Старые времена, то есть, где-то еще начало века, но уже после Первой мировой. Невыразительный человек по имени Стокласа (Мариан Лабуда) бредет по поместью Кратохвильского замка, администратором которого он является волею судеб и решений вышестоящих организаций. Он никакой не князь, не граф, хотя всегда мечтал им быть, поэтому он и купил весь замок, вместе с обслугой и хозяевами. Чтобы окончательно поразить всех скептиков и завистников, Стокласа решает устроить настоящую охоту и объявляет всем, что на нее приглашен настоящий аристократ, чистокровный граф. Однако, когда тот действительно приезжает, то выясняется сначала, что он не граф, а князь, а потом и вовсе становится понятно, что он какой-то наглый самозванец. Разгневанные мужчины всячески третируют его, вынуждая уехать, и когда тот сдается и покидает поместье, все женщины и дети безутешно рыдают – так он полюбился им. А то, что он никакой не граф и не князь, да какая в целом разница, наступают новые времена, когда никому до этого нет никакого дела.
Все-таки лучшие работы Менцеля приходятся на те, что были сняты в сотрудничестве с писателем Богумилом Грабалом, без его тонкой, острой и яркой прозы эфемерный режиссерский почерк автора становится каким-то совсем уж неосязаемым и выглядит даже пустым. Конечно, предъявлять претензии о том, что фильм какой-то бессодержательный к режиссеру, который снял дюжину прекрасных столь же бессодержательных работ, несколько наивно. Да и, если разобраться, какой-нибудь социальной сатиры тут вагон – высмеяны нравы вероломство людей, которые пытаются любой ценой пробиться наверх аристократических сословий. Однако, надо признаться, что в этот раз что-то не сработало, искра не вылетела, не подожгла топливо, и двигатель не запустился. Веселье в фильме есть, но очень уж щадящими порциями. Узнаваемые и любимые актеры прекрасны, но моментально растворяются на фоне величественных пейзажей. В конце концов понимаешь, что остро не достает той самой колоритной деревенской прозы, за которую мы любим творчество Менцеля.