Москва
6.9

Фильм
Дело гражданина вне всяких подозрений

Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto, Италия, 1970
Описание Афиши
Описание прокатчика
Итальянский сатирический детектив

Инспектор полиции убивает свою любовницу, рассчитав, что его вес в обществе позволит ему остаться вне подозрений.

  • Дело гражданина вне всяких подозрений – афиша
  • Дело гражданина вне всяких подозрений – афиша
  • Дело гражданина вне всяких подозрений – афиша
  • Дело гражданина вне всяких подозрений – афиша
  • Дело гражданина вне всяких подозрений – афиша
Драма, Криминальный
16+
Элио Петри
12 февраля 1970
1 час 55 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Элио Петри

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
9 марта 2014

Мужчина (Гьян Мария Волонте) стучится в дверь женщины, та ему открывает и спрашивает «Как ты хочешь меня сегодня убить?», потом они занимаются любовью, он действительно грубо убивает ее, а затем отправляется на работу. Он работает главой отдела убийств в местной полиции. Так начинается жесткий циничный фильм Элио Петри, который на несколько десятилетий предвосхитил жестокость и циничность «Грязи» Уэлша. Полицейскому, конечно, приходит отчет об убийстве, и он начинает расследование. Дело в том, что он там наследил без стеснения, но будучи у руля сам, он направляет группу детективов куда ему заблагорассудится, ни капельки не боясь за результат. Он заходит настолько далеко в своей наглости, что некоторые подчиненные начинают о чем-то понимать, но силой репрессий и шантажа, начальник держит все под своим контролем. Причем цель его такого поведения отнюдь не скрыть собственный поступок, а наоборот – доказать, что ему можно вообще все. Он даже пишет признание и приходит к своим вышестоящим начальникам, рассказав им о том, что именно он убил девушку, но те решают дело быстро замять и отпускают того без обвинений. Верхушка политической власти – в полной удовлетворенности, простые люди – запуганы до молчания. Иными словами, все как обычно.

Великий фильм, шедевр, который не потеряет своей актуальности и выразительной мощи еще долгие десятилетия, а-то и века. Без каких-то экивоков и намеков Элио Петри мощно обвиняет тех, кто держит власть в своих руках, в откровенном беззаконии и наглом вероломстве, с которым они вершат свои преступления, вместо того, чтобы с ними бороться. Петри никогда особо не шел на компромиссы, а тут и вовсе раскричался настолько, что отхватил целый ворох самых престижных кинопремий – мировой кинематограф просто не мог закрыть глаза на то, как представитель итальянского общества публично обличает представителей властей страны в том, что они всячески покрывают собственные преступления и вершат самые страшные убийства, прикрываясь то законом, то силой, то коррупцией. Естественно, подобного рода вопросы всегда звучат громко в странах с расшатанной политической системой. Но удивительно то, что, к примеру, в России выход подобного фильма, а уж тем более попадание его на фестивали и Оскар, просто невозможен в принципе, тогда как в Италии не только проскочило, но и Петри за это ничего не было, он как до этого громогласно обличал власти, так и продолжил после.

Впрочем, фильм силен не только своим политическим и социальным фоном, что он создает. Хотя и там желающие могут найти для себя целый ворох моментов, готовых стать пищей для размышления. То, как герой Волонте иллюстрирует равенство фашизма и власти, как разражается пространной речью, сравнивая либерализм и сексуальное извращение, все это в умах левонастроенного зрителя обязательно зажжет искру понимания и восхищения. Но обратимся к исключительно кинематографическим ценностям. Жанрово фильм так же легко определить, как, к примеру, книги Франца Кафки. С одной стороны, вроде бы, это или детектив, или фильм-процесс, с другой имеет место быть комедийное начало, хотя и очень черное по сути, а на выходе получается, что это острейший социальный фильм, в котором нашлось место как для обличения либеральному обществу, так и плевку в лицо правительству.

Повествование фильма построено на непростой нарративной системе, раскрывая суть убийства в самом начале, но припрятывая смысл оного на потом, когда зритель созреет, что называется. Сценарий обильно использует флешбеки, которые параллельно с основной линией истории раскрывает дополнительные стороны, как природы самого главного героя, так и его отношений с людьми. Конечно, детективная часть тут вытравлена, чтобы не отвлекать внимание от главных акцентов, которые в сценарии сделаны исключительно на пропитанной разложением системы вертикали власти, питающейся, будто больной и безумный монстр, кровью и плотью собственных людей. И ему сделать ничего нельзя, он даже сам себя укусить не может. К собственному яду существо имеет иммунитет. Есть тут и что-то от классической драматургии Достоевского, о преступлении и наказании, только в несколько перевернутом с ног на голову виде, в котором преступник одновременно является орудием наказания.

