Москва
6.9

Фильм
Телец

Россия, 2001Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Драма про смерть Владимира Ленина.

Историческая фантасмагория о последних днях жизни В.И.Ленина.

  • Телец – афиша
  • Телец – афиша
  • Телец – афиша
  • Телец – афиша
Исторический
0+
Александр Сокуров
1 января 2001
1 января 2001
1 час 44 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Александра Сокурова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
17 апреля 2001

"Эх, Надя, Надя!" - причитает седая нечесаная Маша с надбровными дугами, как у питекантропа. "Эх, Маша, Маша!" - вторит ей такая же седая и нечесаная Надя, которую отличают от Маши глаза навыкате, как у страдающих базедовой болезнью. Две старушки корчатся над тазом с простынками - серо-желтыми, как ночнушки стиральщиц. Как чехлы на старых креслах, как вс в этом загородном доме, где помирает хозяин - лысый старик с высоким лбом, как у Ленина. Собственно, хоть в титрах фильма он указан как Больной, это и есть Ленин. Александр Сокуров продолжает тетралогию о тиранах, начатую в позапрошлом году "Молохом" о последних днях Гитлера. Впереди - Мао Цзэдун и Уинстон Черчилль.

Во время просмотра фильма вспоминал я, как в детском саду ворочался на жесткой раскладушке с полудня до трех, смотрел на облака, вместе с которыми пролетал мимо меня еще один летний день, и стрелки настенных часов еле ползли. В три нас поднимали и усаживали полдничать творожной запеканкой, кислой, невкусной, в черно-желтой корке. Со стены на запеканку смотрел дедушка Ленин в пыльной рамке под золото. Я ненавидел запеканку и ненавидел Ленина, как будто в кислом ее вкусе и в тоскливых моих детсадовских днях это он был виноват. А ведь был. Вот такое вспоминалось мне во время просмотра фильма Сокурова. Надо же было чем-то себя занять, пока полтора часа на экране помирал Ленин.

Фильм Сокурова тащится через старческие склоки домашних скучно-медленно, как стрелки в тихий час. От желтых простыней и больных обитателей кисло во рту, как от запеканки. Я снова ненавижу дедушку Ленина. Только на этот раз он ни при чем. Смерть Владимира Ильича делает скучной Александр Николаевич. Делает методично, намеренно, чтобы звонче зазвенели колокола финальной премудрости: Ленин-де, не смотри что вождь, умер по-простому, свет в небесах увидел, и хорошо ему стало, и отошел.

Я рад за Ленина, что исход его был легок и светел. Но ни мне, ни другим едокам запеканок, ни тем более всем, кто жил в СССР 20-50-х, от этого не легче. Вывод, что смерть на всех одна и к тирану она приходит так же просто, как ко всем остальным, звучит как индульгенция тирании; это несвоевременно и никогда своевременным не должно стать. Это не скучно уже, безнравственно это.

2
0

Отзывы

5
rocky_plays_rocky
367 отзывов, 370 оценок, рейтинг 111
12 декабря 2013

Фильм о Ленине, в котором он показан богом поверженным, одомашненным и преданным. Прекрасное решение Сокурова сфокусироваться на заботе о Ленине о его зависимости от нее - это настоящая и удачная демонстрация падения.
Мифическая атмосфера покинутого бога прекрасно усиливается характером изображения, построением сцен и самой композицией. Сокуров вновь снимает миф о боге (Ленин - тот же Молох), снимает настолько умно и художественно, что получается подсмотренная на Олимпе история падения.
К сожалению, фильм не был полон той драматичностью, как был "Молох". Чтобы выделить "Молох" из фильмов Сокурова, "Тельцу" я ставлю незаслуженное "Так себе". До "Хорошо" не хватило самой йоты.

