакль.Актеры играют с душой и не могут оставить равнодушным к происходящему на сцене.Есть где и поулыбаться ,есть и где задум аться ,а также и посочувствовать и посопереживать.Так получилось,что с нами ходила девушка 13 лет и с удовольствием просмотрела данный спектакль....пошлостей не заметили,а удовольствие ребенок получил и ушла восторженная из Театра.После спектакля осталось приятное послевкусие относительно магии театра и воздействия на нежные струны.Сознание спектакль не перевернул,но тронул и оставил большое душевное тепло.За что крайняя признательность всем ,кто участвовал в постановке данного спектакля.Понравилось ОЧЕНЬ!