Москва
6.9

Фильм
Сумрачный самурай

Tasogare Seibei, Япония, 2002
Самурайская драма японского классика Едзи Ямады

Бедный самурай-неудачник Сейбей только что похоронил жену и уже поставил на себе крест, когда на его голову валятся сразу два испытания: любовь молодой сестры друга и приказ в поединке убить бунтаря-самурая, отказывающегося покончить с собой. Ничего особенного не сулящий исторический фильм семидесятидвухлетнего японского ветерана Ямады оборачивается удивительно полноценным удовольствием, заставляя вживаться в чужие судьбы, сопереживать конфуцианским сентенциям — как любовным и желать заглянуть за рамки кадра, чтобы полнее охватить эту жизнь.

  • Сумрачный самурай – афиша
  • Сумрачный самурай – афиша
  • Сумрачный самурай – афиша
  • Сумрачный самурай – афиша
  • Сумрачный самурай – афиша
Драма
16+
Едзи Ямада
2 ноября 2002
2 часа 9 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Едзи Ямады

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1026
5 ноября 2003

Вторая половина XIX века. Эпоха Эдо, конец правления с гуната Токугава. Самурайские кланы теряют силу. Скоро княжества объединятся, и они вообще станут никому не нужны. Воинские ряды деморализованы, на улицах беспредел. Самураи прозябают бухгалтерами. Грустный Сейбей по кличке Сумерки (Санада), самурай рангом ниже среднего, только что похоронил жену и поставил на себе крест: вырастить бы двух маленьких дочерей, и то хорошо. Вскоре на его голову свалятся сразу два испытания: любовь молодой сестры друга Томоэ (Миядзава) и приказ убить в поединке бунтаря-самурая, отказывающегося покончить с собой.

Ничего особенно хорошего не сулящий исторический фильм семидесятидвухлетнего ветерана японского мейнстрима дзи Ямады оборачивается неожиданным и каким-то удивительно полноценным удовольствием. Он заставляет вжиться в чужие судьбы с той медленной, совсем не претенциозной значительностью, какую и должно проявлять настоящее психологическое кино, но какую в последнее время нам дает только очень хорошее телевидение. Он позволяет дышать воздухом прогорклых рисовых складов и обнищавших самурайских пагод и делает убедительными даже самые неподходящие для сопереживания слова. Форма это только пустота. Пустота это только форма . Снятый в теплых коричневатых тонах, почти исключительно в сумерках (непонятно, зачем было переименовывать Сумеречного самурая в Сумрачного , тем более что он не сумрачный, а печальный), фильм обладает такой жизненностью, что хочется отодвинуть рамки кадра, заглянуть в места, нам не показанные, чтобы полнее охватить эту жизнь. Тут уж волей-неволей потянешься за киноэнциклопедией: что это за человек, дзи Ямада, что такое кино на старости лет снимает? Названия мало что говорят, зато поражают цифры: 41 год в режиссуре; 77 картин; к этой приступил, закончив 48-й за 26 лет сиквел к своему фильму Тяжело мужчинам . Что ж тут удивительного: человек явно знает что-то такое, что и опытом-то не назовешь. Вслед за киноэнциклопедией рука невольно тянется за Конфуцием, которого постоянно цитируют герои. Но он под рукой есть только в серии ЖЗЛ.

0
0

Отзывы

9
Маша Шарманова
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
19 ноября 2008

«Сумеречный самурй» -- история о мужестве, любви и счастье.

