Москва
7

Фильм
Коммивояжер

Forushande, Иран, Франция, 2016Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Иранец Асгар Фархади снова искусно рассказывает о трещинах в браке

После «Оскара» за ленту «Развод Надера и Симин» иранский режиссер Асгар Фархади снова поборется за награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Как и «Развод», «Коммивояжер» — это камерная семейная драма о муже и жене, которая начинается очень тихо, но Фархади знает, как из цепочки, казалось бы, простых будничных ситуаций выстроить сложный житейский триллер. По сюжету семейная пара иранских театралов (в маленьком ангаре разыгрывают спектакль по пьесе «Смерть коммивояжера» Артура Миллера) переезжают в новую квартиру, но однажды из-за одной маленькой оплошности к ним в дом проникает незнакомец. Жена подвергается насилию. Муж пытается сохранить честь своей семьи и отыскать обидчика. Но кажется, что возникшее отчуждение между близкими людьми уже не остановить.

  • Коммивояжер – афиша
  • Коммивояжер – афиша
  • Коммивояжер – афиша
  • Коммивояжер – афиша
  • Коммивояжер – афиша
Триллер, Драма
18+
Асгар Фархади
21 мая 2016
2 февраля 2017
2 часа 5 минут
curzonartificialeye.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Асгара Фархади

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
3 февраля 2017
Иранская драма про честь и месть

Эмад (Шахаб Хоссейни), интеллигентный бородач лет сорока, днем преподает литературу в школе, а вечерами в возрастном гриме играет Вилли Ломана в скромной постановке «Смерти коммивояжера». Терпеливую жену Вилли при этом изображает его собственная жена Рана (Таранех Алидусти).

Супругам приходится срочно искать новое жилье: их дом пошел трещинами из-за строительства по соседству. И коллега по театру (Бабак Карими) сдает им только что освободившуюся квартиру. До них там жила некая женщина с маленьким ребенком, которая до сих пор не вывезла свои вещи. Если верить ворчанию соседей, она принимала у себя много мужчин — проще говоря, занималась проституцией. И вот однажды, когда Эмада нет дома, Рана идет в душ, по ошибке открыв входную дверь, и внутрь проникает незнакомец, предположительно — один из клиентов бывшей квартирантки.

Как и следовало ожидать от Асгара Фархади, что именно произошло в ванной, так до конца и не станет понятно: пострадавшая стесняется об этом говорить, а окружающие, включая мужа, стесняются расспрашивать. О прямом сексуальном насилии речь, очевидно, не идет, но у женщины разбита голова (она поскользнулась? ее толкнули? ударили?), и визитер явно чуть задержался уже после того, как понял, что женщина — не та, к которой он пришел. Иначе говоря, случилось ужасное (ко всему прочему, дело, напомним, происходит в Тегеране). Героиня сломлена травмой — не столько физической, сколько психологической: она замыкается в себе, при этом хочет от мужа помощи, боится оставаться одна и так далее. Муж же — а мы смотрим на все его глазами, хотя в самом конце Фархади незаметно сдвигает фокус — полон ярости и желания отомстить: он считает униженным в первую очередь себя. Идею обратиться в полицию герои быстро — в каком-то смысле очень по-русски — отбрасывают, что в подцензурном кинематографе, видимо, можно трактовать как мягкую фронду.

Другая героиня фильма — съехавшая из квартиры женщина — и вовсе остается фигурой умолчания: в кадре она так и не появится. Но ее история, которую мы собираем из косвенных данных — сбивчивых объяснений явно что-то скрывающего хозяина квартиры, соседских пересудов, оставленных вещей (детский велосипед, игрушки, душераздирающая коллекция туфель), — принципиально важна для понимания картины. «Коммивояжер» в этом плане напоминает «Жильца» Романа Полански (где герой снимает апартаменты женщины, выбросившейся в окно, и как бы попадает в ее кошмар). Тень великого поляка, автора «квартирной трилогии», возможно, мерещится не случайно: Фархади традиционно заинтересован в квартире как в пространстве — и в ее геометрии, и в ее смыслах. Здесь действие разворачивается в двух полупустых, необжитых квартирах (одна вдобавок в символических трещинах) — из одной мебель уже вывезли, в другую толком не ввезли, — и на них элегантно накладывается квартира Вилли Ломана, которая и вовсе декорация; режиссер намечает будущую метафору уже на начальных титрах.

