Москва
6.8

Фильм
Юморист

Россия, Латвия, Чехия, 2018Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Советский комик идет против власти

Режиссерский дебют писателя, журналиста и сценариста Михаила Идова («Лондонград», «Оптимисты») про эстрадного комика Бориса Аркадьева (Алексей Агранович) и его непростые отношения с советской системой. Из всего этого вырастает смелое авторское высказывание про противоборство власти и шутов, декламирующее, что тоталитаризм, по сути, боится только одного: быть высмеянным. 

  • Юморист – афиша
  • Юморист – афиша
  • Юморист – афиша
  • Юморист – афиша
  • Юморист – афиша
Биография, Драма
16+
Михаил Идов
26 сентября 2018
1 марта 2019
1 час 40 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Михаила Идова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

8
Максим Сухагузов
60 отзывов, 386 оценок, рейтинг 633
2 марта 2019
Космический дебют про советского комика

Летом 1984-го юморист Борис Аркадьев (Алексей Агранович), раскрученный в программе «Вокруг смеха» благодаря одному хитовому номеру про фотографа и обезьянку, возвращается с гастролей в Юрмале с копченой курицей и развивающейся хандрой. Он уже почти свыкся с тем, что закупорил свой творческий потенциал, хотя за рюмкой иногда еще ехидно вспоминает о литературных амбициях и дебютном романе с говорящим названием «Проклятье». Люди при погонах в основном используют его в качестве той самой ручной обезьянки: разбудить ночью и отвезти развлекать кого-то из генералов — обычное дело. Но вот по телевизору все чаще передают об успехах советской космической программы, а однажды ему выпадает случай лично пообщаться с космонавтом, и Аркадьев кроме шуток задумывается о высоком, а может быть, просто о том, что и в космосе тоже болтаются «космические обезьянки».

Идея сделать из судьбы советского комика будто бы «Луи» нашего разлива была слишком привлекательной, чтобы кто-нибудь когда-нибудь ее не реализовал. Концерты по всей стране, цензура и общее ощущение «под колпаком» — благодатная почва для материала. В «Юмористе» эта формула не совсем реализована до конца, но неудивительно, что ближе всего к ней подобрался именно человек западной сценарной закалки Михаил Идов, который недавно помогал Алексею Попогребскому («Оптимисты») и Кириллу Серебренникову («Лето») по-новому декорировать советское прошлое, отпел в клипе с Монеточкой 90-е, а теперь вот снова заговорил про ментальный 1984-й в полнометражном дебюте.

Борис Аркадьев — вымышленный персонаж, но при этом как бы собирательный образ всех советских юмористов тех лет, а для того, чтобы придать плодам фантазии Михаила Идова чуть больше автобиографичности, он выписан еще и человеком еврейских корней, скрывающим свою фамилию под псевдонимом. При этом в фильме упоминаются реальные коллеги Аркадьева вроде Жванецкого, Карцева и Хазанова. Забавно, что жену Бориса Аркадьева в фильме сыграла как раз Алиса Хазанова, которая кое-что знает о жизни в семье юмориста.

Как всегда у Идова, когда-то придумавшего сериал под названием «Лондонград», возникает этот наверняка предумышленный, но вполне естественный ракурс на наше, но как-то не по-нашему. С одной стороны, «Юморист» по настроению напоминает современный американский сэдком вроде «Коня БоДжека», а с другой — вполне себе работает на территории картины «Высоцкий. Спасибо, что живой», которая тут напрямую цитируется. Юморист Аркадьев ведет себя как такой типичный хулиганский стендап-комик — цапается с друзьями по цеху, много пьет, спит с девицами на гастролях (эффектный выход Полины Ауг), а еще рисует пенисы с крыльями вместо автографа поклонницам (появление Юлии Ауг). Отсылка к современной комедии вполне себе конкретная и имеет целый сквозной образ телевидения, который проходит через фильм — сначала в виде зловещего белого шума по телевизору, затем в виде видеокассеты с эротикой и, наконец, c записью легендарного выступления Эдди Мерфи «Delirious», которое засмотрели до дыр русские комедианты, что не могло не повлиять на зарождение современного стендапа в России.

В финале эта линия проговаривается в виде довольно лобового обращения к современной комедии от лица советского генерала, который высказывает нехитрую пророческую мысль, что в будущем надо бы разрешить всем шутить про секс, взятки и политику, потому что это помогает выпустить пар и, наоборот, прибрать к рукам и завуалировать все это. Высказывание об отношениях власти и артистов — что может быть банальнее, но и одновременно актуальнее везде и всегда. Если в фильме «Лето» противопоставление «система — человек» красиво нивелировалось мелодраматической историей, то в «Юмористе» оно становится чуть ли не центральным. Распад личности главного героя тут зеркалится с гниющим ощущением распадающейся системы, где руководители страны умирают один за другим, а генералы падки на порно и грязные слухи из артистической среды (их подвозит из Голливуда герой Юрия Колокольникова в парике и очках, но практически в роли самого себя). Даже приземление советских космонавтов, о котором вещают по телевизору, на самом деле выглядит не как успешный полет, а как крушение.

