Мюзикл «Яма» создан композитором Сергеем Дрезниным и драматургом Михаилом Бартеневым в 2013 году — почти сто лет спустя после того, как Александр Куприн поставил точку в одноименной повести, над которой работал шесть лет (1909–1915). Свое произведение он предварил эпиграфом: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству».
Авторское посвящение не было услышано: книга вызвала не сочувствие и понимание, а, скорее, осуждение — для большинства тема продажной любви оказалась слишком щекотливой, чтобы говорить о ней вслух.
На первый взгляд, повесть «Яма», жесткая, реалистичная и откровенная (почти публицистика!), — не лучший материал для создания мюзикла. Гораздо органичнее было бы обратиться к таким пронзительным, нежным, чувственным историям, как в «Олесе» и «Суламифи», «Поединке» или «Гранатовом браслете». Впрочем, в спектакле Нины Чусовой собственно Куприна искать не нужно — оригинальное музыкально-сценическое произведение создано по мотивам литературного первоисточника. А пикантность темы и обстоятельства жизни героинь этой, по сути, новой истории — всего лишь контекст для разговора о «громадном, великом чувстве, могучем, как мир». Парадоксально, но мюзикл «Яма» — спектакль о любви. Вернее, о страшных, губительных и не всегда обратимых последствиях ее полного отсутствия…
Уважая общественную мораль и предвидя возможные трудности восприятия, театр адресует постановку исключительно взрослому зрителю, но тем не менее вслед за Александром Куприным посвящает этот спектакль-предостережение матерям и юношеству.