Москва

Спектакль
Хроника времен Бориса Годунова

Постановка - Пушкинская школа Владимира Рецептера
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
«Пушкинская школа» исследует миф о царе Борисе

«Пушкинская школа» исследует миф о царе Борисе.

Драматический
12+
Владимир Рецептер
1 час 45 минут

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Светлана Слободяник
24 отзыва, 46 оценок, рейтинг -3
8 сентября 2012

. Тройное погружение во время.
Маленькая скульптура Пушкина, явно схваченного в момент работы над некой рукописью, поставленная автором спектакля и режиссёром Владимиром Рецептером в центр светового пятна, начинает действие. Мраморная фигурка расположена на достаточно массивной банкетке*, удивительно что-то напоминающей. Артист Денис Волков рассматривает скульптуру, пытаясь принять туже позу на реальной банкетке с современным web-средством литературного начертания, и тут происходит фокус: мы попадаем во время шестидесятников (чутких к историческому и поэтическому слову!), когда из зала выходят молодые люди и начинают играть истории создания и сцены из «Бориса Годунова».Соответственно 2-е погружение во времени : время написания трагедии, когда сам главный герой становится Александром Сергеевичем, соответствуя одной из главных характеристик поэта: «ай да, Пушкин, ай да <самохарактеристика гения>», а остальные действующие лица становятся редкими приближенными писателя, которым нравилась трагедия! Они вместе с Пушкиным разыгрывают фрагменты из неё, погружаясь уже во времена Пимена! Д.Волков местами столь темпераментен, что напоминает Маяковского. Так, продекламированное им слово «смех», в невинной фразе о характеристике зрительских эмоций ,на долгое время повергло меня в трепет, заставив считать, что так первоначально заканчивалась трагедия вместо привычного: «народ безмолвствует»… Говоря о «своем» родственнике Пушкине артист заставил меня проникнутся уверенностью, что является одним из отпрысков автора трагедии, но, как оказалось, это один из зачинщиков смуты против Бориса Годунова был родственником предков поэта. И Пушкин честно описывает его деяния, призывая других к такому же отношению к истории без выбеливания и очернения.
Оказывается Пушкин мог погибнуть в это время, но считал, что Бог этого не допустит, ради сохранения его творения. В спектакле «Авдей Флюгарин, или Commedia dell’arte из истории российской журналистики” того же Пушкинского центра есть фрагмент, где Пушкин вызывает на дуэль самого яростного своего оппонента о котором Некрасов писал: «Неподкупен, как Иуда, смел и честен, как Фальстаф»**.
Оказывается Пушкин считал свою трагедию слишком грубой для оперы, любил не только Мольера, но и превозносил Шекспира. А к концу спектакля понимаешь, что мраморная банкетка под скульптурой напоминает Гробы Успенского Собора.
3-го сентября,- «Спасён»-могли бы по-«фаустовски» сказать себе артисты , так как сложилось впечатление, что Царь Борис всё-таки не виновен в гибели царевича.
Хороший юродивый получился у Дениса Французова, доже захотелось узнать ,что же там было на копеечках в те годы?
~ “дан в жертву мне Борис!” ~такое чувство, что сам Пушкин восклицает так устами своих героев.
______*Такая длинная банкеточка с подлокотниками, на которую прилечь можно, кажется ещё имеет красивое старинное название.
**Взято с 50-й стр. рецензий Ж. Зарецкой. А спектакль «Авдей Флюгарин, или Cjmmedia del’arte из истории российской журналистики” должен восстановить триптих и дополнить диптрих совместно со спектаклями «История села Горюхина» и «Жуковский. Прощание» уже в октябре месяце.
«Спасён»-могут по-«фаустовски» сказать себе артисты

2
0
7
Юлия Кожева
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
23 ноября 2012