Спектакль внутри фильма — прием очень тяжеловесный, но Фархади совсем не так прост, и уже название нарочно сбивает с толку. Мы помним, что пьеса Артура Миллера — трагедия о несбывшейся «американской мечте», и безуспешно ищем в фильме какие-то параллели. Между тем «Смерть коммивояжера» — конечно, не только про личный успех, и Фархади достает оттуда второй, третий пласт: это история про стыд, про разочарование в себе и в том, кто рядом с тобой, про людей, говорящих на разных языках. Мы видим небольшие, тщательно отобранные фрагменты постановки: сцена, где сын застает Вилли с любовницей, разговор Вилли с желающим ему добра соседом (где обозленный Эмад начинает импровизировать), споры с женой, финал, конечно. Но черты и поступки Ломана и его семьи у Фархади распылены между разными персонажами, и рифмы не следует понимать буквально; коммивояжер собственной персоной выйдет на сцену не с той стороны, где его ожидают.

44-летний Фархади, ведущий в своем поколении режиссер Ирана (после «Оскара» за «Развод Надера и Симин» — можно сказать, официально), — реалист и интеллектуал, не самое очевидное на сегодня сочетание. У него всегда есть социальный, классовый подтекст: фильм за фильмом его герои — молодые представители городского среднего класса, которые сталкиваются с людьми более традиционного воспитания, и Фархади критикует, конечно, в первую очередь «своих» — хотя его повестка мягко (речь, еще раз, об Иране) прогрессивная, в особенности в гендерном вопросе. И в то же время по структуре, по направлению рефлексии, по многослойности его превосходно сыгранные натуралистические мелодрамы отсылают скорее к модернизму: так, лучшая пока работа иранца «История Элли» даже сюжетно перекликалась с «Приключением» Антониони. Хитро задуманный «Коммивояжер» ходит по краю: неверный шаг — и фильм превратится в высосанную из пальца и даже высокомерную авторскую притчу. Но режиссер так виртуозно управляется с мизансценами, а его актеры так здорово передают тончайшую динамику отношений, что этого не происходит: можно вовсе забыть про Артура Миллера и просто смотреть, не моргая, этот печальный триллер о разрушенном браке.

6
0

Отзывы

7
insecure
44 отзыва, 146 оценок, рейтинг 783
7 февраля 2017

Поначалу фильм может показаться немного утомительным, но когда начинает разворачиваться настоящая драма, захватывает и приковывает внимание к героям и их неподдельным эмоциям.
Что может слегка сбить с толка российского зрителя, так это степень глубины трагедии, хотя для героев она, несомненно, сильно значима...Восток - дело тонкое, и вопросы чести семьи, а значит, и самого мужчины в первую голову - на первом месте. Если бы несчастье, случившееся с его женой, было бы яснее выражено, мне было бы более понятно, до какой степени горе горькое.. В фильме это несчастье - немного загадка...как-то не хватает ясности и обидно, что кино-то показывают, но как-бы через узкую щелку....не все ракурсы очевидны..
Не хочется сваливаться в слишком строгую критику. поскольку фильм - реально хороший....главная его ценность, на мой взгляд, - правдивость человеческих характеров героев в критической ситуации и самая та критическая ситуация, оставляющая каждого из героев делать выбор между гневом и милосердием, местью и прощением, гордыней и совестью...Выбор для всех нас актуальный, тем и достойный пристального внимания.

