Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.5

Спектакль
Оловянный солдатик

Постановка - Большой театр кукол
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
История о солдате, танцовщице, тролле и человеке Режиссер Яна Тумина создала в Большом театре кукол необычный спектакль по мотивам самой романтичной и загадочной сказки Г.Х.Андерсена. Три молодых актера Мастерской Р.Кудашова разыгрывают историю о любви, смерти и чести, но, несмотря на серьезные темы, поднимаемые в спектакле, постановка получилась эффектной, яркой и зрелищной благодаря акробатическим номерам, замечательной работе сценографа и художника по свету. В этой истории все персонажи знаменитой сказки одинаково важны. И каждый из героев открывается зрителю в неожиданно новом свете. В центре событий оказывается тот самый мальчик, которому в день рождения подарили оловянных солдатиков. Мальчик вырос. И вот он, взрослый человек, пытается вспомнить, что же заставило его бросить игрушку в огонь. Человек беседует с троллем и проживает всю сказку до конца в роли простодушного игрушечного солдатика. Тролль — инфернальный, страстно влюбленный в танцовщицу, страдающий — придает знакомой истории новое звучание. Неожиданно и то, что танцовщица, печальная и серьезная, из всех героев оказывается наиболее стойкой.
Детский
6+
Яна Тумина
50 минут

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Игнат Бетхудов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
8 июня 2011
Сумбурная, но вдохновенная вариация на тему сказки Андерсена

Самостоятельное плавание бывшего режиссера Русского инженерного театра «АХЕ» Яны Туминой началось четыре года назад со спектакля «Солесомбра». Уже тогда стало ясно, что ей ближе привычный «театр художника»: отдельные мизансцены были столь изящны и гармоничны, что надолго впечатывались в память, а кто кого любил и кто кого убил — забывалось на следующий день. Со временем ситуация не то что не изменилась, а усугубилась. Новый спектакль Туминой — по мотивам сказки Андерсена о стойком, влюбленном, одноногом и оловянном солдатике — прекрасен и на глаз, и на слух. Герои возникают из темноты, как из таинственной шкатулки, балансируют на реях, как на волнах изменчивой судьбы, борются за любовь, преображаясь в тореадоров на корриде. Саунд-дизайн Андрея Сизинцева аккомпанирует действию тонко и вкрадчиво. Молодые актеры убедительны. Денис Казачук (солдатик) — романтический стоик, простоватый, но добросердечный. Михаил Ложкин (тролль) — зловещий интриган, но не настолько жуткий, чтобы не напоминать сварливыми эскападами Карлсона. Екатерина Белевич (танцовщица) — грустная девушка, мечтающая о чистой любви. Артисты разыгрывают сказку, ловко переходя от живого плана к кукольному, и тогда маленького солдатика передают с рук на руки, рассказывая о его опасном путешествии. Потом люди снова сменяют кукол — и рослый солдатик уже стоит навытяжку на одной ноге: вторая одета в темную брючину, и ее как бы нет. Эту театральную условность готовы принять все зрители из разношерстной публики — от мала до велика.

А вот кому адресована одновременно витиеватая и простодушная мораль спектакля, ясно не вполне. Артист Казачук временами перевоплощается в мальчика, хозяина игрушек, и напряженно решает дилемму — пострадал ли солдатик по его вине или ответственность можно возложить на тролля? Тролль отпирается. Спор длится долго и монотонно. Танцовщица прекращает дебаты, фактически затолкав бедного солдатика в печку и сиганув за ним. И дети, и взрослые в некотором смущении, но солдатик так красиво поднимается вверх в луче света, а его пламенное сердце так ярко сверкает, что режиссеру Туминой в очередной раз все прощаешь.

0
0

Отзывы

9
Надежда Демкина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
15 октября 2011
О человеке