Невозможно без восхищения говорить о игре Волонте в этом фильме. Его постоянно потеющий, вызывающий ужас и отвращения герой – это просто находка. Глаза Волонте так и пышут ненавистью, болью и злобой. Он до глубины души порочен и там, на самом дне своей души, он чувствует в этой порочности терзание, которое толкает его на признание, но совсем не потому, что он раскаялся. Он кричит, плюется, шипит, пышет злобой и отвращением. Оказаться с ним наедине, это самое страшное, что может представить себе зритель. Он не похож на человека, не зря у него нет даже имени, что с одной стороны лишает его индивидуальности, позволяя транспонировать проблему на более широкие слои, а с другой, отказывает ему и в человечности. Он безумен, но и система безумна в ту же сторону, поэтому официально безумными оказываются нормальные люди, которые по этой шкале восприятия, движутся в неправильном направлении. Шикарная игра Волонте, который и сам был левых политических взглядов, что помогло ему оживить своего персонажа со столь яркой энергетикой.

Саундтрек фильма, написанный Энио Морриконе, стал за прошедшие годы классикой. Основную тему использовали и переиспользовали во многих передачах и даже фильмах. Советские киношники, скажем, совсем не стеснялись ее цитировать. Эта мелодия, сыгранная на фортепиано и обрамленная обертонами губной гармоники, является одновременно и забавной, и безумной. То есть подобного рода тему можно услышать в беспечной комедии, но когда она пропитывает своей наивностью сцены, подобные тем, что показаны в этой картине, становится как минимум неуютно и жутковато. Темп фильма восхитительно плотный и насыщен действиям, сцены в бесконечном серпантине сменяют друг друга, сменяют направление, кружат голову зрителю. Весьма жесткие моменты, обилие насилия, порой скорее косвенного, чем открытого, придают постановке весьма острый вкус. А изящное па, что режиссер делает в конце фильма, подбрасывая работу до феноменального абсурда Кафки, захватывает дух.

0
0
3
scheet
618 отзывов, 619 оценок, рейтинг 102
18 августа 2013

Покуда фильм полноценно не задумывался ни в полицейском жанре, ни в приземлённо психологическом, то от него ожидалось более авторско-утопическое впечатление, если угодно, как раз "кафкаобразное". К сожалению это было иллюзией. При всём том, зрелище вышло местами слишком неповоротливым, местами затянутом, а местами наоборот мейнстримовым. Такой коктейль, да ещё сдобренный намёками на главного героя с позиций "юнгов/фрейдов", совершенно не оставил цельного впечатления. И невольно приходит мысль, что эпитет - "классика", для данного фильма чересчур смел. Это всего лишь авторский отголосок настроений итальянского государства и общества конца 60-х. Времени свободы и патриотизма, размышлений и боязни, в конце концов - времени выбора.

0
0
7
Татьяна
13 отзывов, 68 оценок, рейтинг 21
9 июля 2012

«Какое бы впечатление он на нас не производил, он — слуга Закона. Он принадлежит Закону и не ответствен перед человеческим правосудием». Франц Кафка
Под веселую музыку Морриконе, полицейский, идущий на повышение, перерезает горло надоевшей ему девице. Оставляет за собой кучу улик и ожидает возмездия, хотя и говорит себе, что он останется безнаказан. Параллельно действию, происходящему в настоящем, режиссер погружает зрителя в воспоминания героя, из которых становятся понятными причины убийства: жертва унижала полицейского, относилась к нему как к несносному мальчишке и внушала мысли об убийстве. Полицейский играл с ней в игры «изображая жертву» и фотографировал в роли убитых женщин. После того, как она нашла ему замену: молодого соседа-революционера, полицейский превратил игру в реальность. Чем ближе развязка фильма- тем более он становится сюрреалистичным, режиссер прямо не говорит о том, что будет с героем, но зрителю все становится понятно «без слов». Вообще авторы фильма на многое обращают внимание: это и сатира на власть, на ее могучесть и безнаказанность, на человеческие комплексы, которые приводят к страшным последствиям. На то, как обычные люди боятся власти и стараются не вмешиваться в их дела. Этот фильм-классика, и классика потому, что все, что в нем показано, актуально и сейчас.

0
0

Подборки Афиши
Все