«Многие считали моего отца несчастливым, потому что он не сделал карьеры, не завоевал наград и умер молодым… Но это не так, он был счастливым человеком – его жизнь была полной.»
Дочь самурая
Любой фильм – это повод сделать небольшую остановку в пути, замереть, дать себе возможность посмотреть на жизнь под новым углом зрения, как бы через призму чужого восприятия мира. Фильмы не должны, по сути, заменять жизнь, компенсировать недостающие эмоции, наоборот, они должны дополнять их или же продолжать. Поэтому и есть особенно любимые фильмы, которые состыкуются с нашей собственной жизнью, задевают за живое. Такое кино, как и хорошая книга, действительно становится поводом взглянуть на себя самого, свой мир и свою жизнь по-новому. Становится поводом задать себе вопросы. В этом есть своя фишка. Мы так часто задаем вопросы другим, и так редко себе… Вся жизнь состоит из поступков – внутренних, внешних. Почему мы поступаем именно так, а не иначе? Да очень просто – мы такие, какие есть, и на фоне общего поведения и многословия, именно поступки выдают истинную правду о нас. Именно по поступкам мы узнаем друг друга. Именно в поступках мы познаем, что значит любить и быть любимым. Мы не сверхлюди, мы просто люди. Мы не знаем как поступать, мы просто делаем это… сами не зная почему. Что же нами движет? Отдаем ли мы себе отчет в том, зачем, почему, с какой целью мы «все это делаем». Естественно, снова вечный, добрый и старый вопрос о смысле жизни. Кино, разумеется тоже про это. Хорошо, что не явно, а подтекстом. Когда мы не разумом пытаемся понять «для чего?», а чувствами.
Действие фильма «Сумеречный самурай» происходят в тот период, когда само слово «самурай» в Японии утратило первоначальный смысл доблестного война, героя, национальной гордости. Одни самураи принадлежат кланам и являются фактически рабами – если клан прикажет, самурай обязан убить себя, даже за незначительную оплошность. Свободные самураи лишены какого-либо заработка и промышляют либо разбоем, либо помогают крестьянам. В основном, их ждет участь чиновника или телохранителя. В стране постоянно меняется власть кланов, идет гражданская война. Все не стабильно. В любой момент каждый может стать врагом. Герой фильма Сэйбэй – чиновник самого низшего ранга, который похоронил жену и остался с двумя маленькими дочурками и добродушной, но сумасшедшей матерью на руках. Половина его мизерной зарплаты идет на выплату долгов. Что может ждать от жизни человек, оказавшийся в таком положении…. Не смотря на то, что он виртуозно владеет мечом и мог бы сделать достойную карьеру при дворе в качестве телохранителя, он предпочитает свой маленький, непонятный всем окружающим, свой собственный мир. Он состоит из заботы о дочерях, возделывания земли, выпиливании клеток для сверчков. К этим не хитрым каждодневным заботам Сэйбэй относится с полной отдачей и ответственностью. И как ни странно, на фоне общего хаоса его мир оказывается вполне стабильным и наполненным смысла. Одни не понимают, другие насмехаются, третьи презирают его за это. Прозвище «Сумеречный» он получил именно за то, что после работы, вместо выпивки и похода по девочкам спешил домой к своим дочерям… Но шила в мешке не утаишь, и если ты мастер меча, тебе придется вытащить его из ножен, потому что обязательно окажется рядом кто-то слабый, за кого придется вступиться. И в этом смысле, у человека, наделенного внутренним благородством нет выбора – он не бросит близких и дорогих людей ради удовлетворения собственных амбиций, будет драться даже палкой вместо меча, чтобы защитить честь подруги детства, да и во всех других ситуациях у него будет только одно решение, подсказанное сердцем и чувством ответственности. И уже новые, другие легенды придумывают о Сэйбэе его сослуживцы.
В фильме реально мало национального японского колорита, он только обозначен, да и нет ярких красок, постановочных супербоев. Приглушенные «сумеречные» тона, мало диалогов, о многом приходится догадываться. Но все очень символично, ничто не отвлекает от сути истории. И это тоже символично. Ведь глаза видят всегда картинку. Уши слышат то, что хотят услышать. И мы становимся заложниками внешних форм и собственных фантазий. Из-за этого важные и действительно значимые вещи уходят, вернее, остаются нами незамеченными. Мы гоняемся за внешними атрибутами успеха, счастья, любви, богатства, мужества, женственности. Но если забрать всю мишуру, то картина мира сразу изменится. Ведь с биологической точки зрения успешный организм – это тот, в котором каждый орган хорошо выполняет отведенную ему функцию и не теряет связи с другими органами. Успех у каждого свой, в зависимости от реальных возможностей. И он не в приобретениях, а в отдаче. Также и любовь, она как и истинная красота по словам Ницше «говорит шепотом, и только самые чуткие уши способны услышать ее». Любовь ничего не требует, ни за что не борется, не пытается завоевать, покорить, доказать свое существование. Она робко живет в сердце, надеясь, мечтая. Она всегда внутри нас самих, а не где-то там, во встречах, поцелуях, расставаниях, ухаживаниях и красивых словах. Она может быть совсем немногословна и отстраненна, как у героев «Сумеречного самурая». Только серьезные испытания иногда могут выплеснуть ее наружу. Может быть, именно для этого они и нужны. Ведь именно в испытаниях мы обретаем себя истинного, именно в них становится понятно, что имеет для нас истинную ценность, а что было просто случайным стечением обстоятельств.
Как бы мне не понравился «Сумеречный самурай», не смотря на то, что теперь это один из моих любимых фильмов, мне вовсе не хочется смотреть его еще раз. Но я точно знаю, что то, что принес мне этот фильм, я смогу сохранить на всю жизнь. Для чего-то ведь снимают кино… Просто, некоторые делают это с полной самоотдачей.