Сегодня мы очень боимся серьезных разговоров. Особенно с детьми. Особенно на важные темы. Детей развлекают, занимают, отвлекают, устраивают интерактив, показывают шоу – делают с ними все, что угодно, только бы они, не дай бог, не заскучали или не задумались о чем-то. Ну и дети развлекаются. Ведь они как зеркало – что ты им, то и они тебе в ответ…
Этой весной в Большом театре кукол состоялась очередная премьера. Спектакль «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (со знаменательным подзаголовком «почти правда в одном действии») поставлен по мотивам детской классики, сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Постановку осуществила режиссер, актриса и педагог Яна Тумина, которая долгое время сотрудничала с русским инженерным театром АХЕ. Это уже второй ее опыт на сцене Большого театра кукол, после спектакля «100 оттенков синего», который был представлен публике год назад.
– Детский зритель парадоксальный, думаю, и театральный язык должен соответствовать этому качеству, - рассказывает Яна Тумина. – Ребенок очень умный и «жесткий» зритель. Завладеть его вниманием даже на полчаса – это уже надо попрыгать выше головы. У меня на самом деле это первый опыт постановки спектакля для детской аудитории. Другие – взрослые спектакли, которые хорошо смотрят дети. «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» тоже получился таким, просто возрастной диапазон расширился.
Ганс Христиан Андерсен – так же парадоксален, как парадоксальны дети. Он подчеркивал, что пишет недетские сказки, хотя детям его сказки читали со времени их появления (первый сборник был опубликован в 1832 году), и даже добился, чтобы на памятнике ему детей не изображали. Его сказки жестки и откровенны. Он не пытается сюсюкать с читателями или смотреть на мир сквозь розовые очки. Девочка со спичками замерзает от холода, оловянный солдатик расплавился в огне камина, калоши счастья не принесли счастья никому, в том числе и своему обладателю. Но это не значит, что они насквозь мрачны. В них немало и счастливых историй: Дюймовочка находит своего принца, гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, а Снежная королева побеждена. Словом, там есть все – как в жизни. Так что неудивительно, что его сказки не устаревают и к ним обращаются снова и снова.
Режиссерский багаж Яны Туминой как нельзя кстати пришелся ко двору Большого театра кукол. Хотя конкретно в этом спектакле куклы играют скорее декоративную роль (это куклы-знаки, появляющиеся в ключевые моменты действия), но сама атмосфера, аромат присущи именно детскому театру, от которого ждешь волшебства, сказки, превращений. Именно этим всегда пленял зрителей театр АХЕ, превращая любого зрителя в забывшего обо всем ребенка с открытым ртом. Мастерски используя игру света и тени, используя ограниченное количество очень точных деталей, режиссер и трое актеров рассказывают вечную историю – о любви и верности, подлости и ответственности, о самых важных на свете вещах и для ребенка, и для взрослого.
Конечно, это спектакль не для самых маленьких – и видя в зале 3-4-летних малышей, было непонятно, почему их родители не посоветовались при покупке билета с кассирами, которые всегда предупреждают о таких моментах. Маленькие дети могут испугаться слишком резких звуков, темноты, спецэффектов. Сюда нужно идти с детьми младшего школьного возраста, с 7 лет и старше – в возрасте, когда дети еще не боятся показать, что они верят в сказки, и когда уже можно с ними обсуждать подобные темы. Самый главный сюжет для обсуждения – тот, что лежит за историей любви одноногого оловянного солдатика и прекрасной балерины. Тот, что вынесен режиссером в заголовок под словами «о человеке». Это история мальчика и тролля. Именно с нее начинается спектакль. Мальчик в темноте ищет своего солдатика, надеясь на чудо, вновь перетряхивая коробку и роясь в пыли, и пытается оправдаться перед троллем – мол, это ты подбил меня выкинуть солдатика. Ну а тролль говорит сущую правду: это ты принял решение, ты и несешь за него ответственность. Нести ответственность за свои решения, поступки и слова – это то, чего нам всем не хватает. Очень легко возложить вину на троллей, Интернет, США, президента – список можно продолжить по желанию. Куда как сложнее признать, что это ты сделал то, за что сейчас тебе очень стыдно и о чем ты сожалеешь. Но сделать уже ничего нельзя. Останется в камине только оловянное маленькое сердечко, которое было самым стойким, самым верным и самым любящим…
Не думайте только, что в спектакле все ходят с серьезными лицами и ведут заумные разговоры. Яна Тумина знает, как заставить зрителей ахнуть и податься вперед, зажмуриться или пошире открыть глаза, когда поманить блестками, а когда напустить дыма. Просто за этой театральной акробатикой есть еще и история, которая останется в голове и в сердце после выхода из зрительного зала.

3
0
10
Anfisa Gustokashina
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
14 апреля 2020

