Драматический |
16+ |
Олег Анищенко |
24 октября 2013 |
1 час 30 минут |
Что ж мне оставалось делать, как не идти в Париж? Прихожу. Иду в сторону Нотр-Дама, иду и удивляюсь: кругом одни бардаки. Стоит только Эйфелева башня..
Что печально – Петушки совсем не такие, как Венечка Ерофеев видел для себя и описал. Ездила проверять когда-то давно, и ничего там не цвело, и вообще все самым обычным образом обстоит.
Даже башня Шуховская на входе в Петушки хоть и стоит, заброшенная, но без романтизма в лице, торчит простым столбом с вороньим гнездом на голове, не заваливаясь, и без экспрессии.
Вот Орехово-Зуево, кстати, местечко побрутальнее будет, да позабористее, и соловьи над Клязьмой там свищут так, что и уши бы заложило, да звук другого качества соловьи издают. Громкий, но нежный.
А вот электричка Москва-Петушки такая была, такая и есть, страшная, мифогенная, ерофеевская, уникальная. И если ехать в ней как с работы вечером, со всем народом вместе, то насмотришься всякого и наслушаешься. Не электричка, а пособие и пособник писателю любому, который знать не знает, с чего начать сюжет. Бери лопату и греби сказки ворохом.
Что офигенно в спектакле – так это игра Максима Лакомкина. Из пяти прекрасных, спору нет, актеров, он – наилучший Венечка. Крутой, милый, в меру странный, безмерно интересный.
И про Карину Дымонт. Она, конечно, и в пальто широком, и в майке, и когда надо, и с говорком праивльным простецким, и с прищуром, но все равно балерина. Сквозь все интонации, совершенно такие, какие нужно роли, реальные, противные и смешные, через позы буфетчицы с Курского вокзала, и гримасы, и колготки рваные, просвечивает принцесса, куколка-балетница, и рафинированная особа.
«Я вслед этой женщине посмотрел с отвращением. В особенности на белые чулки».
Нет, на героиню Карины Дымонт с отвращением не получится смотреть, даже вслед за Венечкой, Все равно с восхищением придется таращиться.
Правда, когда она монолог-рассказ собеседницы главного героя, женщины сложной судьбы, представила, то из балерины вдруг совершенно вышла, «и чудовищен был стиль ее рассказа».
Интересно было. Привычная такая трагедия. Обыкновенная история безвыходности и отчаяния.
Которую смотреть весело и страшно.
Пять человек - временами пять ипостасей одного Венечки, временами герой и массовка. Полтора часа действия, захватывающего постепенно. Переходы, от приземленного к возвышенному, от отвратительного к милым деталям старины, от реализма к фантасмагории.
Стоит сказать, что все это происходит в "театральном андерграунде" - буфете. Места ненумерованные и по качеству очень разные, нам правда повезло.
После окончания реализовали завет Венечки: "И немедленно выпил" - допили бутылку воды, поскольку было душновато.
Не уверена, что спектакль всем понравится. Но нам определенно понравился.
Действительно интересная интерпретация, позволяющая и насладиться произведением, что легло в основу, но и раб оту авторско-актёрского состава театра оценить. Непошлая, а даже очень уважительная интерпретация, было интересно наблюдать иной взгляд на героя. Здорово: так же бредово как в пьяном угаре, абсурдно, местами откровенно тоскливо.
Стоит сходить.
Мощная постановка культового произведения Венедикта Ерофеева , которое даёт представление о том "кому на Руси жить хорошо".
Электричка из Москвы в неблизкое Подмосковье тащит зрителя в персональный ад писателя , где нет:
-лёгкости бытия.
-счастья быть предоставленным себе.
ибо ад - это другие.
-трезвости , как нормы , где выпивая невозможно обрести истину и приятную компанию.
где есть:
-эфемерное представление о глубинке , где цветёт жасмин.
не ищите его сейчас , давно уж вырублен.
-дискурс с народом.
-Бог , что заглянул в Союз , чтобы его до вавилонского основания раздробить.
В книге прекрасно всё , ибо писатель , как пророк , смог высказаться понятным языком для всех слоёв населения в своём отечестве , где так сладок дым.
В спектакле выжимки из этого прекрасного.
Тут чудесный эликсир , что не врачует , а вновь возвращает к вопросам бытия и подлинным ценностям.
Актёры смогли вновь вернуть меня к катарсису , испытанному от прочтения , когда мне было лет 14.
Что может быть лучше того, когда гениальный текст читают гениальные актёры? «Москва — Петушки» Венечки Ерофеева уже который год идёт на сцене Театра на Юго-Западе.
Я предполагала, что этот спектакль должен быть замечательным, и не прогадала. Самого Венечку и других персонажей здесь поочерёдно изображают пятеро:
Анищенко Олег Николаевич
Дымонт Карина Эдуардовна
Лакомкин Максим Валерьевич
Санников Андрей Александрович
Шатохин Александр Анатольевич
И я теряюсь, думая о том, у кого же из них вышло лучше? Все просто умопомрачительны, я хохотала до слёз на протяжении всего действа.
Очень советую этот спектакль всем тем, кто родился в СССР. В спектакле звучит музыка тех лет, и в целом текст Ерофеева как будто создан для тех, у кого еще сохранились воспоминания о советских временах. Не могу не процитировать, ведь это и про нас сегодняшних тоже:
«Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости. Можно себе представить, какие глаза там. Где все продается и все покупается ... глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуганные глаза... Девальвация, безработица, пауперизм... Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой - вот какие глаза в мире Чистогана...
Зато у моего народа - какие глаза! Они постоянно навыкате, но никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной. В дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий - эти глаза не сморгнут. Им все божья роса...»
Разве же это не глубоко, разве не прелестно? Искренне советую этот спектакль всем поклонникам Венечки Ерофеева. По-моему, от исполнения актёрами театра текст знаменитой поэмы только выиграл, заиграл новыми гранями.