0
0
5
Виталий v
117 отзывов, 144 оценки, рейтинг 102
6 июня 2012
ПЕРЕВОРОТ

Один день лета 1923 года из жизни Владимира Ильича Ленина. Драма.
Самый зелёный фильм из тетралогии Сокурова о власти, продолжающего оживлять призраки прошлого.
В мае 1922 года Ленин тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. Главным лечащим врачом Ленина с декабря 1922 года и вплоть до его смерти 21 января 1924 года был немец Отфрид Фёрстер. 15 мая 1923 года из-за болезни Ленин переезжает в подмосковное имение Горки, где и происходят все события фильма. Ленину (Леонид Мозговой) 53 года, но выглядит он 70-летним стариком. Во всём виновата неизлечимая болезнь, передавшаяся Владимиру Ильичу от отца, - кальциноз сосудов мозга, - в результате которой у Ленина отнимается правая сторона тела. Он понимает, что положение его критическое, что он больше не может вести активную политическую жизнь, руководить страной. Даже тело теперь не подчиняется Ленину. Личность распадается, память подводит, интеллект хромает. Загнанный в угол болезнью, Ленин становится капризно-требовательным, часто срывается в истерику. "Никто Вас здесь не любит,"- говорит ему женщина из прислуги. Да и сам Ленин себе не рад, он просит у партии яда. Но яд ему не дают. Зато держат в информационной изоляции: не подпускают к телефону, не передают письма и газеты.
Вместе с прислугой за Лениным ухаживают жена Надежда Константиновна (Мария Кузнецова) и сестра Мария Ильинична (Наталья Никуленко). Последняя обвиняет Ленина в эгоизме и сумасбродстве.
Приезжает Сталин (Сергей Ражук), и Ленин оживляется. Со Сталиным он может говорить на равных. "В чём главная задача революции,"- спрашивает Ленин. "В гуманизме," - отвечает Сталин. "В насилии единственная точка опоры,"- поправляет Ленин. - "Источник насилия не может быть бессильным. Я прошу у Политбюро яда. Тот, кто не может убить другого, должен убить себя сам".
Кто не привык к авторскому кино, лучше фильм не смотреть - он покажется скучным. Хотя на "Тельце" Сокуров собрал рекордное количество отечественных фестивальных призов и получил признание критики и власти.

0
0
7
13 февраля 2012
Драма о беспомощности

Тяжёло больной Ленин (Мозговой) на излёте жизни влачит существование в резиденции в Горках. Копошащаяся вокруг семья, прислуга и даже любящая жена (Кузнецова) не скрашивают обстановку. "Вылечитесь, если умножите 17 на 22", - говорит доктор (Елисеев). Ленин не может. "Я заказывал у партии яд", - вспоминает он.

Начав "Молохом", который про Гитлера, исследование внутренних переживаний крупнейших вождей ХХ века, в "Тельце" режиссёр Сокуров обращается к постинсультному Ленину. "Телец" не столько о "пределе власти", как принято считать, сколько об одиночестве, физической немощности, потерянности, сиротливости, ощутимой вопреки близости родственников. Тут уж не до власти, когда связь с внешним миром прервана даже в виде корреспонденции.

Ленин нужен Сокурову для определения эпохи, для пары бесед о Марксе, для обоснования прекрасного появления на крыльце Сталина (Ражук) - но не более. По большому счёту, будь на его месте простой батрак, изменился бы лишь исторический масштаб. Телесное недомогание - оно для всех недомогание, в том числе и для великих революционеров.

Режиссёр рассматривает героя во всех неприятных и интимных подробностях, приближает камеру вплотную к мраморно-белому лицу, стараясь разглядеть мятущуюся душу, забыв о чеканном профиле вождя пролетариата. Изображение, подёрнутое малахитовой пеленой, напоминает репортаж с того света. Сокурова в связи с этим попрекали ни много ни мало в некрофилии, хотя, будучи редким эстетом и моралистом, до скабрезности он всё же не опускается. (Можно только посоветовать с осторожностью смотреть "Тельца" легковозбудимым натурам).

Фильм приятно поражает отсутствием лобовых метафор и аллегорий - за непременным исключением, правда, вопиющего визита Смерти около финальных титров. Ритм поддерживается, хотя события ограничиваются в основном лежанием на кушетке. Легко, без аффектации и громоподобной музыки (композитор спорадически нашептывает Рахманинова) передаётся весь минорный спектр эмоций. Как сказал Ницше: "Извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество".

0
0

Подборки Афиши
Все