Запараллелить космонавтику и жизнь пьющего юмориста, казалось бы, неожиданный ход («Космос и водка» — так формулируют русскую идею в фильме, а еще мелькают сигареты «Космос» и постер «Космической одиссеи»), если бы набирающий обороты артист Алексей Агранович, которого Идов подглядел у того же Серебренникова в «Гоголь-центре», в этом году уже не сыграл приближенного к космосу человека в сериале «Частица вселенной» Алены Званцовой. Там Агранович исполнил въедливого психолога в Звездном городке, который тоже много пил и общался с космонавтами по связи, пытаясь вывести их на чистую воду. Безусловно, актер органичен в этом амплуа, поэтому Идов умело этим пользуется, иногда даже давая Аграновичу непростые сверхкрупные планы, с которыми тот вроде бы даже справляется.

Вообще надо отдать должное режиссеру-дебютанту. Идов неожиданно в меньшей степени полагается на сценарные костыли (кроме разве что программного заявления к финалу, но и оно ловко подбивается инфернальным смехом) — это типичный сценарий режиссера под самого себя. В основном тут все сделано на уровне режиссуры — внятной и в то же время такой бархатной, как будто теплыми руками аккуратно работают холодным скальпелем, что уже в будущем может тянуть на режиссерский почерк. Вполне себе живые, домашние и герметичные эпизоды соседствуют с двумя мощными центральными сценами, которые из горизонтальной истории отправляют героя в вертикальную плоскость. Одна из них как раз про общение с космонавтом, которая решена как такой сакральный диалог практически с Богом о жизни и смерти. А вторая — в бане (бывшей церкви), где Аркадьев как раз напрямую сталкивается со смертью, при этом все за счет обстановки и ракурсов эффектно выставлено как древнеримская трагедия с предательством Цезаря.

Да, наверное, еще можно перечислить ощутимые заслуги фильма вроде хорошего саундтрека от композитора Дэвида Мейсона, работы малоизвестного чешского оператора Александра Суркалы и еще целого латышского съемочного цеха. Но это все вам расскажут создатели фильма со сцены на премьере, если «Юморист» доберется до проката (пока он стал только фильмом открытия кинофестиваля «Движение» в Омске, где мало прессы для взвинчивания полноценного ажиотажа вокруг фильма), поэтому хочется скорее перейти к обсуждению финала картины. Так вот, избегая спойлеров, концовка тут практически скопирована из финала второго фильма «Духless», сценарий к которому тоже писал Михаил Идов. Этот эпилог так же максимально двояко не проясняет, пошел ли главный герой на сделку со своей совестью, да и вообще стоит ли воспринимать все это за реальность. Больше похоже на прощальный взлет ракеты в космос.

16
4

Отзывы

9
Акакий Люлька
71 отзыв, 1173 оценки, рейтинг 2452
1 марта 2019
Автустовские иды

Сильное, смелое, многоплановое, полное глубоких метафор высказывание Михаила Идова в отношении прошлого, настоящего и будущего нашей страны, созданное, как у советских юмористов на эзоповом языке, в котором подлинный смысл фильма читается между строк.
На поверхностном, массовом уровне восприятия это, конечно, собирательная зарисовка про сложность жизни творца в самом расцвете душного позднесоветского застоя, когда свобода творческого самовыражения была жестко ограничена рамками дозволенного, про грани отношений творческой интеллигенции и власти и про двойные стандарты образа мира и жизни homo soveticus. В этом отношении Идов практически полностью воспроизводит трагедию советского интеллигента из «Осеннего марафона» и «Отпуска в сентябре», снятых в 1979 году.
На более глубоком, метафоричном уровне Идов идет гораздо дальше и советских лент и проблем уже ранее осмысленных им же в «Лете» и Германом мл. в «Довлатове». Тонкими штрихами мастера в фильме он показывает, что нынешняя Россия ничуть не изменилась, в сравнении с эпохой застоя. Совсем как сегодня, в «Юмористе» в августе 1984 года по телевизору все время рассказывают про агрессивную политику США, в космосе разваливается все, что только можно, страна непонятно зачем воюет на Ближнем Востоке, а концерты рэпера Фейса запрещаются, также как концерты Хазанова 35 лет назад.
Но самое главное, что в великолепно снятой финальной сцене в бане, как в метафоре Древнего Рима, в котором Цезарь давно ничего не решает, Идов ярко показывает – как и кто на самом деле принимает все решения в стране и почему в ней ничего не меняется десятилетиями и не будет меняться дальше. Великолепный фильм, которому просто нет аналогов в современном российском кино!

31
2
1
Алла Чижик
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 15
2 марта 2019

Адовая чушь с потугами на смысл смыслов. Откуда эти люди на экране, видимо родственники владельцев безвестных кинокомпаний, снявших это ... Бездарная тягомотина.
Идов, больше не снимай! Умоляю!!! Верните деньги за билеты!!!

16
1
1
Andrey Bolshakov
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 13
3 марта 2019

Это один из скучнейших фильмов, котрые я посмотрел за последнее время. Не могу понять мотивацию людей, котрые дают даньги на сьемки такого кино. Распил если только.

9
1
1
Nikita Bogdanov
6 отзывов, 10 оценок, рейтинг 19
3 марта 2019

Не очень, понравилось типичный еврейский (Юмор) как-то так...

9
2
1
True Rider
8 отзывов, 18 оценок, рейтинг 36
1 марта 2019

НЕ понравилось категорически! мутная драма без связи в сценарии. хотели рассказать какие случались переделки с артистами в СССР, а в итоге непонятное shit! Сюжет меняется быстро. Герои появляются и пропадают. Освоение очередное бабок, НЕ БОЛЕЕ!
На самом деле купился на песню "далекий млечный путь", но это просто игра на детских добрых воспоминаниях.
Сохраните свои деньги)

8
1

Подборки Афиши
Все