Я посмотрела запись спектакля Большого Театра Кукол под названием «Оловянный солдатик», поставленного по мотивам одноименного произведения Г. Х. Андерсена. Этот спектакль мне порекомендовал мой знакомый, актер, по его словам, это добрая и трогательная постановка, которая всегда пробуждает в нем любовь к миру. После такого отзыва, конечно, захотелось и мне прикоснуться к прекрасному.
А в этом спектакле прекрасно все: содержание, техническое исполнение, актеры, которых, между прочим всего трое и зрители. Скажу пару слов и о них, они тоже были частью записанного спектакля.
Прежде всего, хочу рассказать о том, как обыгрывались игрушечные персонажи сказки, это меня больше всего привлекает в театре.
Зритель погружается в историю постепенно, вместе с мальчиком и злым троллем, они как бы читают сказку вместе и хотят выяснить, почему же солдатик оказался в печи. Здесь есть небольшое расхождение с оригинальным сюжетом, где солдатик случайно упал в камин. В спектакле солдатика отправил в печь именно мальчик. Вернемся к декорациям: на протяжении всего спектакля важным рабочим инструментом была простая коробка, мне очень понравилось это решение, так как коробка была и капканом, и корабликом, и темным тоннелем. Таким образом, локации плавно перетекали одна в другую, как кадры песочного театра. Также я сделала предположение, что коробка могла появиться в спектакле как отсылка к первой экранизации сказки 1934 года, где злобный тролль был заменен на игрушку «Джек в коробке», такого жуткого Петрушку на пружине.
В спектакле действия происходят в двух планах: актерский и кукольный, так как это все-таки театр кукол. Некоторые эпизоды проигрываются фигурками, у каждого актера есть сой маленький кукольный дублер. Это прием мне также очень понравился; кроме того, что кукольная проекция интересна детям, она еще и дает актерам отыграть эмоции особо драматичных сцен. Пока куколки изображают реальность, актеры изображают внутренние переживания. Кстати, фигурка тролля как раз прикреплена к пружине, что также отсылает нас к Джеку в коробке.
На протяжении всего спектакля нас сопровождает символ вечной любви – оловянное искрящееся сердце, которое в спектакле было подвешено на тонкой леске, оно как бы парило в воздухе, а благодаря направленному на него лучу зеленого света создавались необычные оптические иллюзии. Иллюзии занимают важное место в картине: каждый раз, когда Тролль слышит, что прекрасная Балерина гадает на цветочке «любит – не любит», Тролль вынимает иглы из своего тела, что очень ярко выражает чувства героя. Нельзя не отметить и акробатические трюки актеров, особенно актрисы, чей образ балерины, по моему мнению, должен быть сложен в исполнении, и другие элементы, которые были необходимы для изображения падения из окна, плавания по тоннелю, взаимодействия с рыбой и других.
Что касается самих персонажей, то образ солдатика меня очень порадовал. Это настоящий добрый и смелый герой, он немного наивен, но самоотвержен. И безусловно достоин такой же сильной и скромной балерины.
Как я уже писала, в спектакле задействованы всего три актера и целый зал завороженных маленьких зрителей. На сцене использованы буквально несколько элементов декораций. Я очень ценю лаконичность в спектаклях, потому что так остается больше пространства для воображения. Ведь цель спектакля не скопировать последовательность событий, а передать суть, изобразить и научить эмоциям и чувствам.
Спектакль очень динамичен, что также хорошо для детского восприятия, в нем есть «магия» и глубина, поэтому и взрослым очень интересно его смотреть.
Порадовало нетипичное завершение представления, без привычных оваций, поклонов и шума. В момент, когда актеры выходят на поклон, актриса достает оловянное сердце и оно вновь разгорается сверкающим светом, в зале воцаряется волшебная атмосфера и на такой спокойной красивой ноте действие заканчивается. Мы остаемся в этом настроении и можем еще какое-то время жить в сказочной истории.
Возможно, моя рецензия не совсем объективна, ведь я не внесла никаких критикующих замечаний. Оставлю это для профессиональных театральных критиков, актеров и режиссеров. Я смотрела эту постановку как один из зрителей зала – как ребенок, и получила большое удовольствие.

0
0
9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
12 января 2013

Красивый спектакль о самом главном. 50 минут не оторваться от сцены, потому что на наших глазах происходят чудеса. Самым маленьким и самым взрослым рассказывают сказку о любви. Для этого театра не составляет труда показать, как солдатик летит вниз головой из окна или как он томится в желудке у огромной рыбы.

Нас учат быть стойкими. Чтобы увидеть красавицу, солдатик должен выкарабкаться из коробки и помахать ей рукой. Она обязательно помашет ему в ответ. Мальчики должны быть стойкими, как солдаты. Девочки должны быть красавицами. И в какой огонь не понёс бы их ветер, огонь не будет страшным. Лепестки розы должны выпадать только на слове "любит".

Она похожа на него - он стоит на одной ножке, она - танцует. Они нашли друг друга и никакие злые тролли их не разлучат. Мальчик в финале не хочет бросать солдатика в огонь. Потому что солдатик должен стоять на одной полке с танцовщицей.

Спасибо - как всегда - за возвращённое детство и за разговор о самом главном.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все