Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Один из главных спектаклей последних лет — в России и о России. Лауреат «Золотой маски»
  • Гроза – афиша
  • Гроза – афиша
  • Гроза – афиша
  • Гроза – афиша
  • Гроза – афиша
Драматический
16+
Лев Эренбург
16 февраля 2007
2 часа 45 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Андрей Пронин
75 отзывов, 114 оценки, рейтинг 77
1 сентября 2009
Один из главных российских спектаклей последних лет

Тетенька (Кабаниха — потрясающая актри­са Надежда Лаврова) в кофте и круглых очках бухгалтерши встает на пластмассовый стульчик, какими любят оснащать парки культуры и распивочные, и разговаривает с Богом. Вдруг ее осеняет страшная догадка: «А может, вовсе нет тебя?» Может быть, и нет, а может, есть — только он не спешит с ответом. В спектакле по мо­тивам замусоленной школьной программой пьесы Островского, поставленном худруком петербургского «Небольшого драматического театра» Львом Эренбургом в Магнитогорске, никто никуда не спешит. Это царство стоячей воды, то ли проклятое, то ли благословенное: здесь ничто не течет и ничто не меняется. Застыла Волга — декорация Алексея Вотякова представляет ­собой огромные мостки над всамделишным бассейном, куда время от времени отважно сигают актеры. Главная отличительная черта этой остановившейся в ступоре, вне времени и пространства, России — та самая сырость, какая бывает от стоячей воды. И комары, невидимый и неистребимый внутренний враг.

Магнитогорский театр на российской театральной карте — заметная точка. Заметили его еще в начале 90-х, когда туда практически в полном составе переехал Русский театр Таджикистана под руководством талантливого Валерия Ахадова, а уж когда для работы с Ахадовым в провинцию явилась Анни Жирардо, живая и настоящая, точку обвели красным. Аха­довская энергия ощущается в Магнитогорской драме и сейчас, много лет спустя после его отъезда в Москву. Режиссеру Эренбургу во внутреннем электричестве также не откажешь. Две энергии схлестнулись, разряд, искра, гром и молнии. Так разразилась эта «Гроза», один из лучших спектаклей в России за последнее время. И точно лучший спектакль о России.

Лев Эренбург по своему обыкновению собрал его из актерских этюдов, рискованных, провокационных, иногда на грани фола. Немногословная замкнутая Катерина (Анна Дашук), выбравшись на свидание с любовником, тут же засыпает у него на коленях от усталости, хлипкий туберкулезник Борис (Игорь Панов) мочится в Волгу, спина мускулистого Кудряша (Сергей Хоруженко) украшена татуировкой в виде совокупляющихся слонов, бестолковому Тихону (Владимир Богданов) мамаша подстригает ногти на ногах, а Феклуша (Елена Савельева) проглатывает свой монолог, захлебываясь пьяными слезами. Не трезвее и изобретатель Кулигин (Юрий Дуванов), с трудом сохраняющий равновесие, опершись на свой громоотвод. Глаша (Лира Лямкина) — одинокая девушка, пытающаяся приворожить парней пряниками, которые для этого, согласно какой-то странной народной примете, она запихивает себе в трусы. Текст переделан, осовременен, появились новые персонажи, скажем, незабываемо колоритная слепица (Марина Крюкова). Магнитогорские актеры со всей возможной страстью и достоверностью рассказывают о том свихнувшемся мире, в котором живут. Но твердая ­рука режиссера Эренбурга не просто монтирует саркастические зарисовки с провинциальной натуры, но загадочным образом складывает из них фреску. Да такую, что с некоторого момента герои спектакля начинают вызывать не гадливость, а восхищение: в них чувствуется богатырская мощь, фольклорная стать. Вот только какой-то потусторонней волей их легенда остановилась на полуслове — и в ожидании продолжения они спиваются, мельчают, деградируют. От такого хоть волком вой, хоть в омут головой, ­хотя, как выясняется из спектакля, это ­тоже не выход.

0
0

Отзывы

9
Марфа Некрасова
43 отзыва, 50 оценок, рейтинг 100
22 ноября 2008

Все здесь пропитано народными прметами, заговорами и, может, даже мистикой. Спектакль начинается глашиными заклинаниями, чтобы родился ребеночек у рабы божьей Катерины Петровны и у раба божьего Тихона Ивановича. Позже она будет читать заговоры, чтобы Тихон ее полюбил, а Кабаниха будет кидать ложку, чтобы та упавши указала на того, кто украл ее "сестрицу". Вокруг все деревянное, и иногда через щели пробивается свет, а первая сцена проходит в бане. Мать подстригает ногти сыну, потом стегает его веником. И иногда снова герои заходят в баню, но такая у них там жизнь, что сильно ли она целиком отличается от парилки?.. Кабаниха, правда, не такая диктаторша, она полная женщина в платке и очках, она произносит фразу "строгость от любви", и ее можно понять. Говорит Катерине "Вой давай" при проводах Тихона будто в шутку, та, придуриваясь, послушно воет. И обнимаются они как мать с дочерью, и друг другу на "ты". А Катерина вообше здесь хохоливая девчонка, любящая поиграть и пошептаться с Варварой. А у Варвары с Кудряшом любовь, и раздеваются они во время этой любви смешно, неаккуратно, и все без слов, как милые животные, только когда Варя убегает, Кудряш кричит вовсю: "Варюха! Ты куда?". Кричат все обильно, не боятся вовсе, что Кабаниха или еще кто услышать могут. А что если душа рвется, да и потом все равно ничего не скроешь, здесь видно все. Как Борис мочится в Волгу (во втором действии за деревянными досками появляется река), как он же пристает к Варваре, но нет, любит он только Катерину. И только у Эренбурга и он платится за свою запретную любовь. У него начинается чахотка. И поэтому он не берет с собой в Сибирь Катерину, только поэтому. Тихон тоже ее любит, он души в ней не чает, и вечно ее хочет, а она отталкивает его, нежно называя "Тиша, не надо". Потому Тиша и напивается с Савелом Прокофьичем, а тот его «бабой» зовет. И все это под лирическую мелодию с намеками на аргентинское танго, накликающую и навевающую тоску русскую, но и с нотками дерзкости, решительности да страстности.

1
0
9
Марина
35 отзывов, 78 оценок, рейтинг 21
2 июня 2008

он такой, такой, такой. словами и не раскажешь.
как будто ты можешь его потрогать, руками. чувствуешь грязь с пола, скатерть из грубой домотканной ткани, воду, что течет в реке и льется на сцену.
много страниных заговоров, наговоров.
в сцене когда Глашка, засунув пряники запазуху прыгала и говорила "чтоб тихон не мог жить без меня, чтоб ему без меня не было то житья нормального", а потом она эти пряники стала вынимать из лифчика из подмышек, мол готовы, и из трусов, весь был в шоке. не потому что это было как то противно или не в тему, а потому фантазия добавила к этому запах. запах этих пряников.
и весь спектакль такой - обьемный, необычный, живой.
такой, что хочется пойти еще раз. такой что ты выходишь из зала и все еще остаешься, живешь в этой истории.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все