0
0
?
Sarah
381 отзыв, 419 оценок, рейтинг 262
1 марта 2004

Невероятный фильм! Как же я рада, что на него пошла! Это очень пронзительное произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни. Что важнее: деньги или понимание, любовь или честь, благородство или храбрость? Каждый выбирает для себя сам. И каждому этот фильм предоставляет свободу выбора, не диктуя псевдодогматичные истины.
Удивительно, что столь философская картина умудряется быть ещё и нежной, и тонкой.
А на улице я расплакалась.

0
0
?
Николай
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
24 октября 2005

Несмотря на то, что 74-летний режиссер Ёдзи Ямада считается живым классиком японского кино, фильмы о самураях он начала снимать относительно недавно - в 2002 году. В рамках «нового старого» жанра пожилой патриарх представил на суд зрителей «Сумеречного самурая», экранизацию произведений Сюхэя Фудзисава. Два года спустя на экраны вышла лента «Скрытое лезвие», во многом продолжающая традицию и эстетическую риторику первого опыта режиссера с самурайской темой. Как это часто бывает, вопреки «народной мудрости» совсем не мудрого народа, первый самурайский блин Ёдзи Ямада не вышел комом. Режиссер представил на суд зрителей настоящий деликатес, во многом разбавляющий густую патоку из традиционных штампов «самурайского жанра». Итак, по традиции, несколько слов о сюжете.

Действия фильма происходят во второй половине XIX века. Главный герой - Сэйбэй Игути - простой самурай, служащий в хранилище клана и получающий жалованье в 50 коку риса в год. Его жена умерла от чахотки, дома – две дочери (Каяно и Ито) и старуха-мать. Жизнь его тяжела, и каждый день Сэйбэй вечером спешит домой, где его ждет хозяйство. Товарищи, подсмеиваясь над Сэйбэем, за глаза называют его «Сумеречный самурай».

Однако смешки умолкают после того как, получив вызов во время пьяной потасовки, Сэйбэй с легкостью одерживает победу над противником при помощи деревянного меча. Слава сослужила ему дурную службу: Сэйбэй неожиданно получает приказ убить одного из лучших мастеров клана, начальника стражи Дзэнэмона Ёго, который, отказавшись от приказа сделать себе харакири, поставил себя в оппозицию клану в качестве предателя.
Сэйбэй пытается отказаться, но «это приказ клана, а значит – приказ Его Светлости!», и он вынужден выполнять. В ходе кровавого и по-своему завораживающего угловатой гармонией поединка Сэйбэй убивает Дзэнэмона Ёго и возвращается к дочерям.

Фильм получился действительно сумеречным, в хорошем смысле этого слова (от слова сумерки). Сумерки, время спокойствия и своеобразной, неброской гармонии, создающей непередаваемое ощущение комфорта и уюта. Это время молчаливого интима, однако сумеркам чужд эгоцентризм, несмотря на кажущуюся отстраненность, часы перед заходом солнца наполнены по-настоящему добрым желанием разделить ощущения целостности с близкими тебе людьми (и от себя добавлю – животными, т.к. испытываю к последним нежнейшие чувства).

Самурай Сейбей сам, по сути, является воплощением этих сумерек, несмотря на объективные бытовые сложности и соблазны, он берет на себя настоящие мужские обязательства наполнить жизнь своих дочерей и беспомощной матери семейной теплотой и заботой. Во многом сумеречная атмосфера фильма формируется и за счет общей приглушенной цветовой гаммы фильма, его неторопливого сюжета и акцентированном внимании на бытовых аспектах жизни Японии конца XIX века. Сумерки Сейбейя сдержаны и скромны, герой идеально вписывается в общую визуальную и смысловую составляющую фильма, которую вкратце можно охарактеризовать столь характерным для японской культуры явлением как минимализм.

При более детальном рассмотрении, образ героя имеет ряд существенных отличий от классических штампов «самурайского жанра». В большинстве фильмов подобной тематики главный персонаж предстает перед зрителем в виде одинокого странника, пережившего целый ряд кровопролитных схваток. Для него вся жизни, по большому счету, осталась где-то там, позади...

0
0

Подборки Афиши
Все