5
0
9
Игорь Незовибатько
48 отзывов, 62 оценки, рейтинг 45
31 января 2017

Я предчувствовал, что это произойдёт… «Коммивояжёр» Асгара Фархади измотал мою душу.
Кино над моралью, нациями, религиями, ценностями, добром и злом - о близких и понятных людях, кто делает выборы, ошибается, страдает - кто просто живёт… После него любые попытки всё знать, судить и быть правильным кажутся пошлостью.
Через простые детали и действия, погружение в быт, без всяких красивостей и эффектов, оно втягивает и полностью захватывает так, что я сижу, дрожа, с руками у губ, слезами на глазах. Тончайший вкус, не дающий ни малейшей возможности соскользнуть в сентиментальность, оценку, очевидность, осуждение, предсказуемость…
Те, кто могут смотреть со стороны, отметят незаметные режиссёрские приёмы, тонкую и глубокую актёрскую игру, аналогии с Ханеке, Дарденнами и Миллером, символы и смыслы… Я не хочу – я был внутри.
Я предчувствовал: такие испытания души делают меня человечнее

3
0
7
Галина Симонова
205 отзывов, 219 оценок, рейтинг 39
26 мая 2017

Довольно тяжелый и непростой к просмотру фильм, но при всем при этом назвать его плохим у меня язык не поворачивается. Мне кажется для восприятия этого фильма необходимо больше знать о культуре Ирана, его обычаях и укладу жизни, потому что в некоторых моментах мне не все было понятно. но фильм в целом стоит просмотра, хотя бы потому что открывает для зрителя другой мир, в котором люди хотя и живут немного в других условиях, чувствует и переживают такие же эмоции...

0
0
1
Alexandra Nikolaeva
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
9 февраля 2017

Фильм явно не для кинотеатра! Еще и тяжелый, выходишь из кинотеатра с осадком((

0
0
7
Антон Чигур
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 5
8 февраля 2017
На третий этаж, по лестнице, без лифта

Эмад и Рана - нормальная такая иранская пара. Он - учитель литературы в школе и актер небольшого театра. Она - актриса того же театра. Они любят друг друга и живут более-менее счастливо. Ну да, им приходится покинуть дом, по той причине что он может в любой момент упасть, за театром присматривает цензурный комитет, который настаивает на том чтобы из довольно безобидного спектакля по пьесе Артура Миллера "Смерть коммивояжера" (отсюда и название фильма), было вырезано как минимум три сцены. В общем, житейские иранские проблемы. И все это длится до тех пор, пока Рана, принимавшая душ и услышавшая звонок домофона, без вопросов открывает дверь, и уходит обратно в ванную, полагая что это муж вернулся с работы. А это был, совсем не муж.

Поскольку 45 президент США Дональд Трамп, ограничил возможности арабов пересекать границу Америки, съемочная группа этого фильма, номинированная на Оскар в категории лучший фильм на иностранном языке, награду свою, в случаи победы не заберет. Вроде бы им предлагали какие-то уступки касательно въезда, на особых условиях, но они отказались. В этом смысле, о победе этого фильма хочется услышать больше других. Но конечно не только поэтому. Асгар Фархади, на пару с Джафаром Панахи, показали всему миру, что существует такое явление, как Иранское кино и что оно весьма интересное. Данный случай - не исключение. Маленькая, тихая, скромная драма превращается в самый настоящий детективный триллер, который задыхается в безысходности, тоске и печали. Мастерски сделанный, безупречно размеренный фильм о том, как важно сохранить в себе человека, когда всё вокруг, вынуждает тебя превратиться в чудовище. Можно только представить с какой ненавистью посматривают на Фархади патриоты-государственники в Иране. Мол все ложь, все фальшь, у нас в Иране все хорошо и все счастливы, а недорежиссера проплатил Запад. Конечно им невдомек, что фильм не об иранских проблемах, а об общечеловеческих. И нам, россиянам об этом задуматься тоже было бы неплохо. Мы от Ирана, с его падающими домами, цензурными комитетами, и уголовщиной в подъездах не так уж и далеко ушли.

0
0

Подборки Афиши
Все