Бывают спектакли, которые заставляют зрителей смеяться или плакать (или делать это одновременно), встречаются такие, которые позволяют отключить все мысли… Но есть еще одна важная группа – театральные постановки, которые заставляют думать.
Такова «Хроника времен Бориса Годунова» театра «Пушкинская школа» из Санкт-Петербурга. Тонкое переплетение трагедии А.С. Пушкина, писем и размышлений поэта о природе этого драматургического жанра, оперы М.П. Мусоргского, «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Маленькая камерная сцена, живой контакт со зрителями обязывают актеров ко многому. Здесь нельзя врать, нельзя тянуть одеяло действия на себя, не получится укрыться в декорациях (которые фактически отсутствуют) – все будет заметно.
Актеры предельно обнажают свои чувства, эмоции. Они – единый организм. Еще сильнее это подчеркивается тем, что большинство играет несколько ролей, и перевоплощаются здесь же, на глазах у зрителей.
Во все время действия все актеры находятся на сцене – и это тоже работает на создание атмосферы взаимодействия с залом.
Только на несколько минут вначале, главный персонаж – Александр Пушкин – «стержень» действия, который будет своей неиссякаемой волей нанизывать сцены, реплики, завязывать конфликты, останется один на один со зрителем. Сложный момент, когда нужно поймать зал, чтобы удерживать интерес, руководить эмоциями на протяжении двух часов действия. Справляется Денис Волков – исполнитель роли Александра Пушкина, Пимена, боярина Ивана Воротынского и предка поэта Афанасия Пушкина.
Актер, как нерв, натянутый до предела. Особенно, когда он, А.С. Пушкин, живо и трепетно говорит о сокровенном, о своем выстраданном детище – трагедии «Борис Годунов». Произведении, которое в свою эпоху явилось смелой попыткой его, гения, реформатора литературных традиций, талантливого человека, создать новую трагедию.
Он обдумывает вслух природу жанра, вспоминает своего великого предшественника Шекспира, втягивая зрителя в ход своих рассуждений о законах высокой драматургии, в которой в судьбе человека отражается судьба народа.
Он объясняет, как и почему выбрал эпоху Смутного времени и личность выбранного царя, как вникал в суть характеров каждого из своих персонажей. Как создавал их.
Режиссер Владимир Рецептер минимизирует использование костюмов, декораций. Все условно – мозаика из рисунков, стилизующих иконы и фрески 16 века, золототканые накидки и простые рубища персонажей трагедии. Это штрихи, которые лишь намечают для зрителей границы сцен и мизансцен.
Главное лицо, вокруг которого строится трагедия – Борис Годунов. Актер Григорий Печкысев воплощает только его образ. Наверное, потому, что для создания такого противоречивого характера, требуется слишком серьезное и глубокое погружение.
Окружающие нелестно характеризуют его, зятя палача Малюты, рожденного рабом (ибо все на Руси рабы Помазанника Божия, законного Правителя). Прошлое не отпускает Бориса. Но в откровенных монологах, обращенных к залу, есть искренность, которая заставляет верить ему. Он с горестью повествует о том, что все усилия, все милости народу напрасны. Хлеб в голодный год, который он раздает простому люду, не заглушает злобы. И в любых бедах Руси ли, семьи ли обвиняют его.
В довершение всех несчастий тень царевича Дмитрия постоянно незримо присутствует в судьбе Бориса.
Страсти накаляются, когда честолюбивый Григорий Отрепьев объявляет себя наследником, чудом выжившим сыном Ивана Грозного.
Роль Лжедмитрия также не проста. Помимо драматургической, она включает в себя музыкальную часть. Актер Иван Мозжевилов и актриса Екатерина Новикова исполняют сцену из оперы Мусоргского. Образ Марины Мнишек заставлял самого Пушкина (по его признанию) зажигаться страстью. Но в трагедии ей отведено совсем немного действия. Так что музыкальный фрагмент позволяет режиссеру выделить Марине чуть больше времени.
Фрагменты оперы великого композитора создают ритм (плясовой «Как во городе было во Казани»), добавляют лиризм (сцена Марины и Самозванца) и драматичность (плач юродивого) тем частям постановки, которые нужно оттенить режиссеру.
Такие спектакли-исследования, спектакли-раздумья должны как можно чаще появляться на театральных сценах. Тогда мы будем лучше знать историю, литературу, музыкальное наследие своей страны. А искусство – выполнять свою главную миссию – не усыплять разум поверхностными пустыми безделицами, но будить сложными многогранными произведениями.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все