Драматический |
18+ |
Камран Шахмардан |
1 час 50 минут, без антракта |
Современную азербайджанскую пьесу поставил финн азербайджанского происхождения — в «Балтийском доме» такой спектакль смотрится весьма органично. На фестивале «Встречи в России» здесь ежегодно представляют театры стран СНГ, играющие на русском, но оттого не становящиеся русскими. «Убийца» — история одинокой женщины, учительницы химии, которая вместо того чтобы пить и сплетничать с соседкой, пока соседкин муж, мент, пропадает на дежурстве, мечтая поймать настоящего убийцу, ведет нежнейшие диалоги с самой собой, а точнее, со своими невидимыми зрителю отличниками и двоечниками, а заодно и со своей путеводной звездой, которая для нее реальнее любых соседок. В рамки традиционного психологического театра этот сюжет, понятно, не уложить. И когда в один прекрасный (как кажется поначалу, а на самом деле — проклятый) день в дом училки является настоящий, хотя и бывший, ученик, объясняется ей в любви и укладывается с ней в постель, на сцене в спектакле Камрана Шахмардана ничто не отдает кондовой антрепризной мелодрамой. Тут в полной мере процветает поэтический театр с поправкой на Восток. Сцены насилия здесь, если они удаются актерам, напоминают жестокие танцы, а что уж говорить о сценах любви.
Однако удаются они актерам не всегда. Актриса Наталья Попова некогда играла Нину Заречную в спектакле легендарного Геннадия Опоркова, и то, как она борется с чеховским актерским опытом, чтобы выглядеть достоверной в азербайджанской легенде, — отдельный сюжет. Артисту Валерию Степанову роль дается куда легче: его молодой герой, как всякий восточный мужчина, пребывает в уверенности, что всегда прав, и оттого обходится без внутренних драм. Впрочем, индикатором для актеров служит зрительный зал. Как только они переходят на кухонные интонации, в зале раздается смех, даже если текст не располагает к веселью. Не случайно роли соседей режиссер отдал маленьким людям. Они буквально снуют под ногами у главных персонажей, чтобы те чувствовали себя героями пусть современного, но мифа — о том, как женщина, говорящая со звездами, с высоты своей неземной любви сначала превращает мужчину в чудовище, а потом совершает то, что ей только и остается.